Классификатор ТН ВЭД и его роль в таможенной статистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Существование практически любого современного государства теснейшим образом связано с его участием в мировой экономике, не является исключением и Россия. В силу своего геополитического положения РФ имеет большое количество торговых партнеров с кем связана сухопутным транспортом, морская торговля, и вообще перевозки ограничены.
Глобализация, объединение национальных экономик в практически единую систему мирового хозяйствования потребовало создание новых инструментов для регулирования международной торговли. Одна из таких попыток это создание Всемирной Торговой Организации (ВТО). Ступление РФ в ВТО обсуждалось с 1994 года. Преимуществами членства обычно называют снижение таможенных барьеров внутри организации, общая либерализация торговли.

Содержание работы

Введение 2
1.Особенности и сфера применение ТН ВЭД 3
1.1 Понятие основных товарных номенклатур и место ТН ВЭД среди них 3
1.2 Система классификации ТН ВЭД ТС 5
2. ТН ВЭД как основа таможенного регулирования 10
2.1 Место и функции ТН ВЭД в таможенно-тарифном регулировании 10
2.2 Статистика экспорта и импорта России 16
Заключение 19
Список используемых источников и литературы 20

Файлы: 1 файл

Tema3Klassifikator.docx

— 79.69 Кб (Скачать файл)

Комбинированные - адвалорная + специальная

3. по размеру взимания Ставки:

Номинальные, льготные, минимальные, промежуточные, максимальные

Максимальные могут быть: покровительственные - их уровень    превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки   товара. Главная   цель  - протекционизм и способ заставить партнера пойти на уступки в экспорте. Запретительные - обычно на 30% выше покровительственных. Наступательные – отличаются особо высоким уровнем (30-40% по отношению к запретительным); цель - полное исключение импорта этой страны.

Особое место занимают: специфические - в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям; антидемпинговые - ввоз на таможенной территории товаров по цене ниже, чем нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза; компенсационные - ввоз на таможенной территории товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии; по способу выработки автономные (самим государством) конвенционные (союзом) автономно-конвенционные; по практике взимания номинальные - обозначены в там тарифе реальные -дифференцированные в зависимости от страны происхождения

Таможенный тариф - инструмент торгового, политического и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с MP и включает себя правила обложения товаров пошлиной при их перемещении через таможенную границу.

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.

Таможенный тариф состоит из 2 частей: 1)Ставка таможенных пошлин 2Систематический перечень товаров.

В Законе «О таможенном тарифе» устанавливается понятие страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергся достаточной переработке.Под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регионы или часть страны, если имеется необходимость их выделения.

Критерии достаточной переработки: изменение товарной позиции по товарной номенклатуре ВЭД правило адвалорной доли (изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленная стоимость превышает 50% стоимости поставленных товаров) выполнение производственных или иных технологических операций достаточных для того, чтобы товар считался произведенным в стране-переработчике.5

В статье 19 Федерального закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности указывается, что сущность таможенно-тарифного регулирования заключается в регулировании операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике России, для чего в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.

Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. Единый таможенный тариф Таможенного союза устанавливается решениями Комиссии ЕЭС.

Таким образом, основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог на импортные (или экспортные) товары, включаемый в продажную цену товаров и влияющий на их конкурентоспособность.

Важнейшая задача таможенного тарифа — рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию. Как правило, снижаются, или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики.

В то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

Кроме того, использование таможенных пошлин призвано содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров РФ. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала — повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машиностроительной. Согласно государственной программе развития экспорта государственная поддержка должна распространяться на производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. В настоящее время в товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием энергоносителей.

Кроме этого, таможенный тариф выполняет функцию защиты экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичных товаров, многие из которых по технической оснащенности и затратам на производство продукции значительно превосходят  отечественных  производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование ножниц цен на мировом и внутреннем рынке.

Виды пошлин требуют разграничения между видами товаров. Поэтому таможенный тариф всегда состоит из двух частей, а именно: Товарной номенклатуры, т. е. всеобъемлющего перечня товаров, а также ставок пошлины, которые необходимы для ее расчета.

Ввиду того, что от правильности определения кода товара по ТН ВЭД зависит размер таможенной пошлины, налогов, а также применение мер нетарифного регулирования (или отсутствие таких мер), участникам внешнеэкономической деятельности для целей планирования расходов на уплату таможенных платежей и сроков таможенного оформления важно, чтобы предварительно определённый код товара был подтверждён обязывающим предварительным решением таможенной службы государства — члена ТС о классификации товара. Таким образом, в ходе таможенного оформления наличие у декларанта действу ющего предварительного решения о классификации товара позволит снять вопросы относительно правильности заявленного кода товара по ТН ВЭД.

ТН ВЭД предназначена для сбора статистических данных о внешнеэкономической деятельности и решения задач государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, к числу которых относятся:

-декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

- нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);

- меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование.

ТН ВЭД России обладает следующими основными свойствами: Деление товаров на группы в ТН ВЭД России основано на конкретных данных. Отсутствует деление товаров на группы, которое может быть обосновано только теоретически, и является бесполезным в целях внешнеторгового регулирования (например, различие между бокалами из стекла зеленого и красного цвета).

Группы товаров в ТН ВЭД России не пересекаются по содержанию, иначе классификация была бы произвольной и весьма ненадежной.

ТН ВЭД России охватывает все движимое имущество, т.е. нет такого товара, для которого не существует соответствующий ему десятизначный цифровой код ТН ВЭД России.

Принципы разграничения различных типов товаров в ТН ВЭД России являются объективными. Наиболее общими критериями служат материал или материалы, из которых сделан товар, и функция или функции, которые товар выполняет. Другими важными критериями являются степень переработки, принадлежность к отрасли промышленности или назначение, особенности, связанные с перевозкой или хранением таких товаров, например, деление на опасные и безопасные товары.

Товарная номенклатура должна отвечать определенным требованиям: товары должны  быть четко  и недвусмысленно разграничены,  поскольку номенклатура  служит инструментом налогообложения. Для каждого изделия в Товарной  номенклатуре должна использоваться только одна товарная позиция и, следовательно, назначаться только одна ставка пошлины. Без четких характеристик товара невозможно рассмотреть конкретную тарифную классификацию.

Номенклатура должна  быть сформулирована  максимально   просто,  чтобы участники  внешнеэкономической деятельности  и работники  таможни   могли  увидеть необходимые различия  между товарами без помощи специалистов;

По возможности, следует избегать характеристик, которые не могут быть проверены по объективным признакам изделия (например, происхождение или принадлежность конкретному сектору экономики). Таможенные органы должны быть уверены, что назначается правильная тарифная ставка в интересах равного налогообложения.6

ТН ВЭД России включает четкие определения и правила, оговаривающие случаи частичного совпадения содержания товарных позиций или невозможности подобрать соответствующие товарные позиции, что позволяет избежать частичных наложений, если товар выполняет различные функции и изготовлен из разных материалов. Классификация в ТН ВЭД России является сбалансированной, то есть различные товарные позиции, находящиеся на одном уровне, имеют более или менее сравнимый экономический вес. При этом, безусловно, существуют исключения, такие как «корзиночные» позиции, использование которых необходимо для описания группы товаров, например, станков, нигде ранее особо не упомянутых.

 

2.2 Статистика экспорта и импорта России

 

ТНВЭД имеет высокую степень детализации внешнеторгового оборота. Товары представлены не только по конкретным наименованиям, но с учетом состава продуктов, технологии их изготовления, основных экономических характеристик.

По данным таможенной статистики в январе 2014 года внешнеторговый оборот России составил 58,571 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2012 года снизился на 0,4%. (таблица 1) Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 51,1 млрд. долларов США(таблица 2)., со странами СНГ - 7,5 млрд. долларов США (таблица 3)

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 20,7 млрд.долларов США, что на 1,6 млрд. долларов США больше, чем в январе 2013 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 17,7млрд. долларов США (увеличение на 1,8 млрд. долларов США), со странами СНГ - 3,0 млрд. долл. США1 (рост на 0,2 млрд. долл США)

Экспорт России в январе 2014 года составил 39,6 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2013 года вырос на 1,7%. За первый квартал соответственно 122,7 млрд. долларов США и падение на 3%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе 2013 года приходилось 86,4%, на долю стран СНГ - 13,6%.

Основу российского экспорта в первом квартале 2014 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 54,4% (в январе 2013 года -78,7%). С включением минеральных продуктов 56%.

Продукты питания и сельскохозяйственное сырье в экспорте в январе 2014г заняли всего 6,3%

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика оборота ВЭД в целом за первые месяцы 2013-2014 годов.7

Период

   2014 год

       2014 г. в % к 2013 г.

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

Январь

58571,8

39640,0

18931,9

99,6

101,7

95,6

Январь-февраль

117111,2

75938,5

41172,8

92,9

93,1

92,7

Январь-март

189322,9

122690,3

66632,7

95,8

97,0

93,8


 

 

Таблица 2

Сравнительная характеристика оборота ВЭД без учета стран СНГ за первые месяцы 2013-2014 годов.

 

 

   2014 год

       2014 г. в % к 2013 г.

Сальдо

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Оборот

Экспорт

Импорт

  2013 г.

  2014 г.

Январь

51121,6

34419,0

16702,6

101,5

103,1

98,5

16414,9

17716,4

Январь-февраль

101809,9

65309,5

36500,4

93,5

92,7

94,9

31995,1

28809,1

Январь-март

165294,4

106229,6

59064,8

96,6

97,1

95,6

47571,5

47164,8

Информация о работе Классификатор ТН ВЭД и его роль в таможенной статистике