Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами.

Содержание работы

Введение

1 Понятие таможенного контроля

2 Сущность таможенного конторля

3 Объект и предмет таможенного контроля

4 Формы таможенного контроля

5 Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

6 Основные задачи и цели таможенного контроля

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Содержание :

 

 Введение 

 

1 Понятие таможенного  контроля 

 

2 Сущность  таможенного конторля

 

3 Объект  и  предмет таможенного контроля

 

4 Формы таможенного  контроля

 

5  Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля

 

6 Основные  задачи и цели таможенного контроля

 

 Заключение 

 

 Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их

взаимоотношений между собой, с государством, его  органами, в том числе и с  таможенными органами. 

 

Проведение  таможенного контроля призвано обеспечить:  

                          

  • создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота;

 

  • разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

 

- ведение борьбы  с контрабандой, нарушениями таможенных  правил и  налогового законодательства, а также пресечение незаконного  оборота через таможенную границу  наркотических средств, оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ, предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов;

 

- своевременное  и полное взимание таможенных  пошлин, налогов и иных таможенных  платежей;

 

- ведение таможенной  статистики внешней торговли  и специальной таможенной статистики  России;

 

- осуществление  в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля;

 

- ведение Товарной  номенклатуры внешнеэкономической  деятельности и др.

 

                

   Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.

Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой  является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических  преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.

С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая  концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления

и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.

Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней.

Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование  отнесено к ведению федеральных  органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.

Конституционные положения  таможенного регулирования регламентируются в

Федеральных законах, основным из которых является Таможенный Кодекс Российской

Федерации и Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе .

Согласно Таможенному  Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного

использования инструментов таможенного контроля.

Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе  страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.

Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.

В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного  контроля на

местах. Раньше таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни

 

В 1992 году был издан  Указ Президента  “О неотложных мерах по организации таможенного контроля” , в котором сказано, что в целях защиты экономических интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, необходимо установить зоны таможенного контроля, осуществить перемещение товаров и иных предметов через установленную границу.

 

 

 1. Понятие таможенного контроля.

 

Место таможенного  контроля в структуре административного  процесса определяется с учетом его  широкого и узкого понимания, каждое из которых имеет свое нормативное  воплощение и практическое значение.

 

Таможенный  контроль в широком понимании - это разновидность государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоза с этой территории. На таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль возложена функция координации различных видов государственного контроля при импорте и экспорте товаров

 

Согласно ТК таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Аналогичную дефиницию содержит и Таможенный кодекс 1993 г. В широком понимании таможенный контроль охватывает всю процессуальную деятельность таможенных органов, в том числе таможенное оформление. В рамках таможенного контроля

реализуется система  организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер. Широкое толкование, в свою очередь, обусловливает различие взглядов специалистов на соотношение  понятий "таможенный контроль" и "таможенное оформление". Одни специалисты не видят необходимости эти понятия различать; другие подчиняют таможенный

контроль как  вспомогательные действия процедурам таможенного оформления; третьи считают  таможенное оформление лишь документальным закреплением процедур таможенного  контроля; четвертые указывают на неразрывную связь таможенного оформления и таможенного контроля, но устанавливают обоснованные нормативно-процессуальные различия этих понятий. Так, таможенный контроль рассматривается в качестве формы осуществления таможенного дела наряду с другими формами - нормативным регулированием порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную

границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей.

 

В соответствии с ТК таможенный контроль реализует  таможенное регулирование лишь в части, в которой таможенное регулирование устанавливается таможенным законодательством. Получается, что соблюдение норм иного законодательства таможенным контролем не охватывается. С этой позиции определение таможенного контроля, содержащееся в Таможенном кодексе 1993г., является более корректным. Таможенный контроль в узком смысле - совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и обнаружения существенных нарушений таможенного законодательства Российской Федерации .

 Характеристика таких нарушений, выделяемых среди других противоправных действий, приводится вТК . Наиболее часто таможенный контроль рассматривается специалистами в узком смысле. Таможенный контроль в узком понимании и таможенное оформление тесно

взаимосвязаны, но не тождественны. Эти категории  можно определить следующим образом.

 

 Таможенный контроль представляет собой совокупность проверочных операций, проводимых таможенными органами, в целях определения и подтверждения статуса товаров, транспортных средств и лиц в таможенном деле, пресечения нарушений таможенных правил и реализации ответственности в сфере таможенного дела. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и способы производства таможенного контроля.

 

Таможенное  оформление - это таможенные операции, осуществляемые таможенными органами и иными лицами, направленные на сохранение или изменение статуса товаров и удостоверяемые таможенными органами документально.

 

Меры таможенного  контроля в узком смысле не только являются проверочными действиями, но и имеют принудительно-пресекательный характер. Кроме того, в ходе таможенного контроля таможенными органами реализуется система мер административной ответственности за нарушение таможенных правил. Такими принудительными мерами становятся меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания, урегулированные Кодексом об

административных  правонарушениях.. Следовательно, можно  говорить о таможенном контроле как системе реализации государственного принуждения в сфере таможенного дела, не ограничиваясь собственно проверочными мероприятиями, установленными ТК . Такой подход к пониманию таможенного контроля до сих пор редко встречается в научной

литературе, но находит свое обоснование в новом Таможенном кодексе . Так, исходя из ТК , следует заключить, что контрольно-проверочные действия, строго говоря, не являются таможенными операциями. Это таможенная деятельность принудительного предупредительно-пресекательного характера, обеспечивающая особый правовой режим, который распространяется на товары и транспортные средства в связи с их перемещением через таможенную границу.

 

Основная  цель таможенного контроля – это определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на основе этого таможенных правонарушений.

 

Значительным  изменением  ТК явилось введение системы принципов таможенного контроля как правовых основ государственного контроля в сфере таможенного дела.

 

К числу  таких принципов следует отнести:

 

- всеобщность  таможенного оформления и таможенного  контроля

 

- законность  таможенного оформления и таможенного  контроля

 

- принцип минимальной  необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного  оформления и таможенного контроля  в качестве административной  нетарифной меры регулирования

 

- выборочность  и достаточность таможенного  контроля 

 

- использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля

 

- возможность  освобождения от применения отдельных  форм таможенного контроля 

 

- использование  методов анализа рисков для  определения и степени проверки 

- выработка  стратегии таможенного контроля федеральной таможенной службой

 

- сотрудничество  с таможенными органами иностранных  государств 

 

  • взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями

 

  • создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу

 

  • недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

- безопасность  применения технических средств таможенного контроля

 

Так, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения  соблюдения таможенного законодательства.  Принцип выборочности означает, что нет необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Однако избрание формы таможенного контроля

является исключительным правом таможенных органов.

 

Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур

Всемирной таможенной организации , согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

 

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При  этом под риском понимается вероятность  несоблюдениятаможенного законодательства.  Согласно Конвенции при выборе формы таможенного контроля используется система управления рисками, а также применяется метод анализа рисков для определения товаров и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

 

Информация о работе Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля