Международная интеграция в области таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:56, курс лекций

Описание работы

Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями

Содержание работы

1. Направления интеграции в области таможенного дела (15 мин.).
2. Участие России во Всемирной таможенной организации (15 мин.).
3. Двустороннее сотрудничество в области таможенного дела (10мин.).
4. Зона свободной торговли и таможенный союз СНГ (10 мин.).
5. Перспективы развития ЕврАзЭС в области таможенного дела. Становление Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. (20 мин.).

Файлы: 1 файл

2_Mezhdunarodnaya_integratsia_v_oblasti_tamozhenno.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

4. Зона свободной торговли и таможенный союз СНГ

После создания СНГ в 1993 году страны СНГ 24 сентября 1993 года заключили Договор о создании экономического союза. В торгово-экономических отношениях страны согласились на: последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и всех иных равнозначных им по своим последствиям ограничений; гармонизацию таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования; упрощение таможенных процедур; унификацию форм таможенной документации для ведения таможенной статистики.

Одним из положений договора было создание таможенного союза. При  его создании наряду с полной отменой  тарифного и нетарифного регулирования перемещения товаров, работ и услуг предполагалось установление общего таможенного тарифа в отношениях с государствами, не участвующими в настоящем Договоре, координацию внешнеторговой политики в отношении государств, не участвующих в настоящем Договоре. Однако впоследствии многие положения Договора так и не были реализованы.

На основе Договора 23 декабря 1993 года было принято Решение  об утверждении Положения о Совете руководителей таможенных служб  государств - участников Содружества (СРТС СНГ). Почти через девять лет, 30 мая 2002 года было утверждено новое Положение.

Оно предусматривает  следующие основные направления  деятельности Совета:

  • определение приоритетных направлений в сфере таможенного дела государств-участников Содружества;
  • содействие сближению и гармонизации таможенных законодательств государств-участников Содружества;
  • координация практического взаимодействия таможенных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств государств - участников СНГ по основным аспектам таможенной политики;
  • содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных решений в сфере таможенного дела государств - участников СНГ.

Основные функции Совета:

  • разработка целевых программ по приоритетным направлениям совместной деятельности таможенных служб государств-участников СНГ;
  • разработка предложений по сближению и гармонизации таможенных законодательств государств-участников Содружества;
  • разработка предложений по формированию взаимоприемлемых механизмов тарифного и нетарифного регулирования;
  • выработка рекомендаций по унификации таможенных правил и форм документации таможенного оформления и контроля товаров, обращающихся в сфере внешней торговли;
  • осуществление взаимодействия с государственными, отраслевыми органами и организациями Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
  • анализ и рассмотрение на заседаниях Совета хода реализации документов, принятых государствами-участниками Содружества в области таможенного дела;
  • рассмотрение хода реализации таможенными службами государств - участников Содружества принятых на себя обязательств в соответствии с решениями Совета.

За период существования  СРТС проведено 38 заседаний Совета и 41 заседание экспертов таможенных служб государств – участников СНГ, рассмотрены и приняты решения по 285 вопросам.

Перечень основных документов, подготовленных СРТС и принятых Советом глав правительств и Экономическим советом СНГ:

  • Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах - подписано 15.04.1994 г.
  • Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и культурных ценностей - подписано 15.04.1994 г.
  • Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах Содружества - подписано 15.04.1994 г
  • Основы таможенных законодательств государств участников Содружества Независимых Государств - приняты 10.02.1995г.
  • Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ - подписано 03.11.1995г.
  • Соглашение о порядке транзита товаров через территории государств-участников СНГ - подписано 04.06.1999 г.
  • Соглашение о порядке оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли - подписано 08.10.1999 г.

В 1994 году, 15 апреля было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли.

Необходимость создания наднациональных  институтов при построении продвинутых  форм региональных интеграционных объединений  наглядно подтверждается при изучении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Дискуссии на тему о необходимости экономической интеграции, развернувшиеся с момента распада СССР, привели к заключению Договора от 24 сентября 1993 г. стран СНГ "О создании Экономического союза", который с учетом мирового опыта предусматривал поэтапное достижение высшей ступени экономической интеграции путем последовательного прохождения всех интеграционных этапов. Начав с построения зоны свободной торговли, государства СНГ планировали образовать на втором этапе таможенный союз, на третьем этапе сформировать общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным этапом должно было стать образование экономического (валютного) союза, предполагавшего проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики и введение единой валюты (ст. 4 Договора).

Однако в силу непреодолимых  противоречий между государствами  СНГ данному договору не суждено было воплотиться в реальность. К концу 1994 г. в СНГ четко сформировались две группы, имевшие диаметрально противоположные видения развития Содружества. Если первая группа, ведомая Россией и поддерживаемая Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, выступала за углубленную интеграцию между государствами СНГ и преследовала в качестве задачи-минимум построение таможенного союза (т.е. продвинутой формы региональных интеграционных объединений, предполагающей движение к политическому союзу), то вторая группа, представители которой образовали впоследствии такую региональную организацию, как ГУАМ <25>, считала для себя приемлемым только участие в зоне свободной торговли в качестве верхнего предела интеграции в рамках СНГ (т.е. исключала для себя любую форму политической интеграции). В результате государства СНГ в силу возникших между ними противоречий не смогли договориться даже о создании наиболее простых форм РИО.

В то же время к середине 90-х гг. XX в. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать положения Договора "О создании Экономического союза", и 6 января 1995 г. было подписано Соглашение стран СНГ от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" на правительственном уровне между Россией и Республикой Беларусь, к которому 20 января 1995 г. присоединилась Республика Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизская Республика. Несмотря на громкие заявления, прогресс, сделанный данными государствами на пути построения Таможенного союза, был с самого начала незначительным. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием - мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства - участники Таможенного союза нашли единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении барьеров для "защиты" друг от друга. Свидетельством существования Таможенного союза лишь на бумаге является то, что один из его членов - Киргизская Республика - стал в индивидуальном порядке членом ВТО в 1998 г. Тем не менее результатом экономического кризиса не стал окончательный развал формирующегося альянса, и им 26 февраля 1999 г. (и также присоединившейся к нему Республикой Таджикистан) был принят Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование Таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции - построению Общего рынка. Кроме того, необходимо отметить, что все государства - участники Таможенного союза (и также Армения) продлили 2 апреля 1999 г. действие подписанного 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности <26>, а 7 октября 2002 г. преобразовали свое военно-политическое объединение в полномасштабную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

--------------------------------

<26> Азербайджан, Грузия и  Узбекистан, первоначально бывшие  участниками Договора о коллективной безопасности, отказались это сделать. Интересно также, что Узбекистан, после того как стал членом ЕврАзЭС в январе 2006 г., (вновь) присоединился к ОДКБ в июне 2006 г.

 

5. Перспективы развития ЕврАзЭС  в области таможенного дела

Еще одним шагом на пути интеграции стало подписание 10 октября 2000 г. вышеуказанными пятью государствами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является правопреемником и продолжателем Таможенного союза и Единого экономического пространства (ст. 2 Договора об ЕврАзЭС) и в настоящее время, безусловно, является наиболее перспективным региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве.

Следует отметить, что после безуспешных  попыток привлечь Украину в состав ЕврАзЭС (в мае 2002 г. данная страна согласилась  стать наблюдателем) 19 сентября 2003 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Россией и Украиной было все же подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое, с одной стороны, предусматривало поэтапное построение общего рынка и создание наднационального органа - Комиссии, а с другой - определяло, что "каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме" (ст. 5 Договора). Последнее положение позволило Украине не оставлять своих намерений относительно интеграции в Евросоюз, вступая в более интенсивное взаимодействие в рамках ЕЭП. Однако после "оранжевой революции" и полной переориентации в сторону Евросоюза планы создания ЕЭП стали реализовываться только в рамках ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС, ставя перед собой такие  же задачи и цели, как в свое время  Европейские сообщества, а именно построение таможенного союза, затем и общего рынка разительно отличается от последних прежде всего своей правовой природой. Если Европейские сообщества с самого начала были основаны на принципе наднациональности, то ЕврАзЭС, как и любая международная организация классического образца, основано на суверенном равенстве его государств-членов и примате их национальных интересов. Именно данный факт наряду с тем, что в 90-е гг. XX в. постсоветские государства выбрали абсолютно разные пути своего экономического развития, служит главной причиной небольшого прогресса ЕврАзЭС на пути построения продвинутого регионального интеграционного объединения и неспособности его государств-членов через 13 лет после провозглашения своих планов построить полноценный таможенный союз <29>. Ввиду все более значимых процессов Международной экономической интеграции как на глобальном, так и прежде всего на региональном уровне темпы развития ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства и выработки единой внешнеэкономической политики, конечно, оставляют желать лучшего. Есть основания полагать, что государства - члены ЕврАзЭС, несмотря на все трудности согласования своих национальных интересов, все же намерены достигнуть региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 г. на очередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято решение завершить до 2011 г. формирование Таможенного союза между тремя наиболее экономически развитыми государствами альянса - Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией (первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития) и создать в рамках ЕврАзЭС институт принципиально нового характера - наднациональную Комиссию Таможенного союза. Кроме того, намечается, что другие евразийские государства вступят в Таможенный союз, как только будут готовы к этому шагу. Будущее ЕврАзЭС и окончательная замена весьма ущербного термина "постсоветское пространство" на евразийское пространство во многом будут зависеть от политической воли его государств-членов воплотить в реальность создание Таможенного союза, регулированием деятельности которого будет заниматься наднациональная Комиссия.

Формирование  Единой таможенной территории Таможенного союза Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 года № 9. Последним Решением было установлено три этапа формирования Единой таможенной территории Таможенного союза: предварительный - до 1 января 2010 г., первый - с 1 января 2010 г. до 1 июля 2010 г. и второй - с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2011 года.

На предварительном этапе решались задачи завершения формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (далее – ДПБ ТС) и организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля на внешний контур Единой таможенной территории Таможенного союза.

В настоящее время из 51 международных  договоров 39 договоров вступили в силу. В связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза утратили актуальность 8  международных договоров.  Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран ратифицировано всеми Сторонами, но требует уточнения в части определения порядка взимания экспортных пошлин, для чего подготовлен и проходит согласование Сторонами проект соответствующего международного договора. По остальным договорам завершаются внутригосударственные процедуры (далее -   ВГП), необходимые для их вступления в силу.

Таким образом,  формирование  ДПБ  ТС, необходимой для функционирования Единой таможенной территории, в основном, завершено.

Решение второй задачи подготовительного  этапа - по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур Единой таможенной территории. С 1 июля 2010 г. вступили в силу необходимые для этого международные договоры, для реализации которых КТС утверждены соответствующие  нормативные документы.

В  рамках  первого этапа формирования Единой таможенной территории с 1 января 2010 г. КТС уже осуществляются полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли,  применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС).

На втором этапе формирования Единой таможенной территории, который продлится до 1 июля 2011 г., продолжится работа по  объединению таможенных территорий Сторон в Единую таможенную территорию. На этом этапе может временно сохраняться  необходимость таможенного оформления и контроля на внутренних границах государств - членов Таможенного союза в отношении отдельных товаров, изымаемых  из режима  функционирования Единой таможенной территории. На основании предложений Сторон, обсужденных на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 21 мая 2010 г., подготовлен и подписан в рабочем порядке Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования Единой таможенной территории Таможенного союза в отношении ряда товаров, в который включены:

Информация о работе Международная интеграция в области таможенного дела