Механизм практической реализации в рамках Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование понятия тарифная льгота, целей её применения, механизма практической реализации в рамках Таможенного союза.
Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и виды тарифной льготы в системе тарифного регулирования.
2. Определить особенности применение тарифных льгот на современном этапе.
3. Изучить состояние и перспективы развития единой системы предоставления тарифных льгот и преференций в РФ.
4. Указать пути совершенствования внешнеэкономической деятельности России.

Файлы: 1 файл

96568 (Автосохраненный).doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо также шире использовать такие эффективные  средства защиты рынка как квотирование и лицензирование, технические, экологические  и санитарные нормы и посредством введения антидемпинговых, и компенсационных пошлин.

В современных условиях реализация стратегии государственной  поддержки отечественных предприятий  на внешних рынках должна сопровождаться мероприятиями, направленными на создание благоприятной среды, прежде всего для функционирования наукоемких производств (создание научных и технологических парков, наукоградов, инновационно-маркетинговых центров, бирж интеллектуальной собственности, организация открытых торгов ценными бумагами инновационных предприятий, активизация венчурного финансирования и сертификации продукции отечественных предприятий по международным стандартам).

Для обеспечения программы  переориентации экспорта с сырьевого  на высокотехнологичное государство  должно помогать новым, не традиционным экспортерам выходить на мировые рынки, что должно приниматься во внимание при тендерном отборе на получение финансирования из бюджетных средств. Важным источником поддержки со стороны российского государства должна стать поддержка в сертификации отечественной продукции в зарубежных странах, для чего необходимо создать в ведущих странах мира филиалы российских сертификационных служб.

Государственная поддержка  российских предприятий может быть эффективной лишь при наличии  благоприятного инвестиционного климата в стране. Иначе значительная часть финансовых средств будет вывезена за рубеж. Необходимо снижение налогового бремени, предоставление налоговых отсрочек, упрощение налоговой системы, совершенствование механизма льготного начисления амортизационных отчислений, укрепление правовой защиты интересов инвесторов.

При этом необходим дискриминационный  подход к мерам по стимулированию иностранных инвестиций. Государственная  поддержка, в первую очередь, должна быть направлена на стимулирование прямых иностранных инвестиций в развитие отечественных наукоемких производств. В то же время государство не должно оказывать поддержку портфельным инвестициям иностранных компаний,  осуществляющих в основном с целью получения спекулятивной прибыли.

В настоящее время отсутствие внешнеэкономической стратегии России существенно осложняет эффективную интеграцию нашей страны в систему мирохозяйственных связей. При этом цель этой стратегии должна, в первую очередь,  заключаться в создании условий для интенсивного использования внешнеэкономических факторов для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчивых высоких темпов социально-экономического роста нашей страны.

Исходя из формулировок цели внешнеэкономической стратегии, в число ее основных задач необходимо включить диверсификацию форм и направлений участия нашей страны в глобальных процессах мирохозяйственных связей, прежде всего - диверсификацию экспорта.

В основные направления  диверсификации российского экспорта следует включать:

1) Диверсификацию путем мобилизации, консолидации и комбинирования уже имеющихся конкурентных преимуществ (инерционная диверсификация), когда в экспортный оборот вовлекаются товары и услуги, существенно не меняющие, а только корректирующие сложившуюся специализацию.

2) Диверсификацию на основе реализации сценария инновационного развития и структурной диверсификации российской промышленности (инновационная диверсификация). Инновационная диверсификация предполагает дальнейшее развитие и усиление системы национальных конкурентных преимуществ и становление новых конкурентоспособных производств, улучшение параметров международной стандартизации нашей страны.

Важные задачи государства  по обеспечению инновационной диверсификации экспорта включают, в частности: развитие механизмов частно-государственного партнерства в инновационных секторах, обеспечивающих появление прорывных технологий и товаров и их коммерциализацию на глобальном рынке;

- обеспечение увеличения  инвестиций в обрабатывающую  промышленность и сферу услуг,  содействие развитию инновационного бизнеса в стране и создание системы политико-дипломатического лоббирования проектов и сделок с участием российского бизнеса за рубежом;

- меры по минимизации  трансакционных издержек ведения  международного бизнеса, включая  совершенствование внешнеторгового и таможенного регулирования, повышение эффективности и расширение участия в интеграционных процессах, двусторонних и многосторонних либерализационных инициативах.

В текущем десятилетии  основная экономическая проблема во взаимоотношениях России и СНГ - значительные, ничем не компенсируемые и не балансируемые потери от поставок российских энергоносителей по льготным ценам,  значительно уступающим мировым ценам.

В современных условиях сохранение курса на открытость российской экономики является внешнеполитической задачей. При этом параметры открытости должны четко увязываться с возможностями и задачами национальной экономики.

В то же время следует  отметить, что с присоединением России к ВТО возможности проведения политики социально-экономического развития будут значительно ограничены как обязательными нормами ВТО, так и условием присоединения России к этой организации.

Вступление России в  ВТО предполагает минимизацию импортных  пошлин. В настоящее время средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины по всей товарной номенклатуре в России оценивается в 13% по сравнению с 3-5% со странами-членами ВТО.

Кроме того, на отечественную  промышленность повлияет выполнение системных  и дополнительных условий вступления в ВТО. Среди важных условий присоединения России к ВТО существенное значение имеют обязательные для всех членов соглашения по системным вопросам, требования по отмене экспортных пошлин, а также навязанные России отдельными членами ВТО дополнительные соглашения, в частности, по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, информационным технологиям.

Ликвидация экспортных таможенных пошлин приведет к значительному  снижению ежегодных доходов государственного бюджета, а также явится ростом внутренних цен на энергоносители, которые будут стремиться к мировым, за вычетом транспортных издержек.

Выполнение обязательных соглашений ВТО потребует отмены или пересмотра ряда используемых в  настоящее время мер государственной  поддержки отечественных производителей и развития национальной экономики. В частности, это касается субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам, предоставления промышленным предприятиям ассигнований на разработку новых технологий и проведения НИОКР по целевым программам, инвестиций на безвозвратной основе,  финансирования геологоразведочных работ, формирования лизинговых фондов, целевых субсидий на конверсию оборонной промышленности. Кроме того, не соответствующими нормам ВТО могут быть признаны меры бюджетной политики, направленные на финансовое оздоровление предприятий, включая реструктуризацию долгов предприятий по налоговым обязательствам, а это особенно важно в условиях мирового финансового и экономического кризиса.

Присоединение к ВТО  затруднит наращивание государственного стимулирования модернизации и развития отечественной промышленности в перспективе. В то же время без существенной активизации мер государственной поддержки инновационной и инвестиционной активности российская промышленность обречена на деградацию. Следует отметить, что средства, выделяемые в федеральном бюджете на стимулирование модернизации экономики и научно-технического прогресса, явно недостаточны.

Приведение государственной  экономической политики в соответствии с общепринятыми в развитых странах  приоритетами поддержки НТП и инновационной активности потребует значительного увеличения выделяемых на эти цели средств.

Причем, чтобы выйти  на уровень передовых стран хотя бы по отношению к НИОКР, к ВВП  объем государственных ассигнований следует увеличить вдвое. Однако присоединение к ВТО значительно ограничит возможные формы государственной поддержки НТП и затруднит освоение инновационных направлений развития экономики.

Из вышесказанного следует, что без применения адекватных мер  государственной экономической  политики стимулирования НТП и освоения инновационных технологий присоединение к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности экономики и тенденций свертывания производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

Нам представляется, что  России не следует во что бы то ни стало как можно быстрее вступить в ВТО. Необходимо время, чтобы подготовиться к работе в рамках этой международной организации. Прежде всего необходимо выработать приоритеты промышленной научно-технической, инновационной политики, создать и внедрить в действие систему государственной поддержки экспортера. Одновременно следует подготовить (с помощью государства) несколько приоритетных высокотехнологичных производств на внешнем и внутреннем рынке, осуществить пересмотр хозяйственного права в соответствии с международными стандартами и т.п. Это потребует порядка 5 лет. Россия может вступить в ВТО и раньше, но должна оговорить возможность отстаивать собственные национальные интересы в рамках переходного периода. При этом надо учитывать, что в современных условиях растущее число стран предпочитают решать задачи улучшения доступа на внешние рынки не столько на многосторонней основе в рамках ВТО, сколько на двустороннем и региональном уровнях через заключение соглашений о преферициальной, свободной торговле и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внешняя торговля стала для  многих стран мира важнейшей сферой экономической деятельности, от состояния  которой зависит стабильность национальной экономики, а также уровень экономического развития. Поэтому страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы. Применение тарифных льгот и преференций является составной частью внешнеторговой политики государств, представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Предоставление тарифных льгот – это  важное направление деятельности Таможенного союза, так как это способствует сокращению экономического неравенства между странами и стимулирует выход союза на мировой рынок. Но необходимо также уделить внимание законодательной базе в отношении тарифных льгот, которые предоставляются на определенные виды товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.

Таможенный союз планирует  создание Единого Экономического пространства. Создание Единого экономического пространства невозможно без развития торгового взаимодействия, функционирования однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применения гармонизированных правовых норм. Если страны не увеличивают взаимную торговлю, то возникают проблемы дисбаланса, связанные с тем, чтобы унифицировать процедуры, связанные с торговлей с другими странами. Поэтому необходимо, чтобы три страны договорились об унификации торгового законодательства - это большой шаг вперед, который свидетельствует о том, что эти страны ориентированы на дальнейшее увеличение взаимной торговли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009г. №17) (в ред. Протокола от 16апреля 2010года).
  2. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117 ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
  3. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1
  4. Протокол от 12.12. 2008 «О предоставлении тарифных льгот»
  5. Протокол от 12.12.2008«О единой системе тарифных преференций»
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 №328 «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов».
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328 «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов»
  8. Соглашение от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»
  9. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117ФЗ,от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
  10. Буданова О.Г. Роль тарифных льгот и преференций в регулировании» // Академический вестник, №7 (с.147-151) 2009. – 265 с.
  11. Гетман А. Укрепляя логистический потенциал // Таможня: информационно-аналитическое обозрение. Официальное издание Федеральной Таможенной Службы. – 2011. – № 7 (270). – С. 20-23.
  12. Делягин М. Вступление в ВТО кончится для России революцией [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ykolineage.ucoz.ru/publ/mikhail_deljagin_vstuplenie_v_vto_konchitsja_dlja_rossii_revoljuciej/1-1-0-34
  13. Делягин М. Что будет с ипотекой и кредитными ставками в ВТО? [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://delyagin.ru/citation/38509.html
  14. Делягин М. ВТО: еще одна агрессия против России [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://delyagin.ru/news/3529.html
  15. Дюмулен И.И. Международная торговля товарами. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник–2-изд.–М.:ВАВТ, 2009. – 362 с.
  16. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле. – СПб.: Изд-во «Бизнес - пресса».2009, - 639 с.
  17. Катасонов В.Ю., О ВТО, или о реальных и мнимых дырах российской экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kislorod-books.ru/journal/politika/stati/o-vto-ili-o-realnyh-i-mnimyh-dyrah-rossijskoj-ekonomiki-.html
  18. Катасонов В.Ю., ПУТИН ОБЕИМИ РУКАМИ ЗА ВТО [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://pbs990.livejournal.com/87717.html
  19. Катасонов В.Ю,. ВТО и Россия: о природных ресурсах и преступных сообществах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001c/00122443.htm
  20. Катасонов В.Ю., председатель Русского экономического общества о спектакле под названием: «ВТО - наше всё» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kprf.ru/crisis/edros/107583.html
  21. Краморова М.В. Единая система предоставления тарифных льгот и преференций в РФ – состояние и перспективы // Вопросы российского и международного права. 7-8`2012. с. 78-88
  22. Мандражицкая М.  Особенности уплаты таможенной пошлины при ввозе технологического оборудовании на территорию РФ // Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №3, 2010. с.35-39
  23. Сизова К.А. Единый тариф – опыт применения // Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №8 , 2010. с. 45-49
  24. Электронный ресурс - [Режим доступа]: http://dvtu.customs.ru
  25. Электронный ресурс - [Режим доступа]: http:// customs.ru
  26. Электронный ресурс - [Режим доступа]: www.gks.ru

Информация о работе Механизм практической реализации в рамках Таможенного союза