Место Таможенного тарифа в реализации таможенной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение механизма действия тарифных методов регулирования внешней торговли, определение влияния таможенных платежей на доходную часть бюджета.
Первая глава работы посвящена рассмотрению сущности, целей и назначения таможенной политики Российской Федерации.
Вторая глава посвящена роли таможенного тарифа в реализации целей таможенной политики России. В ней представлены теоретические положения о последствиях введения таможенного тарифа на импорт и экспорт товаров для отечественных производителей таких товаров, их потребителей внутри страны и государственного бюджета и дана оценка фактического уровня таможенной защиты отечественных товаров от иностранной конкуренции.

Файлы: 1 файл

Курсовая (ТТР ВЭД) - Место Таможенного тарифа в реализации т.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Приняты ряд постановлений  Правительства о введении специальных пошлин на кукурузный и картофельный крахмал и временной специальной пошлины на карамель, ввозимые на таможенную территорию России.

Меры нетарифного регулирования  продолжались использоваться в ограниченных масштабах. В целом квотирование экспортных поставок по-прежнему применяется только в рамках международных обязательств России.

Продолжилась работа по урегулированию и преодолению различного рода ограничительных мер в отношении российских экспортных товаров на внешних рынках. Количество действующих в отношении России ограничений по состоянию на конец июня 2003 года достигало 120 случаев, а общий ущерб от них оценивался в 2 - 3 млрд. долл. США. В отраслевом разрезе наибольшее число дел приходилось на изделия из черных металлов (более половины), химические товары и удобрения.

В связи с применением  Венгрией дискриминационных ограничений  для ряда российских товаров Постановлением Правительства России введены ответные меры в отношении некоторых венгерских товаров.

Удалось добиться прекращения  защитного расследования в отношении российских тракторов, поставляемых в Польшу и лакокрасочных материалов, мегнезиальных огнеупоров, экспортируемых в Украину.

 

 

3.3 Направления  развития таможенно-тарифной политики  Российской Федерации

 

Одной из важнейших задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации является обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику. Актуальность этой проблемы объясняется выгодами международной торговли для всех участвующих в ней сторон, а полноценное участие страны в международных организациях, регулирующих международную торговлю, позволяет наиболее эффективно отстаивать экономические и политические интересы России.

В регулировании международной  торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне – Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны – участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к ВТО.

В основу деятельности ВТО, сменившей  в 1995 г. Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы свободной торговли и национального режима (предоставление иностранным товарам и услугам на территории импортирующего государства того же режима, что и для национальных товаров и услуг). Целью деятельности ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Этим целям соответствует отстаиваемая ВТО политика постепенного снижения ввозных пошлин и постепенного устранения иных торговых барьеров.

Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР имеет статус государства-наблюдателя в ВТО. В настоящее время продолжается длительный этап консультаций и переговоров об условиях членства России в ВТО.

Условием приема РФ в ВТО выдвигается  снижение среднего уровня ввозных пошлин до 8-9%,однако вступление России в ВТО может дать ей не только выгоды, но и создать дополнительные проблемы [19,с.289].

Вступая в ВТО, Россия надеется:

  • расширить доступ отечественной продукции, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности, на мировые рынки, что должно способствовать улучшению структуры российского экспорта;
  • устранить дискриминационные ограничения в условиях реализации на внешних рынках российских товаров;
  • получить доступ к механизму консультаций и поиска решений спорных и конфликтных ситуаций, который развивался в рамках ГАТТ в течение более чем 50-летней истории этой организации;
  • использовать членство в ВТО для достижения статуса страны с рыночной экономикой;
  • обеспечить свое непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи.

В то же время вступление России в  ВТО повлечет ряд негативных последствий. Например, по правилам ВТО таможенные пошлины взимаются в стране назначения товара, и, следовательно, российский бюджет лишится поступлений экспортных пошлин. Кроме того, процесс дальнейшего снижения ставок ввозных пошлин, использование иных мер регулирования внешней торговли будет определяться не столько интересами российской экономики, сколько достаточно жесткими требованиями ВТО.

В ходе переговоров с ВТО выявилась и такая негативная тенденция со стороны ее влиятельных членов, как предъявление России требований, которые не являются обязательными для вступающей страны: консолидация таможенных тарифов на время переговоров; полная отмена пошлин на широкую гамму товаров (многие виды оборудования, сталь, бумага, целлюлоза, мебель, пиво, игрушки и др.); допуск иностранных поставщиков на рынок правительственных закупок; либерализация торговли авиатехникой (отмена пошлин, сокращение субсидирования).

Применяется и другой вариант давления на Россию: ей предъявляются требования, в принципе соответствующие положениям ВТО, но которые большинство ее членов либо не выполняет вовсе, либо выполняет по минимуму. От России же пытаются получить максимум уступок. Это касается наиболее спорных и острых вопросов в рамках ВТО: государственной поддержки сельского хозяйства и  экспортных  субсидий  сельхозтоваров [21,с.358].

В сущности, каждое из выдвинутых условий  затрагивает «болевые точки» российской экономики, от которых зависят перспективы ее развития.

Поэтому в ходе переговоров об условиях вступления России в ВТО необходимо обеспечить ей максимально благоприятные стартовые условия, в первую очередь признания за ней статуса страны с переходной экономикой по примеру бывших социалистических стран Восточной Европы.

Недопустимо добиваться приема в ВТО  любой ценой. Необходимо, чтобы «входная плата» при присоединении к этой организации перекрывалась реальными выгодами от участия в ее деятельности. Так, например, Китай вел переговоры о вступлении в ГАТТ/ВТО свыше 10 лет и «выторговал» себе особые условия.

Россия как великая держава  с огромным экономическим потенциалом  просто обязана добиваться особых условий  вступления во Всемирную торговую организацию, учитывающих ее специфику и отвечающих ее интересам, в том числе и в области таможенно-тарифной политики, и выработка таких условий должна стать важнейшей задачей на ближайшую перспективу. В числе их должны быть:

  • обеспечение надежного уровня защиты прогрессивных и стратегически важных отраслей и производств национальной экономики за счет поддержания в начальный период структурной перестройки более высокого, чем в развитых странах уровня ставок ввозных пошлин и применения комплекса других защитных мер, не противоречащих нормам ВТО;
  • установление переходного периода для осуществления мер по дальнейшей либерализации внешнеэкономического режима и по упорядочению законодательства с учетом необходимости постепенной адаптации отечественной экономики к требованиям ВТО;
  • увязывание российских обязательств по открытию отечественного рынка с обязательствами членов ВТО по признанию России страной с рыночной экономикой и устранению дискриминирующих ее положений в их законодательствах.

Фискальный подход к импортному тарифу, который существовал в России на протяжении последних лет, во многом исчерпал себя. Дальнейшее повышение ставок ввозных пошлин либо консервация их на высоком уровне ведет к увеличению масштабов «теневого» импорта товаров и застою в отдельных отраслях народного хозяйства. Поэтому другим, не менее важным, направлением развития таможенно-тарифной политики Российской Федерации должен стать переход от фискальной направленности таможенного тарифа к приоритету его регулирующей функции.

Такой переход будет возможен в  условиях экономического подъема в России, заметного роста отечественного производства, что вызовет увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Данный процесс будет реализовываться путем снижения ставок ввозных пошлин, но оно не должно быть механическим. На первый план должна выйти регулирующая функция таможенного тарифа, что характерно в настоящее время для всех развитых стран.

Реализация этого предложения  позволит таможенному тарифу эффективно выполнять свои основные функции, такие как рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию, поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров на территории России и защита экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.

 

Заключение

 

Таможенно-тарифная политика Российской Федерации является важнейшим инструментом регулирования внешней торговли и пополнения доходной части федерального бюджета. Цель исследования заключалась в определении эффективности выполнения российским таможенным тарифом возложенных на него задач и выработке предложений для его совершенствования.

Поиск оптимального соотношения  действия функций таможенного тарифа как инструмента регулирования импорта и как источника формирования средств для бюджета федерации является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Решение этой проблемы позволит сделать более прозрачной внешнюю торговлю России, устранит экономические условия, способствующие криминализации импорта товаров, коррупции в таможенных органах, а также поспособствует тому, что таможенный тариф будет реально выполнять протекционистскую функцию по отношению к отечественным товарам.

Таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним  из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства  и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, — привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет. Сейчас уже созданы и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной политики. К ним относятся:

  • дифференциация ставок пошлин по различным группам товаров;
  • применение различных категорий пошлин (адвалорных, специфических, комбинированных, специальных и т.д.);
  • использование национальной системы преференций;
  • эффективный организационный механизм.

В сложившейся ситуации, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы, темпов развития таможенной инфраструктуры и сроков изменения законодательства в этой области, а также требований вступления России в ВТО, назрела необходимость в адаптации таможенного тарифа к кардинально изменившимся условиям.

Суть предлагаемой Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации кардинальной реформы импортного тарифа состоит  в его упрощении и рационализации. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием импортируемых товаров, улучшения качества таможенного администрирования. Также необходимо отказываться от неэффективных ограничений на ввоз товаров зарубежного производства, обусловленных «запретительным» уровнем ряда ввозных пошлин и искажением их структурного профиля в результате девальвационных процессов. Кроме того, обеспечение эффективной тарифной защиты предусматривает, в частности, снижение пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, которое в России не производится.

 

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ
  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» №227-ФЗ от 31 декабря 2000 г.
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год» №143-ФЗ от 27 декабря 2001 г.
  4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» №194-ФЗ от 30 декабря 2002 г.
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников СНГ» № 45 от 11 января 1999 г.
  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, вывозимые с территории Российской Федерации» № 83 от 23 января 1999 г.
  7. Постановление Правительства РФ «О применении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые» № 561 от 22 мая 1999 г.
  8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе» № 798 от 12 июля 1999 г.
  9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» № 847 от 23 июля 1999 г.
  10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» № 185 от 2 марта 2000 г.
  11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» от 6 июля 2001г.
  12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» от 30 ноября 2001г.
  13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» № 148 от 26 февраля 2002 г.
  14. Приказ ГТК РФ «О ставке акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат» № 16 от 12 января 2000 г.
  15. Балацкий Е.В. Эффективность внешнеторговых операций: тарифы и валютное равновесие. /Мировая экономика и международные отношения/  1998,  № 6, с.95.
  16. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 159 с.
  17. Крутаков Л. Таможня сдает добро. Налево. /Московский комсомолец/ 1999, № 43, с. 7.
  18. Кушниренко А. Таможенно-тарифная политика на современном этапе. /Эконмика России 21 век/ 1января 2001, №1, с. 10.
  19. Основы таможенного дела / Под ред. В.Г.Драганова. – М.: Экономика, 1998. – 687 с.
  20. Статистический сборник об итогах внешнеэкономической деятельности РБ за 2000, 2001гг.
  21. Таможенная статистика. / Под ред. О.Ф.Копыловой. – М.: РИО РТА, 1997. – 327 с.
  22. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. – М.: ГТК РФ, 1999. – 560 с.
  23. Холопов А.В. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли. /Мировая экономика и международные отношения/ 1997, № 11, с.68.
  24. Шуйский В.П. Стоит ли форсировать процесс присоединения России к ВТО? / Внешнеэкономический бюллетень / 2000, № 6, с.46.

Информация о работе Место Таможенного тарифа в реализации таможенной политики Российской Федерации