Международные таможенные организации и конвенции. Инструменты таможенной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Международные таможенные организации и конвенции 4
1.1 Виды международных таможенных организаций 4

1.2 Цели и функции Всемирной таможенной организации 5
1.3 Структура Всемирной таможенной организации 8
1.4 Международные конвенции по таможенным вопросам 10
2. Инструменты Таможенной политики РФ 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Менеджмент в таможенной системе Вариант №3.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

В идеальном варианте импортируемые  товары посредством универсального применения системы таможенной оценки должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира. Именно по этой причине представители ряда стран собрались 30 октября 1947 года в Женеве, чтобы подписать Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В статье VII ГАТТ рассматриваются вопросы оценки товаров для таможенных целей и предусматривается основа для развития двух систем международной таможенной оценки товаров.

Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28 июля 1953 года. Поскольку эта конвенция  не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Оно было разработано  как один из кодексов, вытекающих из результатов Токийского раунда многосторонних торговых переговоров, проведенных  в 1979 году под эгидой ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 1 января 1981 года. На страны, применяющие Соглашение, приходится 70% мирового торгового оборота.

На ГАТТ возложена ответственность  за применение положений Советом. ВТО  обеспечивает единый подход к интерпретации  Соглашения и применению его положений  на техническом уровне.

Между ВТО и ГАТТ существуют тесные рабочие отношения. Представители  этих организаций имеют статус постоянных наблюдателей в каждой из организаций.

Значительным достижением  ВТО в области таможенной оценки явилась подготовка Краткого руководства, в котором приводятся несколько  методик для оказания помощи Договаривающимся Сторонам в вопросах интерпретации  Кодекса по таможенной оценке ГАТТ, а также издание Указателя  правил проведения таможенной оценки, справочника по контролю за проведением  таможенной оценки, анализу таможенных правонарушений (совместно с правоохранительным комитетом).

Одной из важнейших  функций ВТО является оказание помощи его членам в вопросах обучения таможенников в целях повышения их квалификации. В состав секретариата Совета кроме экспертов по различным техническим вопросам входит и небольшая группа специалистов по вопросам обучения. Опираясь на своих специалистов и пополняя ограниченные средства, выделенные на эти цели добровольными вкладами своих членов и международных организаций, ВТО проводит разнообразные виды обучения и мероприятия по вопросам технического сотрудничества, включая:

- подготовку образовательных  модулей по разнообразным аспектам  таможенной деятельности для  использования их преподавателями  таможенного дела;

- организацию инструктивных  технических курсов для будущих  преподавателей стран-участниц ВТО;

- проведение курсов и  семинаров по главным конвенциям  Совета и другим мероприятиям;

- организацию ознакомительных  программ, в которых участники  имеют возможность ознакомиться  с работой ВТО и получить  знания в различных областях  таможенной деятельности;

- проведение обсуждения  учебных методологий и выявление  новых учебных потребностей в  различных регионах мира с  использованием консультативно-учебной  группы, состоящей из специалистов  стран-участниц.

2. Инструменты Таможенной политики  РФ

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой  политики государства, и поэтому  она зависит от целей и задач  общей экономической стратегии  правительства.

 

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются:

таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Цели таможенной политики Российской Федерации определены в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также уточнены применительно к таможенно-тарифному регулированию в статье 1 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является  Рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной  обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки товаров:

сырье ввозится беспошлинно или  по крайне низким ставкам, полуфабрикаты  – по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

Таможенная политика нацелена на поддержание  рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное

регулирование оказывает воздействие  на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов.

Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности.

Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.

С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функции защиты прав и свобод человека и общественных интересов. В соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса РФ может быть запрещен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств "исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации".

Использование таможенных инструментов призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.

Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер.

При полном отсутствии импорта неизбежно  повышение издержек производства и  цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

Меры по защите российской экономики  от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что "обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства". При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей "в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг".

Таможенная политика выполняет  также фискальную функцию. Уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам. Наконец, еще одной задачей таможенной политики является обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. О нацеленности таможенного законодательства на "активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством" говорится в преамбуле Таможенного кодекса РФ. В статье 2 этого Кодекса в качестве направления развития таможенного дела в Российской Федерации определены гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.

"В интересах развития и  укрепления международной экономической  интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права", - так закреплено в статье 4 Таможенного кодекса РФ.

Подобная норма содержится и  в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ч. 2 ст. 5): "В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами".

Курс на интеграцию Российской Федерации  в мировую экономику был подтвержден  в Плане действий Правительства РФ в области политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 года N 1072-р). Этот документ предусматривает следующее: "Таможенная политика будет осуществляться в соответствии с переговорной позицией при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В этой связи основной задачей реформирования таможенной системы на 2000 - 2001 годы является стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и содействие ее структурной перестройке, а также обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин. В этих целях Правительство РФ намерено поэтапно снизить и унифицировать тарифы и штрафы, ликвидировать таможенные льготы, совершенствовать практику таможенного администрирования".

 

 

Заключение

В 1947 году по запросу Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) была создана рабочая группа по таможенным вопросам с участием тринадцати государств. В 1950 году работа этой группы привела к подписанию в Брюсселе Конвенции, согласно которой  был создан Совет таможенного  сотрудничества (СТС). 26 января 1953 года состоялась инаугурационная церемония  при участии 17 членов-основателей  Совета. В 1994 году СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию. За всю историю существования  организации ее членами стали  более 170 таможенных служб мира, которые  контролируют около 98 % международной  торговли.

Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий  административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно  осуществляемых специально уполномоченными  органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных  внутри- и внешнеполитических интересов  общества и государства посредством  таможенного дела.

Государственная таможенная политика должна быть неразрывно связана  с основными параметрами его  политического, экономического, социального, научно-технического и т.д. развития, а также соответствовать внутренним и внешним реалиям, в которых  это сообщество находится, т.е. органично  вписываться в контекст ситуации различного уровня. Государственная  таможенная политика призвана защищать национальные интересы, определяемые, в том числе, исходя из особенностей социально- экономической структуры  страны. Она является инструментом сохранения и укрепления единого  политического, экономического, правового  и социокультурного пространства государства.

Информация о работе Международные таможенные организации и конвенции. Инструменты таможенной политики РФ