Методы определения таможенной стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли. Это положение тем более очевидно в наше время, когда решающими ресурсами являются уже не столько запасы нефти или газа, подземные кладовые черных или цветных металлов, плодородные почвы или густые леса, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал общества.

Файлы: 1 файл

Курсовая по методам определения там. стоимости.docx

— 136.87 Кб (Скачать файл)

Говоря  о манипуляциях с таможенной стоимостью, обычно имеют ввиду её занижение. Это вполне справедливо, если подразумевать в первую очередь фискальную функцию таможенной стоимости как базы для взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей. В этом случае занижение таможенной стоимости действительно ведет к недополучению платежей в бюджет.

Однако  помимо фискальной функции таможенная стоимость является основой для  контроля за репатриацией валютной выручки  и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения актуальной проблемой является не только умышленное уменьшение декларируемой таможенной стоимости, но и ее завышение. Оно позволяет незаконно и бесконтрольно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы РФ большую, чем следует по сделке, денежную сумму.

Помимо  этого российские филиалы иностранных  фирм, а также расположенные в  России совместные предприятия могут  умышленно завышать стоимость ввозимых в РФ сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров  на территории нашей страны, тем  самым снижая налогооблагаемую базу, т.е. в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.

Тем не менее  занижение таможенной  стоимости  также представляет собой серьезную  проблему не только с точки зрения фискальной функции её определения, но и в связи с экономической  сущностью данной нетарифной меры регулирования  ВЭД. Так, при экспорте товаров занижение  таможенной стоимости так же как  и в предыдущем случае ведет к  незаконному вывозу денежных средств  с территории России, так как часть  реально полученной экспортной выручки  не репатриируется из-за границы. Кроме  того, занижение таможенной стоимости  при вывозе товаров может повлечь  за собой применение санкций против РФ, в частности антидемпинговых  и компенсационных пошлин, если стоимость  ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.

У данной проблемы есть и ещё один аспект. Вывоз товаров по заниженной стоимости  может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение  внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.

Таким образом, правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных  сумм платежей в бюджет, но и в  целях валютного и экспортного  контроля, защиты российских интересов  на международной арене, т.е. для  обеспечения экономической безопасности и стабилизации страны в целом.

Следовательно, в целях защиты экономических  интересов РФ необходимо правильно  определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею  ни в сторону завышения, ни в сторону  занижения.

Как говорилось ранее, для правильного определения  таможенной стоимости товаров разработаны  шесть методов её определения. Однако в настоящее время используются практически только два из них: первый и шестой. Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что, соответственно, снижает эффективность деятельности таможенных органов. Существует ряд случаев, в которых не может быть применен первый метод определения таможенной стоимости товара (отличный от купли-продажи характер коммерческой сделки, наличие зависимости между экспортером и импортером и т.д.). Так как в последнее время существует тенденция к увеличению подобных сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь шестой метод.

Схожие  по своим принципам и логике применения методы по ценам сделок с идентичными  или однородными товарами используются в крайне редких случаях из-за отсутствия полной и достоверной информации о таких сделках. Это связано  с тем, что к сделкам, которые  берутся за основу, предъявляется  ряд требований, и получить информацию о сделках, полностью им удовлетворяющих, в современных условиях трудно и  не всегда возможно.

Для решения  этой проблемы, связанной с возможностью использования второго и третьего методов, нужно создавать единую базу данных, содержащую сведения  о  товарах, пересекающих таможенную границу РФ. Это позволит централизованно отслеживать информацию  о стоимости, условиях поставки и иных сведениях, касающихся перемещения товаров через таможенную границу страны. Так как в настоящее время разрабатывается Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России (далее-ЕАИС), вполне возможно, что предлагаемая база данных будет входить в состав ЕАИС.

Сложность в применении метода на основе вычитания  стоимости состоит в недостаточности  информации. Для определения величины расходов, которые необходимо вычесть  из внутренней цены товара, нужно владеть  статистической информацией о средней  величине этих расходов в данном регионе  РФ. В настоящее время подобная информация практически отсутствует: статистические органы нашей страны мало занимаются сором, обработкой и обобщением информации. Результаты, которые публикуются, зачастую не доходят до сотрудников таможенных органов. Такая ситуация значительно усложняет работу таможенных органов по определению таможенной стоимости четвертым методом.

Таким образом, чтобы обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных статистических органов по сбору  и анализу информации в РФ с  целью предоставления всем заинтересованным лицам, в том числе декларантам  и сотрудникам таможенных органов, полной и достоверной информации о средней стоимости предоставляемых  посреднических, транспортных, складских  и т.п. услуг в данном регионе  страны. Для этого будет целесообразным издавать специальные периодические статистические сборники для таможенных органов ( в которых будут более подробно описаны стоимость каждого вида товаров и оказываемых услуг).

Метод на основе сложения стоимости оказывается  трудно применимым на практике, так  как иностранный производитель  не предоставляет в пользование  декларанта калькуляцию себестоимости  товара. Это связано с тем, что  подобная информация чаще всего носит конфиденциальный характер и представляет собой коммерческую тайну.

Таковы  основные причины того, что в таможенной деятельности чаще всего применяются  первый и последний методы.

Помимо  неполного использования методов определения таможенной стоимости существуют и другие проблемы в этой области. Использование механизма контроля таможенной стоимости сдерживается отсутствием информации о реальной таможенной стоимости товаров, поставляемых в Россию. Подобную информацию ФТС России может получить  только от своих коллег за рубежом, оформлявших вывоз этих товаров.

Достаточно  сложные проблемы вызывает определение  таможенной стоимости товаров, экспортируемых с таможенной территории Российской Федерации. Порядок определения  таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливает Правительство РФ, но нормативно-правовой базы, регламентирующей такой порядок, нет. Поэтому проблема заключается не только в невозврате части экспортной выручки на территорию России, но и в изначально заниженной таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, а также в неправомерном возврате налога на добавленную стоимость. Эта проблема усугубляется положением, сложившимся в вопросе ценообразования на продукцию национального производителя. На сегодняшний день в России нет закона о калькулировании, а действует нормативная база, определяющая издержки производства, относимые на себестоимость продукции. Также в стране отсутствует ценовая информация о продаже и покупке товаров внутреннего производителя. [10]

 

 

 

 

 

 

4. Практика определения таможенной стоимости.

 

Практика  применения первого метода определения  таможенной стоимости.

Пример 1.

Импортер  из России (фирма А) осуществил бесплатную поставку в Польшу (фирма Б) материала  для пошива импортируемых им рубашек. Продавец (фирма Б), изготовив партию рубашек, продает их фирме А и  выставляет счет на сумму 20000$. Чему будет  равна таможенная стоимость оцениваемого товара (см. рис.5)?

рис. 5

Цена, указанная  в счете - это сумма затрат и  прибыли продавца-производителя  рубашек. Но в эту цену продавец не включил стоимость материала, так  как он поставлен ему бесплатно. Однако, в соответствии с требованиями статьи 19 п.1 в) Закона РФ "О таможенном тарифе" в таможенную стоимость  должна входить и стоимость поставленного  фирмой Д материала. Как определить стоимость поставленного материала? Если покупатель (фирма А) сам произвел материал, то его стоимость будет  складываться из расходов на его производство (по бухгалтерскому учету, калькуляции  и т.д.). Если покупатель купил этот материал, т.е. он не является изготовителем  этого материала, например, за 10000$ у  фирмы В, то стоимость этого материала  для таможенных целей принимается  равной 10000$. 
Таким образом, в нашем примере таможенная стоимость оцениваемого товара равняется сумме стоимости материала и стоимости, указанной в счете, выставленном продавцом: 20 000$+10 000$=30 000$

Пример 2.

Импортер  из России (фирма А) осуществил бесплатную поставку в Польшу (фирма Б) четырех  швейных машин для изготовления 4000 женских блузок. Продавец - фирма  Б, изготовив блузки продает их покупателю - фирме А (см. рис.6). Согласно договору между фирмами А и Б должно быть осуществлено четыре поставки блузок в течение двух лет равными партиями на сумму 80000$. Выставлен счет за первую поставку на сумму 20000$.

Стоимость одной новой швейной машины составляет 15000$. Срок ее эксплуатации по техническому паспорту 6 лет. На момент поставки швейных  машин все четыре находились в  эксплуатации 4 года. После выполнения заказа (изготовления 4000 блузок) эксплуатация швейных машин закончилась.

Чему  будет равна таможенная стоимость  первой партии оцениваемого (импортируемого) товара?

рис.6

Цена, указанная  в счете, - это затраты и прибыль  продавца по изготовлению первой партии блузок без учета затрат на амортизацию  швейных машин.

Рассчитаем  эти затраты:

а) амортизация  одной швейной машины за один год  составляет:

15000$ : 6 (лет) = 2500$;

б) амортизация  одной швейной машины за четыре года:

2500 х  4 (года) = 10000$;

в) остаточная стоимость одной швейной машины на момент ее поставки на фирму Б: 15000$-10000$ = 5000$;

г) амортизация  одной швейной машины на изготовление одной партии женских блузок: 5000$ : 4 (поставки) = 1250$;

д) амортизация  четырех швейных машин на изготовление одной партии женских блузок: 1250$ х 4 (швейные машины) = 5000$;

Таким образом, таможенная стоимость оцениваемого (импортируемого) товара равняется  сумме затрат и прибыли продавца по изготовлению первой партии блузок (без учета затрат на амортизацию  швейных машин) и амортизации  четырех швейных машин, отнесенной на стоимость первой партии товара:

20000$ + 5000$ = 25000$

Пример3.

Российская  фирма закупает фильм в США  для его демонстрации. Фирма заплатила  за фильм 1000$. Согласно контракту фирма  может тиражировать фильм, но за это  обязана заплатить продавцу еще 1000$. Какова должна быть таможенная стоимость  фильма, ввозимого на территорию РФ?

Лицензии  на воспроизводство товара в России в таможенную стоимость не включаются, следовательно, таможенная стоимость  будет равняться только стоимости  самого фильма, т.е. 1000$.

 

Практика  применения второго метода определения  таможенной стоимости.

Пример1.

Обойная бумага одной и той же фирмы-изготовителя ввозится оформителем-декоратором  и оптовиком. Является ли товар идентичным?

Обойная бумага, даже если она импортируется  по различной цене декоратором и  оптовиком, во всех отношениях остается идентичной для целей метода 2 таможенной оценки. И хотя различия в цене могут  говорить в какой-то степени о  различиях в качестве или репутации  товаров на рынке, при отнесении  товаров к идентичным цена сама по себе не является таким определяющим фактором.

При этом цена в соответствии с требованиями метода 2 должна быть скорректирована  с учетом коммерческих условий.

 

Пример 2.

Имеются 2 различные партии велосипедов, которые  должны быть рассмотрены с точки  зрения их идентичности. Они одинаковы  во всех отношениях, т.е. изготовлены  из одних и тех же материалов, имеют одинаковые размеры, цвет, модель и т.д…, изготовлены одной и  той же фирмой. Однако одна партия велосипедов  поставляется в собранном виде, а  другая - в разобранном. В данном случае необходимость сборки велосипедов  означает, что велосипеды двух партий в момент их ввоза неодинаковы  с точки зрения их физических характеристик  и поэтому они не могут рассматриваться  как идентичные.

Информация о работе Методы определения таможенной стоимости