Экспортно-импортное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы изучить сущность экспортно-импортного регулирования внешней торговли в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ;
изучить законодательную основу регулирования внешней торговли в РФ;
раскрыть сущность квотирования и лицензирования экспорта и импорта;
рассмотреть контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров.
Для написания курсовой работы была использована следующая нормативно-правовая

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ………………….6
2. Законодательная основа регулирования внешней торговли в РФ…………16
3. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта……………………...22
4. Контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

2) равенство  и недискриминация участников  внешнеторговой деятельности, если  иное не предусмотрено федеральным  законом; 

3) единство таможенной  территории Российской Федерации; 

4) взаимность  в отношении другого государства  (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность  и объективность применения мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

9) исключение  неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение  обороны страны и безопасности  государства; 

11) обеспечение  права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство  системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

13) единство  применения методов государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  на всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в  соответствии с настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К числу важнейших  законодательных актов, регулирующих ВЭД, следует отнести: Закон РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» (от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ), Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ), Закон РСФСР «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г. № 3615-1), Патентный закон РФ (от 2 сентября 1992 г.), Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г. № 5003-1), Таможенный кодекс Российской Федерации (от 10 июня 1993 г.). Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-1) и др. Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными средствами, в том числе посредством нетарифного регулирования. Для регулирования ВЭД в целях поддержания рыночного равновесия применяются такие меры, как количественные ограничения (квоты), разрешительный порядок ввоза и вывоза (лицензирование).

Внешнеторговая  квота – это количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее.

Лицензирование  предполагает практику, предписывающую получать в качестве предварительного условия для импорта и экспорта разрешение, которое не предоставляется свободно или автоматически.

Квотирование  экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.

Импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных  товаров, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет  точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.

Важные функции, связанные с контролем внешней торговли в РФ, ложатся на внешнеэкономические ведомства – Министерство внешних экономических связей и торговли (МВЭС РФ), Государственный таможенный комитет (ГТК) и Министерство РФ по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ.

К основным функциям МВЭС РФ в области экспортно-импортного регулирования внешней торговли относятся:

  1. участие в разработке механизма государственного регулирования ВЭД;
  2. участие в осуществлении экспортного контроля в целях защиты государственных интересов РФ; в совершенствовании государственной системы сертификации и стандартизации продукции, разработке международных и внутренних норм, правил и стандартов;
  3. подготовка предложений по совершенствованию порядка экспорта и импорта товаров, в том числе общегосударственного значения, регистрация предприятий и организаций, имеющих право экспорта вооружения и военной техники, работ и услуг в области военно-технического сотрудничества, а также стратегически важных сырьевых товаров;
  4. оперативное нетарифное регулирование ВЭД, включая выдачу в установленном порядке лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг);
  5. контроль за уровнем внешнеторговых цен по основным экспортным и импортным товарам и услугам, закупаемым для федеральных государственных нужд и в счет привлеченных иностранных кредитов.

Для межотраслевой  координации некоторых вопросов контроля над ВЭД создана Федеральная  служба России по валютному и экспортному  контролю, выполняющая следующие функции:

  1. играет центральную роль в Комиссии по экспортному контролю при Правительстве РФ, принимает заявления на экспорт, рассматривает вопрос об их обоснованности и отсылает заключения в МВЭС, которое и выдает лицензии;
  2. участвует в надзоре за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта и правильным использованием квот и лицензий;
  3. участвует в создании единой информационной системы по валютному и экспортному контролю.

Таким образом, в экспортно-импортном регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом остается большое количество нерешенных проблем. Трудности и задачи внешнеэкономических связей тесно связаны с общим экономическим положением России.

Внешнеторговая  политика Российской Федерации находится  в стадии формирования, постепенно оформляется и соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ.
  2. Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности в РСФСР» 1991 г., №213.
  3. Указ Президента РФ «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности» 1995 г., №245.

 

  1. Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. – М.: Экономист, 2005. – 315 с.
  2. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. – 544 с.
  3. Маховикова Г., Гофман Н. Основы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
  4. Ростовский Ю.М. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Экономист, 2007. – 268 с.
  5. Экономика внешних связей России: Учебник/Под ред. А.С. Булатова, – М.: Издательство БЕК,1995. – 704 с.

 

  1. Кутовой В.М. Направления, методы и формы регулирования международных экономических отношений (МЭО) и внешнеэкономической деятельности (ВЭД). // Внешнеэкономический бюллетень, 2002, № 28. – С.16-26.
  2. Лицензирование при экспорте и импорте товаров // Экономика и жизнь, 2005, № 20. – С.12-17.
  3. Сабельников Л. Регулирование ВЭД на федеральном уровне // Внешняя торговля, 2006, № 25. – С.8-15.

Информация о работе Экспортно-импортное регулирование внешней торговли