Международная интеграция в области таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аспектов международной интеграции на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть сущность международной интеграции;
2) выявить предпосылки развития международной интеграции;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Характеристика международной экономической интеграции 5
1.1. Сущность и предпосылки интеграции 5
1.2. Факторы, определяющие интеграционные процессы 9
1.3. Формы международной экономической интеграции 12
Глава 2. Таможенный союз республики Казахстан, республики Беларусь и Российской Федерации 18
2.1. Задачи, цели и этапы формирования 18
2.2. Анализ взаимной торговли товарами государств - членов Таможенного союза в I полугодии 2011 год 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения 33

Файлы: 1 файл

n1.docx

— 480.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

2.1. Задачи, цели и этапы формирования

 

Попытки создания таможенного  союза с российским участием в  регионе СНГ имеют уже почти  пятнадцатилетнюю историю.

20 января 1995 г. правительство республики Беларусь и правительство Российской Федерации, с одной стороны, и правительство республики Казахстан, с другой стороны, договорились, что формируют единый Таможенный союз.

25 января того же года  состоялась повторная встреча  правительственных делегаций трех  государств. Главы правительств  подписали Меморандум, в котором  было подчеркнуто, что Республика  Беларусь, Республика Казахстан  и Российская Федерация рассматривают  Соглашение о формировании Таможенного  союза как важнейшую часть  Договора о создании Экономического  союза.

Целями создания Таможенного  союза были названы:

  1. Обеспечение социально – экономического прогресса стран путем устранения разделяющих препятствий, мешающих свободному экономическому взаимодействию хозяйствующих субъектов;
  2. Гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
  3. Укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;
  4. Создание условий для формирования общего экономического пространства;
  5. Создание условий для активного выхода государств – членов Таможенного союза на мировой рынок.

Таможенный союз определялся  как экономическое объединение  государств, основывающееся на принципах:12

  1. Наличия единой таможенной территории государств – участников Таможенного союза;
  2. Наличия однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Формирование единой таможенной территории предполагалось осуществить  путем:

  1. Отмены в торговле между договаривающимися государствами таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений  на товары, произведенные на их территориях;
  2. Установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов  и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
  3. Формирования механизма взаимоотношений  Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от апреля 1994 г.

Комплекс взаимосвязанных  мероприятий по формированию Таможенного союза предполагалось  осуществить в два этапа. На первом этапе планировалось:

  1. Отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле в соответствии с Протоколом от 6 января 1995 г. о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь;
  2. Унификация внешнеторгового, таможенного,  валютно-финансового, налогового и другого законодательств, затрагивающих внешнеэкономическую деятельность;
  3. Формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из договаривающихся сторон.

Следующий этап – объединение  таможенных территорий государств –  партнеров в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной  правосубъектности Таможенного  союза.

На саммите в Душанбе 6 октября 2007 года главы государств Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации приняли  решение по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС13.

9 июня 2009г. Решением Межгосударственного  Совета Высшего органа таможенного  союза ЕврАзЭС (на уровне глав  правительств) №9 одобрены Концептуальные  предложения по срокам и этапам  формирования единой таможенной  территории

Стороны договорились внедрять достигнутые договоренности поэтапно и условно разделить весь процесс  на три этапа:

  1. Предварительный этап начинается с 1 июля 2009 года до 1 января 2010 года;
  2. Первый этап начинается с 1 января 2009 года до 1 июля 2010 года;
  3. Второй этап начинается с 1 июля 2010 года до 1 июля 2011 года.

Таможенное законодательство таможенного союза включает в  себя:

  • Международные договоры между Сторонами в области таможенного регулирования;
  • Таможенный кодекс таможенного союза;
  • Нормативные правовые акты Комиссии таможенного союза, издаваемые во исполнение положений Кодекса.

Определены принципы организации  таможенного администрирования  
на единой таможенной территории таможенного союза:

  • отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах;
  • единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории;
  • минимизация издержек субъектов внешнеторговой деятельности, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;
  • возможность подачи декларантом таможенной декларации на единой таможенной территории таможенного союза в любой таможенный орган, уполномоченный регистрировать и проверять таможенные декларации.

В Основных положениях проекта  Кодекса отражены вопросы таможенного  регулирования в таможенном союзе, единой таможенной территории таможенного  союза и таможенной границы, состава  таможенного законодательства и  др.

Таможенное регулирование  в таможенном союзе будет осуществляться в соответствии с таможенным законодательством  таможенного союза, а в части  не урегулированной таким законодательством, в соответствии с законодательством  государств-участников таможенного  союза.14

В соответствии с Планом действий по формированию таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС введение в действие Таможенного кодекса  таможенного союза предусмотрено  с 1 июля 2010 года.

Наиболее острой  проблемой  создания союза является единый тариф, так как поступления от таможенных пошлин – одна из главных статей доходов государственных бюджетов. Кроме того, Входящие в таможенный союз страны имеют разную экономику. В России и в Белоруссии выше, чем в Казахстане, доля обрабатывающих производств, поэтому отмена ввозных  пошлин на многие промышленные товары для них неприемлема. В России, например, существует производство легковых автомобилей и авиационной техники, и открыть свой рынок перед конкурентами она не может.

Экономический эффект от создания Таможенного союза для разных стран будет неодинаковым. Первоначально  основными выгодами сможет воспользоваться  Россия, промышленность которой получит  новые рынки сбыта. Белоруссия, например, планирует восстановить сократившийся  почти наполовину экспорт в Россию, а также рассчитывает на отмену импортных  пошлин, которыми облагаются поставляемые в республику из РФ энергоносители.

Наиболее пострадавшей  от создания Таможенного союза страной  будет Казахстан, который по большинству  импортных товаров имел более  низкие таможенные ставки.

Пока нет ясности с  дальнейшим расширением Таможенного  союза, но существует вероятность того, что он превратится в новое  интеграционное объединение с населением 167 млн. человек, совокупным ВВП в  размере 2 трлн. Долларов и товарооборотом  900 млрд. долларов.

Судя по опыту Европейского союза, в будущем экономическая  интеграция сделает неизбежным и  более тесное политическое взаимодействие государств – участников Таможенного  союза.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ взаимной торговли товарами государств – членов Таможенного союза в I полугодии 2011 года.

 

Чистый объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма  стоимостных объемов экспортных операций государств - членов Таможенного союза во взаимной торговле и исключающий повторный счет одних и тех же товарных потоков, составил в I полугодии 2011 г. 29 109,3 млн. долларов США. Валовой объем взаимной торговли, представляющий сумму стоимостных объемов экспортных и импортных поставок товаров во взаимной торговле, достиг 58 191,5 млн. долларов. К уровню I полугодия 2010 г. чистый и валовой объемы взаимной торговли увеличились на 40,2% и 40,8% соответственно.

В таблицах (приложение 1, 2) приведены месячные и квартальные данные, характеризующие объемы, динамику и пропорции развития взаимной торговли государств - членов Таможенного союза с момента его образования в 2010 году.

Как видно из приведенных  данных, за первый год работы Таможенного  союза (II полугодие 2010 г. плюс I полугодие 2011 г.) объем взаимной торговли государств - членов Таможенного союза увеличился по сравнению с предыдущим аналогичным периодом на 32,6%. Валовой объем взаимной торговли государств - членов Таможенного союза за этот период превысил 100 млрд. долларов.

Изменение валовых объемов  взаимной торговли государств - членов Таможенного союза по месяцам в графическом выражении представлено на рисунке 2.3

Рис. 2.3. Изменение валовых объемов взаимной торговли

 

Взаимная торговля со странами - членами Таможенного союза занимает 44,7% объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,4% объема внешней торговли Российской Федерации. Доля торговли с третьими странами в общем объеме внешней торговли составляет: в Республике Беларусь - 55,3%, в Республике Казахстан - 81,8%, в Российской Федерации - 92,6%.

Данные об удельном весе взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по Таможенному союзу в целом и по государствам - членам Таможенного союза в отдельности в I полугодии 2011 г. представлены на рисунке 2.4.

Рис. 2.4. Данные об удельном весе взаимной торговли в общем объеме внешней торговли

 

Распределение валового объема взаимной торговли по государствам - членам Таможенного союза в I полугодии 2011 г. иллюстрирует рисунок 2.5.

 

 

Рис. 2.5. Распределение валового объема взаимной торговли.

 

Как видно из представленных данных, вклад Российской Федерации в валовой оборот взаимной торговли составил 49,4%, Республики Беларусь - 31,5%, Республики Казахстан - 19,1%.

Доля товаров, происходящих из третьих стран, в чистом объеме взаимной торговли государств – членов Таможенного союза весьма незначительна.

В I полугодии 2011 г. на эти  товары приходилось лишь 2,3% стоимостного объема взаимного экспорта по Таможенному союзу в целом и 2,5%, 2,1% и 2,3% соответственно по Беларуси, Казахстану и России. Наибольший удельный вес в объеме торговли товарами, происходящими из третьих стран, занимают товары, произведенные в Китае (24,8% общего объема взаимной торговли такими товарами), Германии (7,7%), Польше (7,2%), США (6,2%) и Италии (5,2%).

Структуру взаимной торговли (в процентах к итогу, из расчета  в показателях чистого объема взаимной торговли) по укрупненным товарным группам характеризует рисунок 2.6.

 

Рис. 2.6. Структуру взаимной торговли

 

Как видно из приведенных  данных, во взаимной торговле государств - членов Таможенного союза преобладают поставки минеральных продуктов (42,7% чистого объема взаимной торговли), машин, оборудования и транспортных средств (16,7%), металлов и изделий из них (12,8%).

В рамках взаимной торговли Республика Беларусь поставляет в Российскую Федерацию следующие основные группы товаров: молочную и мясную продукцию (19,6% общего объема экспорта Республики Беларусь в Российскую Федерацию), средства наземного транспорта (17,5%), машины и оборудование (15,6%). Основную долю импорта Беларуси из России составляют топливо минеральное (68,8% общего объема импорта товаров), черные металлы и изделия из них (10,1%). Сальдо взаимной торговли Республики Беларусь с Российской Федерацией в I полугодии 2011 г. сложилось отрицательное в размере 5 229,9 млн. долларов.

В экспорте Республики Беларусь в Республику Казахстан важнейшими являются средства наземного транспорта (20,3% общего объема экспорта Республики Беларусь в Республику Казахстан), молочная продукция (20,3%), машины и оборудование (12,9%). В экспорте Республики Казахстан в Республику Беларусь преобладают топливо минеральное (40,1% общего объема экспорта Республики Казахстан в Республику Беларусь), черные металлы (32,5%), алюминий и изделия из него (12,8%). Сальдо взаимной торговли Республики Беларусь с Республикой Казахстан по данным Республики Беларусь составляет плюс 200,4 млн. долларов, по данным Республики Казахстан — минус 173,3 млн. долларов.

Наибольший удельный вес  в экспорте Республики Казахстан  в Российскую Федерацию занимают топливо минеральное (32,5% общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию), руды металлические (29,5%), черные металлы (14,2%). Импортирует Казахстан из России, в основном, топливо минеральное (33,2% общего объема импорта товаров), машины и оборудование (13,1%), черные металлы и изделия из них (10,3%). Отрицательное сальдо взаимной торговли Республики Казахстан с Российской Федерацией в I полугодии 2011 г. составило 2 715,3 млн. долларов.

Информация о работе Международная интеграция в области таможенного дела