Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами.

Содержание работы

Введение

1 Понятие таможенного контроля

2 Сущность таможенного конторля

3 Объект и предмет таможенного контроля

4 Формы таможенного контроля

5 Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

6 Основные задачи и цели таможенного контроля

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

* осуществляет  обеспечение единообразного применения таможенными органами тамо-женного законодательства Российской Федерации;

 

* принимает  решения о классификации товаров  в соответствии с товарной  номенклатурой внешнеэкономической  деятельности и обеспечивает  опубликование таких решений;

 

* обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собствен-ности; принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (страна происхождения товара).

 

В целях решения  поставленных перед таможенными  органами задач они осуществляют:

 

* ведение реестра  банков и других кредитных  организаций, обладающих правом  выдачи банковских гарантий уплаты  таможенных платежей;

 

* ведение таможенного  реестра объектов интел-лектуальной  собственности;

 

* ведение таможенной  статистики внешней торговли  и специальной таможенной статис-тики;

 

* информацию  и консультацию на безвозмездной  основе по вопросам таможенного  дела участни-ков внешнеэкономической деятельности;

 

* в пределах  своей компетенции валютный контроль  операций, связанных с перемещением  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Российской  Федерации;

 

* производство  по делам об административных  правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской федерации об административных правонару-шениях;

 

* дознание и  производство неотложных следственных  действий в соответствии с  уголовно процессуальным законодательством  Российской Федерации;

 

* в соответствии  с законодательством Российской  Федерации оперативно-розыскную  де-ятельность;

 

* функции главного  распорядителя и получателя средств  федерального бюджета, предусмот-ренных  на содержание службы, и реализацию  возложенных на нее функций.

 

О вкладе таможенных органов в формирование доходной части федерального бюджета мож-но судить по следующим данным: если в 2002 г. администрируемые ими налоговые  поступления составили 588,3 млрд руб., в 2003 г. - 757,6 млрд руб., то в 2004 г. эта сумма достигла 1219,5 млрд руб.. Существенно выросли платежи, как по импорту, так и по экспорту. Если в 2002 г. в бюджет было перечислено 12,5 млрд дол. таможенных платежей от импортных операций и 6,2 млрд дол. от экспортных, то в 2004 г. эти показатели составили соответственно 19,6 и 22,7 млрд дол. Доля платежей, собираемых таможенными органами, достигла в 2004 г. 41,6 % доходов всего национального бюджета, или 8% ВВП.

 

В настоящее  время ведется активная работа по Концепции развития Федеральной  таможенной службы. Ее главная цель - прозрачность, упрощенность и эффективность таможенного конт-роля. Основным принципом Концепции станет таможенный контроль в виде сервиса, который основывается на таких принципиально новых положениях, как: использование системы управления рисками, внедрение электронного документообо-рота и электронного декларирования, применение предварительного декларирования товаров и транс-портных средств, минимизация таможенных формальностей в приграничных таможенных органах, смещение концентрации контрольно-ревизионных действий с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы. Предусматриваются, в частности, сокращение числа таможенных пунктов, устранение двойного (т. е. повторного) таможенного контроля, внедрение систем электронного отслеживания грузов - от границы до региона реализации. Особое внимание, по нашему мнению, должно быть уделено системе электронного декларирования товаров, с тем чтобы субъект хозяйствования смог представить электронные документы в предварительном режиме. Таможенные органы получили бы возможность заранее оценить их с точки зрения достоверности, возможных операций контроля, анализа рисков и так далее. Тем самым к моменту поступления товара для таможенного оформления заметно сократились бы и сроки проведения контрольных процедур. Кроме того, электронное декларирование позволяет исключить субъективизм в принятии решения конкретным таможенным инспектором и сделать единообразным применение таможенного законодательства.

 

Следующий шаг - это разработка унифицированных электронных форм не только собственно таможенных, но и различных разрешительных документов, международных накладных, счетов-фактур и т.д. Это позволит создать предпосылки для решения более широкого круга задач, допустим, в сфере международной электронной торговли.

 

Выгода от введения электронной системы декларирования очевидна. Ведь даже статистика свидетельствует  о том, что значительные финансовые затраты фирм связаны именно с  подготовкой бумажных документов. Кроме  того, электронное декларирование способствует максимальной оборачиваемости грузов, сокращению простоев транспорта. За счет электронной технологии уже к 2008 - 2010 гг., по данным Федеральной таможенной службы, минимум наполовину сократится численность таможенных проверок и ассортимент проверяемых товаров.

 

Менее 10 % импортных  грузов и 8 % экспортных будет проверять  российская таможня к началу 2008 г. Такое сокращение в объеме проверяемых  грузов произойдет за счет развития информационных технологий. Аналогичная система  контроля давно отлажена, например, между Бельгией и Голландией, Австрией и Германией, Швецией и Финляндией. Но эти страны давно согласовали не только методы таможенного контроля, но и внешнеторговые пошлины и стандарты качества товаров и услуг во взаимной торговле. В России реальное согласование режима и методов таможенного контроля имеют место только с Белоруссией и Казахстаном. Система сквозного электронного контроля действует пока на маршрутах Россия - Финляндия - Швеция, что позволило более чем вдвое ускорить таможенные операции с товарами взаимной и транзитной торговли.

 

На смену  тотальному контролю на этапе таможенного  оформления приходят система анализа  и управления рисками и сильная  служба таможенной инспекции, которая  обеспечивает выборочный контроль. Принцип выборочности реализуется путем применения только тех форм таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

 

 

3  Объект и предмет таможенного  контроля.

 

Таможенный  контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях  обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенный  контроль проводится исключительно  таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ, то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ.

Цель таможенного  контроля состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного  режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Институт таможенного  контроля понимается двояко: во-первых, как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу  РФ товаров и транспортных средств. Во-вторых, как совокупность проверочных мероприятий.

В качестве объекта  таможенного контроля следует выделить государственные интересы, заключающиеся  в обеспечении соблюдения физическими  лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.

В зависимости  от того, на что непосредственно  направлена проверочная деятельность таможенных органов, выделяют следующие  предметы таможенного контроля:

-        товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ);

-        документы и сведения, необходимые  для таможенных целей;

-        предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен  на таможенные органы.

Последний из вышеперечисленных  предметов таможенного контроля отражает одну важную его особенность - случаи, непосредственно не связанные  с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Поскольку нет перемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаев изменения таможенного режима), а это уже придает самостоятельность таможенному контролю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. Будучи систематической проверкой деятельности, данный вид контроля может быть обозначен надзором. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров, документов, транспортных средств) таможенный надзор — проверка более абстрактная и включает в себя множество предметов (порядок ведения учета хранящихся на таможенных складах товаров, работоспособность охранной сигнализации, соблюдение пропускного режима на территории склада временного хранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.).

Документы, необходимые  для таможенного контроля могут  рассматриваться в качестве предметов контроля как при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:

-        документы, необходимые для таможенного оформления и контроля;

-        документы, необходимые для контроля (надзора).

Таким образом, таможенный контроль как проверка –  это осуществляемая таможенными  органами РФ проверка перемещаемых через  таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела.

Таможенный  контроль как совокупность проверочных  мероприятий в статье 366 ТК РФ закрепляется как формы таможенного контроля. Данная статья содержит исчерпывающий перечень форм таможенного контроля:

1) проверка документов  и сведений;

2) устный опрос;

3) получение  пояснений;

4) таможенное  наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный  досмотр товаров и транспортных  средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки  товаров специальными марками,  наличия на них идентификационных  знаков;

9) осмотр помещений  и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная  ревизия.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения  соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При  этом под риском понимается вероятность  несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

 

 

 4 Формы таможенного контроля

 

Процессуальная  составляющая правового регулирования  таможенного контроля по ТК  устанавливается  порядком проведения и формами таможенного  контроля. Статьей ТК  определены десять форм таможенного контроля.

 Данный список не является исчерпывающим, поскольку в числе процедур таможенного контроля выделяются дополнительно проверка товаров , которая не тождественна таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств , проверка достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств , которую нельзя сводить к проведению таможенной ревизии, рассмотрение отчетности для целей таможенного контроля.

 Названные формы таможенного контроля детально регламентируются

соответствующими  статьями ТК .

 

1. Проверка документов и сведений.

 

Проверка документов и сведений осуществляется в целях  установления их подлинности и достоверности  содержащихся в них сведений, а  также правильности их оформления. Она заключается в их изучении в целях установления соответствия нормам таможенного законодательства и полноты оформления.

 

Документы, необходимые  для таможенного контроля, согласно  Таможенного кодекса, классифицированы в следующие группы:

 

1) транспортные (перевозочные) документы

 

2) коммерческие  документы

 

3) таможенные документы

 

Проверка сведений, содержащихся в документах, осуществляется посредством их сопоставления с  информацией, получаемой из других источников (аналитически, данные специальной  таможенной статистики, таможенные ревизии).

 

Также могут  подлежать проверке иные документы и содержащиеся в них сведения, необходимые для таможенного контроля. К таким документам могут быть отнесены учредительные документы, подтверждающие право занятия внешнеэкономической деятельностью, сертификаты качества, соответствия, разрешительные документы, выдаваемые иными государственными органами, воинские пропуска и др.

 

Проверка документов и сведений заключается в их изучении с точки зрения соответствия действующим  нормам таможенного законодательства, полноты и достоверности сведений для таможенных целей.

 

Таможенный  орган запрашивает такие документы  и сведения в письменной

форме и устанавливает  срок для их представления, который  должен быть

достаточен  для этого..

 

2. Устный опрос.

 

Устный  опрос как форма таможенного контроля также проводится при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств. Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по

таможенному оформлению в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

Устный  опрос производится без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

 

3. Получение пояснений.

 

Что касается получения  пояснений, то данная форма таможенного контроля отличается от устного опроса тем, что в ходе ее осуществления должностное лицо таможенного органа получает сведения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

 Более того, таможенные органы вправе получать объяснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица). Получение пояснений оформляется в письменной форме.

Информация о работе Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля