Контрольная работа по "Таможенное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Файлы: 1 файл

Таможка.docx

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

4.3.

Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации»Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г. (ред. 2008 г.) предметом общего надзора являются:

 

1) соблюдение Конституции  РФКонституция РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

 

2) соответствие законам  правовых актов, издаваемых органами  и должностными лицами перечисленных  выше органов и организаций.

 

Таким образом, предмет прокурорского надзораНадзор прокурорский представляет собой совокупность двух частей:

 

1) исполнение действующих  законов органами и должностными  лицами, осуществляющими административно-распорядительную  деятельность (в том числе таможенных  органов и их должностных лиц);

 

2) обеспечение соответствия  законам нормативных правовых  актов этих же органов и  должностных лиц.

 

ПрокурорПрокурор или его заместитель при наличии соответствующих оснований возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

 

В случае установления фактов нарушения закона органами и должностными лицами прокурор (или его заместитель):

 

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

 

опротестовывает противоречащие закону нормативные правовые акты;

 

обращается в судебные органы с требованием о признании таких актов недействительными;

 

вносит представления об устранении нарушений закона.

 

На должностных лиц органов, осуществляющих административно-управленческую деятельность (в том числе и таможенных органов), возложена обязанность незамедлительного выполнения требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий.

 

Предоставленные ему права прокурор реализует путем принесения протеста, внесения представления, вынесения постановления и объявления в письменной форме должностным лицам предостережения о недопустимости нарушений закона (ст. 23—25 Ф3 РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2008 г.)). Таким образом, можно говорить о четырех видах актов прокурорского надзора.

 

ПротестПротест на противоречащий закону нормативный правовой акт приносится в орган или должностному лицу, которое издало этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Прокурор вправе при наличии исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной форме. Прокурору, принесшему протест, предоставлено право его отзыва.

 

Внесенное прокурором или его заместителем представлениеПредставление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления соответствующий орган или должностное лицо обязаны письменно сообщить о принятых конкретных мерах по устранению допущенных нарушений.

 

При наличии сведений о нарушении закона должностным лицом прокурор выносит мотивированное постановлениеПостановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, которое направляется уполномоченному органу или должностному лицу.

 

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях должностных лиц прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме предостережениеПредостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в объявленном предостережении, соответствующее должностное лицо может быть привлечено к ответственности «в установленном законом порядке» (ст. 251 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации»).

 

4.4.

Судебное обжалование действий (бездействия) таможенных органов

Конституцией РФКонституция РФ установлено право любого лица на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, в том числе право на судебную защиту и, в частности, на обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 45, 46). Провозглашенные Конституцией РФ права и свободы, включая рассматриваемое право на обжалование, являются непосредственно действующими и составляют основы правового статуса личности в РФ (ст. 18, 64 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ в определении от 22 апреля 2004 г. № 213-О указал, что право на судебную защиту выступает как гарантия всех конституционных прав и свобод.

 

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности и обеспечение их права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеэкономической деятельности на осуществление такой деятельности, являются основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ. Указанные принципы закреплены в ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. (ред. 2006 г.) (в ред. от 02.02.2006 г.).

 

Право на судебную защиту предусмотрено также федеральным законом, регламентирующим отношения в области внешнеэкономической деятельности, № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»Федеральный закон РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 2003 г. (ст. 36).

 

Право обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лицПраво обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в определенной степени представляет собой форму воздействия лиц на деятельность государственных органов, является важной гарантией соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности, особенно учитывая изначально неравное положение субъектов соответствующих правоотношений (орган государственной власти, наделенный полномочиями в области экспортного контроля, его должностное лицо и участник внешнеэкономической деятельности), способствует повышению уровня принимаемых государственными органами и должностными лицами решений, формированию у них чувства ответственности за принятое решение.

 

Праву участников внешнеэкономической деятельности обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц корреспондирует обязанность этих лиц (при обжаловании в административном порядке) либо суда (при обжаловании в судебном порядке) рассмотреть жалобу и принять решение по существу. В упомянутом выше определении Конституционный Суд РФ пояснил, что осуществление права на судебную защиту предполагает не только право на обращение с заявлением в суд, но и разрешение им дела по существу в соответствии с подлежащими применению нормами права, а также вынесение судом решения, по которому нарушенные права лица должны быть восстановлены.

 

Положения ст. 18 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» корреспондируют названным нормам и конкретизируют право обжалования как в судебном, так и в административном порядке — в случаях, предусмотренных законодательством РФ, решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц участниками внешнеторговой деятельности.

 

Данный закон, согласно п. 2 ст. 1, применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью. В соответствии с п. 4, 11, 23 и 27 ч. 1 ст. 2 участниками внешнеторговой деятельностиУчастник внешнеторговой деятельности признаются российские и иностранные лица (юридические и физические), занимающиеся деятельностью по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

 

Таким образом, речь идет о праве юридических и физических лиц — участников внешнеторговой деятельности — обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц в сфере внешнеторговой деятельности и отношениях, непосредственно связанных с такой деятельностью (к числу последних могут быть отнесены, например, отношения по поводу получения разрешений, лицензий соответствующих государственных органов, иные правоотношения с органами, осуществляющими государственный контроль и надзор).

 

Участник внешнеторговой деятельности вправе обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, если, по его мнению, такими решениями, действиями (бездействием):

 

нарушены его права, свободы, законные интересы;

 

созданы препятствия к реализации этих прав, свобод и интересов;

 

на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

 

П. 1 ст. 18 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» не называет в числе подлежащих обжалованию решения государственных органов, в результате которых лицо незаконно привлечено к административной ответственности. Однако это не означает лишение участника внешнеторговой деятельности такого права, что противоречило бы Конституции РФ. Отношения по поводу привлечения участников внешнеторговой деятельности к административной ответственности, в том числе, если правонарушение было совершено в процессе такой деятельности, не соответствуют критерию, заложенному в п. 2 ст. 1 Закона (т.е. не являются «отношениями в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности либо непосредственно связанными с этой деятельностью») и не относятся к сфере его регулирования. Обжалованы могут быть и решения государственных органов, оформленные в виде правовых актов (как нормативных, так и ненормативных).

 

Обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц может осуществляться в судебном, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в административном порядке, т.е. в вышестоящий государственный орган, должностному лицу.

 

Специальное значение рассматриваемая норма приобретает в случаях, когда обжалование в вышестоящий государственный орган, должностному лицу предусмотрено законодательством РФ в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования спора, несоблюдение которого влечет оставление судом заявления лица без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФГражданский процессуальный кодекс РФ, ст. 148 АПК РФАрбитражный процессуальный кодекс РФ). Однако на сегодняшний день преобладает закрепление законодателем альтернативного порядка обжалования, который имеет как свои преимущества, так и недостатки.

 

С одной стороны, альтернативный порядок обжалования представляется более демократичным, более удобным для лица: оно само выбирает процедуру обжалования, тот орган — административный или судебный, — которому более доверяет и чье решение считает справедливым. С другой стороны, такой порядок обжалования может иметь следствием увеличение нагрузки судебных органов за счет ряда жалоб, которые могли быть удовлетворены в случае первоначального обжалования в вышестоящий государственный орган, должностному лицу, а для заявителя — более длительный период времени разрешения оспариваемого дела, восстановления нарушенных прав (если такое нарушение имело место).

 

Право на обращение в суд, арбитражный суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов закреплено соответственно в ст. 3 ГПК РФ и в ст. 4 АПК РФ.

 

Порядок судебного обжалования различается в зависимости от статуса участника внешнеторговой деятельности. Физические лица, исключая зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, обжалуют решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц в порядке, установленном гл. 23 и 25 подраздела III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» ГПК РФ.

 

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регламентирован гл. 22 и 24 раздела III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» АПК РФ.

 

Порядок обжалования и рассмотрения жалоб на решения государственных органов о привлечении к административной ответственности установлен гл. 30 КоАП РФКодекс РФ об административных правонарушениях «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях».

 

Заявления граждан и организаций об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части рассматриваются судом, если это не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (ст. 245 ГПК РФ). Например, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в ст. 36 установлена подведомственность дел, связанных с регулированием Законом отношений (в том числе об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц), арбитражным судам.

 

Арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассмотрение которых отнесено к их компетенции федеральным законом, а также об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в обозначенной сфере (ст. 29 АПК РФ). Несоблюдение установленного порядка обжалования может иметь следствием отказ в принятии жалобы к рассмотрению.

Информация о работе Контрольная работа по "Таможенное право"