Классификатор ТН ВЭД и его роль в таможенной статистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Существование практически любого современного государства теснейшим образом связано с его участием в мировой экономике, не является исключением и Россия. В силу своего геополитического положения РФ имеет большое количество торговых партнеров с кем связана сухопутным транспортом, морская торговля, и вообще перевозки ограничены.
Глобализация, объединение национальных экономик в практически единую систему мирового хозяйствования потребовало создание новых инструментов для регулирования международной торговли. Одна из таких попыток это создание Всемирной Торговой Организации (ВТО). Ступление РФ в ВТО обсуждалось с 1994 года. Преимуществами членства обычно называют снижение таможенных барьеров внутри организации, общая либерализация торговли.

Содержание работы

Введение 2
1.Особенности и сфера применение ТН ВЭД 3
1.1 Понятие основных товарных номенклатур и место ТН ВЭД среди них 3
1.2 Система классификации ТН ВЭД ТС 5
2. ТН ВЭД как основа таможенного регулирования 10
2.1 Место и функции ТН ВЭД в таможенно-тарифном регулировании 10
2.2 Статистика экспорта и импорта России 16
Заключение 19
Список используемых источников и литературы 20

Файлы: 1 файл

Tema3Klassifikator.docx

— 79.69 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существование практически любого современного государства теснейшим образом связано с его участием в  мировой экономике, не является исключением и Россия. В силу своего геополитического положения РФ имеет большое количество торговых партнеров с кем связана сухопутным транспортом, морская торговля, и вообще перевозки ограничены.

Глобализация, объединение национальных экономик в практически единую  систему мирового хозяйствования потребовало создание  новых инструментов для регулирования международной торговли. Одна из таких  попыток это создание Всемирной Торговой Организации (ВТО). Ступление РФ в ВТО обсуждалось с 1994 года. Преимуществами членства обычно называют снижение таможенных барьеров внутри организации,  общая либерализация торговли.

Однако никакое участие в ВТО не освобождает государственные службы от решения следующих задач: определение таможенной стоимости товаров и страны происхождения; ведение таможенной статистики; исчисление и взимание таможенных платежей; осуществление таможенного контроля; проведение таможенного декларирования товаров; применение таможенных процедур; применение мер нетарифного регулирования.

Для решения этих задач важно иметь теоретическую и практическую подготовку по вопросам классификации и кодирования товаров в международной торговле как основы применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и ведения таможенной статистики.

Изучением темы занимались современные российские авторы по проблемам таможенно-тарифного, нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, среди них, по методологии определения ставок таможенной пошлины В. Новикова, оценки тарифа С. Удовенко, по тарифному протекционизму С. Зубарева, С. Швеца, В. Синева, В. Свинухова, В. Драганова, А. Бычкова, Э. Тихоновича, Н. Лебедева и некоторые другие.

Таким образом, актуальным является изучение классификатора ТЭН ВЭД и его роли в таможенной статистике.

Цель работы - изучение классификатора ТЭН ВЭД и его роли в таможенной статистике.

Задачи работы:

1) дать понятие товарным номенклатурам и  роль ТН ВЭД среди них;

2) показать  ТН ВЭД, как основу таможенного  регулирования для РФ;

3)сделать  выводы.

В работе использовались следующие методы научного исследования: описательный, анализ, синтез, индукция и дедукция.

Структура работы  состоит из введения, двух глав, четырех подпунктов, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

1.Особенности и сфера применение ТН ВЭД

 

1.1 Понятие основных товарных номенклатур  и место ТН ВЭД среди них

 

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным органом федеральной исполнительной власти. Для осуществления своих полномочий им необходима достоверная информация о товарах пересекающих границы РФ.

Следует отметить, что методология исчисления показателей, как правило, представляет собой некоторый компромисс между тем, что было бы целесообразно достичь с теоретической точки зрения, и тем, что на практике можно получить с учетом имеющихся данных. Например, с теоретической точки зрения внешнеэкономические связи охватывают международную торговлю не только товарами, но и услугами, которые с практической точки зрения не могут быть оформлены ГТД, так как не проходят таможенный контроль.

Кроме того, все показатели рассчитываются с той или иной степенью точности, с той или иной степенью приближения к действительности, которую сложно измерить. Степень точности исчисления различных показателей различна и зависит от ряда факторов: от сложности изучаемых явлений, степени различия их характеристик, а также от требований к точности данных со стороны потребителей информации, что в свою очередь зависит от целей их использования. Многие показатели таможенной статистики необходимы лишь для выявления общих тенденций внешней торговли, и поэтому необязательно их рассчитывать с идеальной точностью.

Таможенный кодекс таможенного союза ЕврАзЭС (далее ТК ТС)1 в ст. 50 регламентирует функциональное назначение международной Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТН ВЭД) как инструмента осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а так же инструмента ведения таможенной статистики в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии.

ТК ТС не дает легального определения ТН ВЭД. Таможенно- статистическая номенклатура представляет собой систематизированный список товаров и соответствующих им кодов товарных групп, позиций, субпозиций и подсубпозиций, примечаний к ним, а также содержит базовые и частные правила классификации, то есть установления кода товара по товарной номенклатуре, при обязательном условии, которое отличает таможенную товарную номенклатуру от любой другой — таможенная номенклатура всегда лежит в основе таможенного тарифа.

Процедура определения кода товара по ТН ВЭД или таможенное приравнивание имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, то есть конечной  товарной  позиции,  зависит  величина  ставки  таможенной  пошлины,  а,  следовательно,  и  размер издержек при пересечении границы и доход государства. Далее, товарная номенклатура используется при определении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе нетарифных. Товарная номенклатура — основа ведения таможенной статистики, которая позволяет проводить анализ вне неторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной и внешнеторговой политики. На ТН ВЭД основан Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее ЕТТ) .

Ст. 51 ТК регулирует ведение ТН ВЭД, то есть процесс совершенствования и модернизации таможенной номенклатуры, приведения её в соответствие с таможенно-статистическими потребностями участников Таможенного союза, а также с изменениями, вызванными модернизацией международно-правовой основы ТН ВЭД, которую в порядке убывания степени детализации конечных товарных позиций составляют — Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (ГС) и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Усложнение структуры международной торговли к концу XX века, потребности международных организаций и государств в качественно новых инструментах международного контроля за трансграничным перемещением определённых товаров, в том числе представляющих опасность для человека, необходимость осуществления постоянного мониторинга внешней торговли за биологическими видами, находящимися под угрозой исчезновения, лавинообразное нарастание объёма международного товарооборота и внедрение компьютерных технологий в таможенном деле и ускорение таможенных процедур —эти факторы обусловили необходимость создания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. 14 июня 1983 года в Брюсселе был утверждён окончательный вариант Международной конвенции  о  Гармонизированной  системе  описания  и  кодирования товаров (Конвенции  о  ГС). Датавступления в силу Конвенции о ГС- 1 января 1988 года.

Гармонизированная система служит упрощению и развитию внешней торговли, уменьшению расходов частных лиц и других институтов. ГС представляет собой глобальную международную таможенную товарную номенклатуру и систему кодирования, механизм ведения и обновления которой наиболее адекватно отвечает на технологические сдвиги в международной торговле. 2

ГС используется как инструмент международных торговых переговоров преимущественно в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле.

В структуру ГС входит номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям. Таким образом, разработка Гармонизированной системы являлась частью общих условий, направленных на упрощение между народных торговых процедур, преодоление тарифных и нетарифных барьеров, стандартизацию международных торговых документов, получение возможности обмена данными с помощью стандартных сообщений и кодов на базе ЭВМ.3

В настоящее время более 80-ти государств разрабатывают свои таможенные тарифы и товарные номенклатуры на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Рассматривается возможность использования Гармонизированной системы в области грузовых тарифов. Фирмы-разработчики программного обеспечения трудятся над созданием баз данных поставщиков различных товаров на основе Гармонизированной системы.

Необходимость гармонизации товарных классификаторов признается во всем мире. В настоящее время многие страны используют многоцелевые тарифы, учитывающие все требования при импорте или экспорте товаров, независимо от того, исходят ли они от экономики, статистики или охраны окружающей среды. Это привело к более тесной кооперации между различными сферами хозяйственной деятельности, которые ранее не учитывали потребности таможенных служб, обязанных проверять применение правил классификации товаров.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров — первая международная номенклатура, учитывающая требования статистики внешней торговли.

 

1.2 Система классификации ТН ВЭД ТС

 

Номенклатура ТН ВЭД СНГ не была лишена недостатков, вызванных прежде всего недостаточной детализацией. Несмотря на довольно широкие возможности развития номенклатуры ГС, которые предоставила ТН ВЭД СНГ, она не позволяла кодировать отдельные категории товаров, в результате чего некоторое количество описаний товаров не имели соответствующего кода («изовские» подсубпозиции). Этот недостаток был исправлен в ТН ВЭД ЕврАзЭС, а затем в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, которая является детализацией номенклатуры ГС и ТН ВЭД СНГ до десятого знака.

Применение ТН ВЭД ТС установлено решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». С 1 января 2010 года в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 132 на территории России, Республики Беларусь и Казахстана применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ), номенклатура и кодирование которого основаны на ГС-производной ТН ВЭД ТС. Таким образом, Таможенный тариф Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года N 718), основанный на номенклатуре ГС, окончательно утратил силу 30 декабря 2010 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 8 декабря 2010 года N 1002 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». С этого момента ТН ВЭД России заменена ТН ВЭД ТС, хотя de facto ТН ВЭД России являлась основой, на которой построена ТН ВЭД ТС.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией Таможенного союза. В действительности она интегрирована в ЕТТ Таможенного союза и представляет его неотъемлемую часть. ЕТТ утвержден решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130.

На официальном сайте Федеральной таможенной службы выделена номенклатурная основа ЕТТ. В настоящий момент не изданы, но находятся в процессе подготовки пояснения к ТН ВЭД. Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 357 «О Пояснениях к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» ФТС России поручено подготовить проект пояснений к единой ТН ВЭД Таможенного союза и представить его в Секретариат Комиссии для согласования со всеми государствами-членами. При подготовке пояснений ФТС России надлежит использовать Пояснения к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации. Таким образом, до издания пояснений к ТН ВЭД всем заинтересованным лицам следует руководствоваться пояснениями к ТН ВЭД России (с необходимыми изменениями). Стоит отметить, что данные пояснения для поддержания международно-правового статуса ТН ВЭД необходимо перевести на английский язык для доступа более широкого круга заинтересованных лиц, а также разместить версию номенклатуры ТН ВЭД на английском языке на официальной странице Комиссии Таможенного союза в сети Интернет в доменной зоне RU - tsouz.ru (Установлено решением Комиссии Таможенного союза от 25 июня 2009 года N 62 «О создании официального информационного органа (интернет-портала) Комиссии Таможенного союза»).

ТН ВЭД ТС имеет 7 уровней детализации: раздел, группа, подгруппа, товарная позиция, подпозиция, субпозиция, подсубпозиция . ТН ВЭД включает в себя классификационную систему, примечания и основные правила интерпретации, кроме того, для корректного поиска места товара в номенклатуре и присвоения ему правильного кода существуют вспомогательные публикации к ТН ВЭД: пояснения к ТН ВЭД, алфавитно-предметный указатель к ТН ВЭД.

В целях обеспечения единообразия толкования единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров Комиссией ТС разработано Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522). В этом документе легализованы следующие базовые определения:

«Классификационная группировка» - поименованная в ТН ВЭД ТС совокупность товаров, имеющих общие признаки. Вышестоящие классификационные группировки делятся в иерархическом порядке на подчиненные классификационные группировки.

Общие признаки товаров, входящих в классификационные группировки, определяются на основании признаков, указанных в их наименованиях, с учетом признаков, указанных в непосредственно вышестоящих классификационных группировках и примечаниях, содержащихся в ТН ВЭД ТС;

«код» - упорядоченная совокупность арабских цифр, применяемая для обозначения классификационной группировки товаров.

Информация о работе Классификатор ТН ВЭД и его роль в таможенной статистике