Основы системы управления рисками в таможенном контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основ системы управления рисками при таможенном контроле.
Согласно цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить основы системы управления рисками;
- обозначить порядок применения лицами таможенных органов системы управления рисками;
- определить меры по минимизации рисков;
- провести анализ статистических данных;
- выявить проблемы таможенного контроля и направления их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы системы управления рисками в таможенном контроле 6
1.1 Общие положения системы управления рисками 6
1.2 Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 9
1.3 Меры по минимизации рисков 15
Глава 2. Анализ статистических данных по проблеме таможенного контроля 24
2.1 Таможенная статистика внешней торговли 24
2.2 Контроль таможенной стоимости и управление рисками 28
Глава 3. Проблемы таможенного контроля при вступлении в ВТО и пути их решения 32
Заключение 37
Литература 39

Файлы: 1 файл

курсовая СУР (1).doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

1) грузовых таможенных деклараций;

2) уведомлений  о направлении товаров;

3) деклараций  таможенной стоимости (ДТС);

4) корректировки  таможенной стоимости (КТС);

4) таможенных  приходных ордеров (ТПО);

5) электронных  журналов;

6) центральный  реестр участников ВЭД;

7) справочники  НСИ.

Базы данных межгосударственного  и межведомственного информационного обмена:

1) с  Европейским бюро по  борьбе с мошенничеством (OLAF);

2) с ГТС Украины;

3) с Министерством  государственных доходов Республики  Казахстан;

4)  с таможенными  службами других иностранных  государств (по мере заключения соответствующих соглашений);

5) с министерствами, федеральными службами и агентствами (по мере заключения соответствующих соглашений).

Специализированные базы данных:

1) паспортов сделок;

2) валютного контроля;

3) образцы оттисков печатей уполномоченных  банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;

4) информации об административных  правонарушениях.

Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, ТД, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и  товаросопроводительных документах.

Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.

Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности  таможенных органов и служебных проверок.

Обращения и жалобы граждан, запросы  контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.

Уполномоченные должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом ФТС России.

В аналитической работе используются традиционные математико-статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС России и РТУ по соответствующим критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора. В ходе анализа выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от следующих показателей:

В отношении таможенных органов:

1) регионы Российской Федерации;

2) таможенные органы, осуществляющие  таможенное оформление и выпуск;

3) таможенные органы, расположенные  в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;

4) соответствующие должностные  лица.

В отношении участников внешнеторговой деятельности:

1) перевозчик;

2) таможенный брокер;

3) таможенный склад, склад временного  хранения;

4) вид транспорта, номера транспортных средств;

1) декларант;

2) отправитель;

3) получатель товара.

В отношении товара:

1) код в соответствии с ТН  ВЭД;

2) страна происхождения;

3) страна отправления;

4) иные показатели.

Степень выявленного риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей. Она может быть высокой, средней или низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснительной записки. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.

В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов:

1. Общероссийский - действует на  всей таможенной территории России.

2. Региональный - действует в регионе  деятельности одного РТУ.

3. Зональный - действует в регионе  деятельности одной таможни.

Решение об отнесении профиля риска  к одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждается:

- общероссийский – руководитель  ФТС России или лицо им уполномоченное;

-  региональный – заместитель  руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.

- зональный – начальник Главного  управления организации таможенного  контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля.

В зависимости от сроков действия профили рисков делятся на виды:

-  краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);

-  среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);

-  долгосрочный (от 3 до 6 месяцев);

-  постоянный (более 6 месяцев).

Конкретный профиль риска исполняется  на бланке установленной формы, в  электронном виде исполняется в среде Microsoft Word с использованием функции создания форм. Информация, представленная в профиле риска условно делится на четыре раздела: «Общие сведения», «Область риска», «Прямые меры по минимизации рисков» и «Контактная информация»

1.3 Меры по минимизации рисков

Меры по минимизации рисков делятся  на прямые и косвенные,  в графическом  виде их можно представить в следующем  виде:



 


 

 

 

 

 

 

ПРОФИЛЬ РИСКА


 

 

Прямые меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом России, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:

-  формы таможенного контроля;

- использование средств идентификации  товаров и транспортных средств;

- принятие мер по обеспечению  законодательства в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита;

- сбор информации о лицах,  осуществляющих деятельность по  перемещению товаров и транспортных  средств или деятельность в  области таможенного дела;

-  иные меры (экспертиза товаров,  транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).

К формам таможенного контроля, применяемых  в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:

-   проверка документов и  сведений;

-   устный опрос;

-   получение пояснений;

- таможенное наблюдение;

-  таможенный осмотр товаров,  транспортных средств, физических  лиц и багажа;

-   таможенный досмотр товаров  и транспортных средств;

-   личный досмотр;

-  проверка маркировки товаров,  специальными марками, наличия  на них идентификационных знаков;

-   осмотр помещений и территорий;

-   таможенная ревизия в  общей и специальной формах.

Использование средств идентификации  товаров и транспортных средств предполагает:

-  наложение таможенных форм  и печатей на транспортное  средство, контейнер или съемный кузов;

- нанесение цифровой, буквенной  или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места;

-   проставление штампов;

-   взятие проб и образцов;

-   описание товаров и транспортных  средств;

- использование чертежей, изготовленных  (или составленных должностными  лицами таможенных органов)  масштабных  изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций;

-  другие средства, позволяющие  идентифицировать товары, включая  пломбы отправителя товаров.

Использование средств идентификации  транспортных (перевозочных) документов и иных коммерческих документов на товары включает:

-   проставление на документах печатей и штампов;

-   нанесение специальных  наклеек и защитных приспособлений;

- помещение документов в грузовые  отделения транспортных средств,  на которые налагаются таможенные  пломбы и печати;

-  помещение документов в  сейф - пакеты.

К мерам по обеспечению соблюдения законодательства при применении процедуры внутреннего таможенного транзита относятся:

-  обеспечение уплаты таможенных  платежей путем внесения залога  товаров и иного имущества, представления банковской гарантии, внесения денежных средств в кассу или на депозит таможенных органов, а также путем поручительства;

-  таможенное сопровождение;

-  определение маршрута перевозки  товаров в соответствии с процедурой  внутреннего таможенного транзита.

Сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу либо в области таможенного дела состоит из следующих элементов:

- направление в таможенный орган  назначение запроса о наличии  получателя товаров;

- получение от налоговых органов,  осуществляющих регистрацию юридических лиц, а также от иных органов сведений о субъектах внешнеторговой деятельности;

-  получение коммерческих документов, документов бухгалтерского учета  и отчетности, и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим операциям с товарами;

-  получение от банков и  иных кредитных организаций справок,  связанных  с внешнеторговой деятельностью и уплатой таможенных платежей, об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков, а также лиц, имеющих право владения, пользования  и распоряжения товарами от своего имени (ст. 16 ТК РФ).

Иные меры по минимизации рисков включают:

-  экспертизу товаров, транспортных  средств и документов;

- принятие структурными подразделениями таможни решения по отдельным видам документального контроля;

-  требование о предъявлении  при  декларировании товаров  групп риска, для которых правовыми  актами ФТС России установлены  отдельные места декларирования, а также групп «риска» и  «прикрытия», перечень которых доводится;

-  проведение дополнительного  таможенного контроля, в том числе  до выпуска товаров, должностными  лицами (ОТО и ТК) РТУ (таможни)  при условии их прикомандирования  к таможенному органу в месте  декларирования товаров;

-  направление требования о представлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации;

-   выгрузка товаров на  складе временного хранения;

-   принятие решения о выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (МТТ) и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;

-   указание во всех случаях в электронном уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;

-   решение о выпуске принимает начальник таможенного поста (начальник ОТО и ТК таможни);

-   направление копий грузовой таможенной декларации и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;

-   направление после выпуска товаров в случае отсутствия информации о субъекте внешнеторговой деятельности соответствующую базу данных, копии контракта, регистрационных и учредительных документов в ОТИ таможни для проведения последующего контроля;

Информация о работе Основы системы управления рисками в таможенном контроле