Механизм практической реализации в рамках Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование понятия тарифная льгота, целей её применения, механизма практической реализации в рамках Таможенного союза.
Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и виды тарифной льготы в системе тарифного регулирования.
2. Определить особенности применение тарифных льгот на современном этапе.
3. Изучить состояние и перспективы развития единой системы предоставления тарифных льгот и преференций в РФ.
4. Указать пути совершенствования внешнеэкономической деятельности России.

Файлы: 1 файл

96568 (Автосохраненный).doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

1) ввозимых под таможенным  контролем  в рамках соответствующих   таможенных режимов, установленных   таможенным законодательством;

2) ввозимых в качестве  вклада  иностранного учредителя  в уставный (складочный) капитал  в пределах  сроков, установленных  учредительными документами для  формирования этого капитала;

3) ввозимых в рамках  международного  сотрудничества  государств Сторон  в области исследования и использования  космического пространства, а также  соглашений об услугах по запуску  космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного Союза.

В ст. 6 указывается, что при  ввозе  из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки   грузов, багажа и пассажиров, а   также предметы материально-технического  снабжения и снаряжение, топливо,  продовольствие и другое имущество,  необходимое для их нормальной  эксплуатации на время следования  в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

2) продукция морского  промысла судов государств Сторон, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств Сторон;

3) товары, ввозимые для   официального или личного пользования   представителями третьих стран,  физическими лицами, имеющими право   на беспошлинный ввоз таких   предметов на основании международных  договоров государств Сторон или их законодательства;

4) валюта государств  Сторон, валюта третьих стран  (кроме  используемой для нумизматических   целей), а также ценные бумаги  в соответствии с законодательством   государств Сторон;

5) товары, ввозимые в качестве  гуманитарной помощи и (или)  в целях ликвидации последствий  аварий и катастроф, стихийных  бедствий;

6) товары, кроме подакцизных  (за исключением легковых автомобилей,  специально предназначенных для   медицинских целей), ввозимые в   качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных  целях по линии третьих стран,  международных организаций, правительств, в том числе для оказания  технической помощи (содействия);

7) товары, ввозимые в  рамках  таможенных режимов, установленных  правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение  от обложения ввозными таможенными пошлинами;

8) товары, ввозимые физическими   лицами, за исключением запрещенных  к ввозу, не предназначенные  для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;

9) товары, подлежащие  обращению  в собственность  государств Сторон, в случаях,  предусмотренных их законодательством.12

Предоставление тарифных льгот является одним из условий  успешного сотрудничества Таможенного  союза по таможенным вопросам, так  как предполагает в первую очередь  установление взаимовыгодных по отношению  друг к другу режимов торговли. Таким образом, тарифные льготы способны влиять не только на экономическую  ситуацию внутри союза, но регулировать международный рынок товаров  и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения.

Таким образом, можно  сделать  вывод о том, что приоритетным направлением создания Таможенного союза является укрепление координации экономической политики и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства, создание общего экономического пространства и выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок.

 

Глава 3. Совершенствование  внешнеэкономической деятельности России в области применения тарифных льгот

 3.1. Единая система предоставления тарифных льгот и преференций в РФ – состояние и перспективы

 

Применение тарифных льгот и преференций в любой  стране жёстко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве стран, так и на международном праве. Это справедливо и по отношению к российской теории и практики в области правил, порядка и условий применения тарифных льгот и преференций.

Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, Решение  Межгосударственного совета ЕврАзЭС  №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании  таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008, который вступил в силу с 1 января 2010 г., предусматривают следующие подходы к предоставлению тарифных льгот и преференций при ввозе в РФ товаров из третьих стран.

Тарифные льготы могут применяться в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины (ст. 5 Соглашения). Так в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ.13

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, предусмотрено применение нулевых ставок ввозных таможенных пошлин.

На сегодня предоставление тарифных преференций при ввозе  в РФ товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предусмотрено ПП от 13.09.1994 № 1057 «Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации», а также Приказом ФТС РФ от 25.12.2003 № 1539.

Сопоставив действующие  и вновь принятые (вступившие в силу с 1 января 2010 г.) перечни указанных стран, можно отметить, что перечни развивающихся и наименее развитых стран, определённые Решением, отличаются от аналогичных перечней.

В перечень развивающихся  стран дополнительно входят Босния и Герцеговина, Ботсвана, Республика Кабо-Верде, Республика Сербия, Республика Черногория (отсутствуют – Республика Ангола, Болгария, Кипр, Мальта, Румыния, Словения, Союз государств Сербии и Черногории, Хорватия).

В перечень наименее развитых стран дополнительно входят Ангола, Демократическая Республика Конго, Республика Сенегал, Демократическая Республики Восточный Тимор, Эритрея (отсутствуют – Босния и Герцеговина, Республика Ботсвана, Заир, Республика Кабо-Верде).

При этом необходимо сказать, что на данный момент вышеуказанные тарифные преференции предоставляются при одновременном соблюдении следующих правил:

– при выполнении условий  достаточной переработки товара;

– при выполнении условий  прямой отгрузки (поставки) и непосредственной закупки;

– при условии предоставления сертификата о стране происхождения товара по форме «СТ-1» (ПП № 716 от 27.11.2003 – для стран СНГ) или по форме «А» (Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, Москва, 12 апреля 1996).

Также одной из важнейших  задач в исследовании проблем таможенно-тарифных льгот и преференций является изучение понятийного аппарата, применяемого в отечественной теории и практике.

В понятийном аппарате ТК РФ определение «тарифных льгот и преференций» отсутствует (они лишь однажды косвенно упоминаются в ст. 356 Таможенного кодекса). Однако понятие тарифных льгот можно встретить в ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе». Тарифная льгота – предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. При этом законодатель использует понятия «тарифные льготы» и «тарифные преференции» как синонимичные. Однако следует отметить, что в науке таможенного права и практике таможенного регулирования эти понятия различаются.

3.2. Вопросы совершенствования внешнеэкономической деятельности России

 

Перед национальной экономикой России стоит задача перехода от топливно-сырьевой модели к инновационной и соответственно диверсификации структуры экспорта, прежде всего за счет наращивания  поставок высокотехнологичной инновационно-ориентированной продукции.

Решение проблемы развития и расширения поставок продукции  высокой степени обработки, особенно наукоемких и высокотехнологичных  изделий, требует активизировать работу по реализации государственной политики поддержки экспорта.

Следует отметить, что  в результате правительственных  реорганизаций последнего времени  выполнение функции государственной  поддержки экспорта существенно  ослабло.

При выработке системы  государственной поддержки экспорта в условиях ограниченных финансовых ресурсов, особенно в период мирового финансового кризиса, встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. В этой связи необходимо разработать систему критериев отбора таких производств.

К числу критериев, определяющих приоритетность производства и экспорта конкретных видов продукции, следует отнести:

- степень наукоемкости  продукции (инновационный фактор);

- динамику спроса на  продукцию на мировом рынке; 

- мультипликативный эффект  от наращивания производства  экспортируемой продукции;

- экономическая эффективность  экспорта продукции.14

Последний критерий является при этом решающим.

Сама система государственной  поддержки российского экспорта должна включать разнообразные инструменты  экономического воздействия, а также  меры организационного и информационного содействия экспортеру. К числу таких мер можно отнести:

- государственное регулирование  на макроэкономическом уровне;

- прямая, по большей  части возмездная, финансовая помощь (но не исключается в отдельных  случаях и безвозмездная финансовая помощь);

- участие государства  в кредитовании экспорта; меры  внешнеторговой политики (протекционистская  защита отдельных отраслей и  подотраслей и методы международной  региональной интеграции);

- меры организационного  и информационного содействия продвижения экспорта;

- участие государства  в страховании экспортных поставок.

При этом важнейшим макроэкономическим инструментом развития экспорта выступает  также и валютный курс.

В число инструментов государственной поддержки экспорта следует включать гарантирование и страхование экспортных кредитов и экспортных операций. При этом гарантии по кредитам можно подразделить на три категории: краткосрочные (на срок до 180 дней от даты поставки), среднесрочные (до 3-х лет) и долгосрочные (свыше 3-х лет).

В рамках программ гарантирования и страхования экспорта по аналогии с зарубежными странами можно  страховать на 90% коммерческие риски  и на 100%  политические риски. Коммерческие риски могут включать в себя возможные  потери экспортера, связанные с ростом цен на сырье и материалы, изменением валютного курса, риска, связанного с несвоевременной оплатой экспортной поставки. Размер страховой пошлины, уплачиваемой экспортером, зависит от политической и экономической стабильности стран-импортеров, от состояния мировых товарных и валютных рынков.

В качестве одного из компонентов  системы государственной поддержки  и стимулирования экспорта может  выступать предоставление финансовых льгот экспортерам. Первый тип льгот  может включать в себя отсрочку уплаты налогов; снижение ставки налога на прибыль на определенный период; снижение ставки налога на имущество и др. Предприятия-экспортеры могут также освобождаться на определенный период времени от уплаты импортных пошлин, уплачиваемых за закупаемые за рубежом оборудование, сырье, полуфабрикаты, компоненты.

В регулировании внешнеэкономической  деятельности в современных условиях важнейшими задачами также являются: повышение наукоемкой продукции  и конкурентоспособности отечественных  товаров, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа, создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства, ограничение вывоза капитала за рубеж.

Для решения этих задач  должны быть предприняты меры в сфере  регулирования внешней торговли, в частности:

- организовано стимулирование  экспорта товаров с высокой  добавленной стоимостью, в том  числе за счет существенного  расширения практики предоставления  гарантий под экспортные кредиты; 

- дальнейшее более  гибкое применение тарифных и  нетарифных инструментов для селективной поддержки отечественных товаропроизводителей. Пошлины должны служить, прежде всего, этим целям, а не только выполнять фискальные функции. При этом следует провести снижение импортного тарифа на сырьевые товары, комплектующие изделия, не производимые в стране и в то же время особо важные для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей виды технологического оборудования, одновременно необходимо провести корректировку импортного тарифа на готовые изделия с учетом импортозамещения в целях в целях загрузки простаивающих отечественных производственных мощностей.

Информация о работе Механизм практической реализации в рамках Таможенного союза