Контрольная работа по дисциплине "Таможенное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 04:48, контрольная работа

Описание работы

Самостоятельное значение в структуре права имеют его принципы. Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. В них в концентрированном виде выражено содержание, важнейшие основы таможенного права.
Принципы таможенного права как основные начала правового регулирования – это своего рода камертон всего последующего нормотворчества в таможенной сфере. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь таможенного права и таможенного законодательства.

Содержание работы

1. Принципы таможенного права 2
2. Таможенные и тарифные льготы 8
3. Правовое регулирование деятельности таможенного брокера 19
Тест 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

таможенное право-контрольная.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

                                    Содержание

 

 

  1. Принципы таможенного права                                                        2
  2. Таможенные и тарифные льготы                                                      8
  3. Правовое регулирование деятельности таможенного брокера     19

Тест                                                                                                      28

               Список литературы                                                                           29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы таможенного права

Самостоятельное значение в структуре права имеют  его принципы. Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. В них в концентрированном виде выражено содержание, важнейшие основы таможенного права.

Принципы таможенного  права как основные начала правового  регулирования – это своего рода камертон всего последующего нормотворчества  в таможенной сфере. Они гарантируют  непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь таможенного права и таможенного законодательства. Особо следует отметить значение принципов права в формировании судебной и административной практики, содействии отмене устаревших и принятию новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранении пробелов в законодательстве.

Одни принципы таможенного права являются общеправовыми, другие носят отраслевой характер.

Принципами таможенного права являются:

- законность;

- демократизм;

- полномасштабное и четкое таможенное регулирование;

-обеспечение эффективности  таможенно-правовых средств и  инструментов;

- координация и взаимодействие  государственных органов;

- гуманность;

- обеспечение выполнения  международных обязательств Российской  Федерации и осуществления международного сотрудничества в области таможенного дела.

Законность – один из основных принципов таможенного права и функционирования таможенной системы в целом. Он закреплен в ст. 15 ч.2 Конституции Российской Федерации. Принцип законности предполагает необходимость строгого соблюдения Конституции, законов РФ, Таможенного кодекса, различных подзаконных актов всеми субъектами таможенного права – таможенными органами, должностными лицами таможенных органов, различными государственными и негосударственными организациями и учреждениями, участвующими в таможенных отношениях, российскими гражданами, иностранцами и лицами без гражданства. Принцип законности обязывает государственные органы, имеющие право принимать подзаконные акты по таможенным вопросам, осуществлять ведомственное нормотворчество, не противореча действующим законам.

Этот принцип  закреплен в ст. 408 ТК РФ “Правомочия  таможенных органов”, согласно которой  таможенные органы для выполнения возложенных  на них функций обладают правомочиями – принимать меры, предусмотренные ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Демократизм как принцип таможенного права имеет многообразные формы.

Согласно ст. 403 “Функции таможенных органов” таможенные органы осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам, а главой 4 ТК РФ регламентируются вопросы информирования и консультирования. Глава 6, параграф 3 ТК РФ регламентирует вопросы, связанные с получением предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о происхождение товара по конкретной стране происхождения товара.

В ТК содержатся и другие конкретные нормы, характеризующие  демократизм таможенного права, например, существующий институт обжалования  и рассмотрения решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных  лиц (глава 7 ТК РФ).

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права предполагает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации, как это предусмотрено п. «ж» ст. 71 Конституции РФ; б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела. Постоянное обновление норм, устранение имеющихся пробелов – обязательное условие эффективного функционирования таможенного права, соответствия его политическим и социально-экономическим реалиям России.

Обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов и их реализация. Таможенное право не может эффективно и целенаправленно реализоваться без умножения и реализации всего набора таможенно-правовых средств и инструментов.

В целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы обладают полномочиями устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Принцип координации и взаимодействия государственных органов означает необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных отраслей права. Активное участие в формировании таможенного права, помимо Федерального собрания, Президента РФ, Правительства РФ, ГТК РФ, принимают Центральный банк РФ, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство налогов и сборов и другие федеральные органы исполнительной власти. Принцип координации и взаимодействия в значительной степени определяет механизм функционирования системы таможенных органов, реализующих в своей деятельности нормы таможенного законодательства.

ТК РФ определяет взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами в ст. 411.

Ст. 10 ч.2. регламентирует передачу и отношение к информации, предоставленной таможенными органами федеральным органам исполнительной власти.

Ст. 408 п.11 регламентирует правомочия таможенных органов в  получении от государственных органов, организаций и физических лиц  информации, необходимой для выполнения своих функций, в соответствии с ТК РФ.

Также в функции  таможенных органов входит обеспечение  выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела и осуществления  сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела (ст. 403 п.9).

Принцип гуманности проявляется, например, в материальном таможенном праве в виде соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (запрет провоза оружия, наркотиков и т.д.); помещения товаров под специальные таможенные режимы в случае, если они предназначены для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований и т.д.

Существующие  во внешнеторговой практике принцип  недискриминации (ст.12 ч.1 ТК РФ гласит, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу в порядке, установленном  ТК РФ) и принцип наибольшего благоприятствования (ст. 29 ч.2 ТК РФ гласит, что правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики) используются в таможенном праве при регулировании таможенно-финансовых отношений, для устранения различных нетарифных барьеров на торговых путях.

Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации и осуществления международного сотрудничества в области таможенного дела.

Указанный принцип четко отражен в ст. 403 п.9. ТК РФ: “таможенные органы обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела”. В ст.8 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаны составной частью правовой системы Российской Федерации и установлен приоритет международных правил над российскими.

Среди других общеюридических  принципов таможенного права  следует отметить принципы юридического равенства, судебной защиты субъективных прав, ответственности только за виновное противоправное поведение и др.

Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие:

- принцип обеспечения  благоприятных условий для внешнеторговой  деятельности (ст. 1. ФЗ “Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности”);

- принцип защиты  экономических и политических  интересов РФ (ст. 403 п.4. ТК РФ, ст.1. ФЗ “Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности”);

- принцип защиты  прав интеллектуальной собственности  (ст. 403 ч.5);

- принцип охраны  национальной и общественной безопасности (ст. 403 п.6 ТК).

- принцип единства  таможенной территории (ст.2 ТК РФ).

- принцип единства  ставок таможенных пошлин (ст.3 Закона  РФ “О таможенном тарифе”).

- принцип дифференциации  правового регулирования таможенных  режимов (ст.155 ТК РФ).

- принцип объединения  в таможенном законодательстве  материальных и процедурных норм.

Выделяют также  такие принципы, как недискриминация  субъектов таможенных правоотношений и обязательное помещение всех товаров  и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, под таможенный режим.

Однако введение данных принципов спорно, так как  если сравнивать права субъектов  таможенных правоотношений (российские и иностранные лица), то данные субъекты обладают разными правами, например, иностранное лицо имеет право декларировать товар только в особо оговоренных случаях, т.е. существует дискриминация.

Такова общая  характеристика начал и принципов  таможенного права.

 

   2.Таможенные и тарифные льготы 

Большая российская юридическая энциклопедия определяет таможенные льготы как преимущества, предоставляемые юридическим и физическим  лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе. Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей. Но последнее определение не совсем полное. На самом деле освобождение от уплаты лишь таможенных пошлин и сборов – это тарифные льготы. А понятие таможенные льготы включает в себя еще и применение упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющими своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.

Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.

В зависимости  от того, в какой области таможенного  дела делается исключение смягчающего  характера, таможенные льготы можно  разделить на:

• льготы по таможенному  оформлению и таможенному контролю;

• льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

Первые предоставляются  в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности  представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.).

К этой категории  льгот относятся и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной юрисдикции определенных лиц из числа вышеуказанных, в  том числе при совершении ими  нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Вторые предоставляются  РФ на условиях взаимности или в  одностороннем порядке в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Условно все таможенные льготы можно подразделить на льготы представителям иностранных  государств и их работникам и иным иностранным лицам.

     Дипломатические представительства – при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу России – могут ввозить и вывозить из нее предназначенные для официального пользования представительств товары  с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов Российской Федерации и подобного рода услуги (ст. 202 ТК). В отношении главы дипломатического представительства и дипломатического персонала, а также проживающих вместе с ними членов их семей установлено следующее: они могут ввозить в Россию товары, предназначенные для их личного пользования, включая предметы, необходимые для первоначального обзаведения, и вывозить из России товары, предназначенные для личного пользования, с соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Таможенное право"