Экспортно-импортное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы изучить сущность экспортно-импортного регулирования внешней торговли в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ;
изучить законодательную основу регулирования внешней торговли в РФ;
раскрыть сущность квотирования и лицензирования экспорта и импорта;
рассмотреть контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров.
Для написания курсовой работы была использована следующая нормативно-правовая

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ………………….6
2. Законодательная основа регулирования внешней торговли в РФ…………16
3. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта……………………...22
4. Контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Общепризнанно, что в условиях ограничения административных методов  регулирования в международной  торговле основная роль в защите внутреннего  рынка признается за техническим регулированием, которому посвящен Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», вступивший в силу 27 июня 2003 г., разработанный с целью обеспечения соответствия отечественных норм и стандартов положениям Соглашения «О технических барьерах в торговле ВТО». С введением в силу данного Закона утратил силу Закон «О сертификации продукции и услуг» и Закон «О стандартизации», которые ранее составляли правовую базу государственного регулирования в этой области [11; с.10].

Расширение  числа участников экспортно-импортных oneраций с начала 1992 г. существенно обострило проблему валютного регулирования и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным документом, определяющим основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, организациями и гражданами, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г. №3615-1). Валютное законодательство получило дальнейшее развитие связи с принятием Указов Президента РФ «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаре (работ, услуг) за иностранную валюту» (от 27 октября 1992 г. №1306), «О частичном изменении порядка обязательно продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (от 14 июня 1992 г. №629), «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» (от 21 ноября 1995 г. №1163). В последующем Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. был заменен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ [11; с.10-11].

В связи с  тем, что все более важным фактором рыночных отношений в России является привлечение иностранного капитала, основное место в системе регулирования  внешнеэкономической деятельности стало занимать создание законодательных  правил по организации и функционированию предприятий с иностранными инвестициями. Основополагающим актом, регулирующим данную область внешнеэкономической деятельности, стал Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ). Он определяет основные формы и объекты иностранного инвестирования, организационно-правовые основы создания предприятий с участием иностранного капитала, виды и условия их деятельности, правовой режим предоставляемых для иностранных инвесторов гарантий [11; с.11].

Наряду с этим с целью улучшения действующего законодательства был принят Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» (от 27 сентября 1993 г. №1466). В нем, в частности, предусматривается положение, согласно которому издаваемые нормативные акты, регламентирующие условия функционирования на территории России иностранных совместных предприятий, в случае, если они в какой-то области ухудшают условия действующих предприятий, могут вступать в действие применительно к этим предприятиям только через три года после их опубликования [11; с.11].

В связи с  тем что значительная часть иностранных  инвестиций направляется в добывающие отрасли хозяйства Российской Федерации, серьезным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ), на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный Закон обеспечивает правовые основы отношений, возникающих в процессе инвестирования в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции [11; с.12].

Обзор основных источников государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в РФ показывает, что в настоящее время практически  создан новый публично-правовой блок регулирования, состоящий из системообразующего Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. и законов, имеющих специальную сферу государственной регламентации внешнеторговой деятельности.

Далее рассмотрим квотирование и лицензирование экспорта и импорта.

 

 

3. КВОТИРОВАНИЕ  И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА И  ИМПОРТА

 

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными средствами, в том числе  посредством нетарифного регулирования. Для регулирования экспорта и  импорта отдельных товаров применяются такие меры, как количественные ограничения (квоты), разрешительный порядок ввоза и вывоза (лицензирование), ограничение числа предприятий, имеющих право заключать сделки на внешнем рынке (регистрация спецэкспортеров). Предусмотрена также возможность введения государственной монополии на торговлю отдельными видами продукции. В этом случае устанавливается особый порядок выдачи лицензий на экспортно-импортные операции исключительно государственным предприятиям [5; с.284].

Рассмотрим механизм регулировании ВЭД в целях поддержания рыночного равновесия. Внешнеторговая квота – это количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее [5; с.284]. Лицензирование предполагает практику, предписывающую получать в качестве предварительного условия для импорта и экспорта разрешение, которое не предоставляется свободно или автоматически [5; с.284].

Квотирование  и лицензирование внешней торговли может преследовать две цели [10; с.12]:

  • защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т.д.);
  • защиту национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.

Квотирование  и лицензирование являются методами количественных ограничений экспорта и импорта, которые могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях [10; с.12]:

  1. обеспечения Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  2. защиты внутреннего рынка Российской Федерации в связи с нанесением ущерба или наличием угрозы причинения ущерба производителям товара или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации. При этом Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально публикуются не позднее чем за 3 месяца до введения этих ограничений в действие.

Квотирование  экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом [6; с. 149]. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.

Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная  квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к  расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа [6; с.149]. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.

Однако импортная квота может быть полезна лишь при наличии свободной конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизирующее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены в условиях искусственно созданного дефицита на данную продукцию. Это одна из причин, по которым квотирование импорта сегодня в России применяется мало.

Внести конкуренцию в распространение квот позволяют конкурсы и аукционы. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» от 31.10.1996 г. №1299 определило механизм применения количественных ограничений, а также утвердило «Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений» и «Положение о Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот».

Главной задачей  этого органа является оптимальное  размещение экспортных квот путем проведения среди российских участников внешнеэкономической деятельности конкурсов или аукционов с соблюдением принципов гласности, объективности оценки, единства требований и создания конкурентных условий [6; с.150].

Выполнение  данной задачи связано с осуществлением следующих действий [6; с.150]:

  1. опубликование объявления о проведении конкурса или аукциона;
  2. разработка и утверждение правил проведения конкурсов и контроль за их выполнением;
  3. анализ и обобщение заявки на участие в конкурсах и аукционах;
  4. формирование банка данных об участниках конкурсов и аукционов;
  5. установление объема квот для аукционной продажи на биржах и стартовой цены лотов;
  6. ведение реестра участников конкурсов и аукционов;
  7. осуществление учета реализованных товаров в счет квот, выставляемых на конкурсы и аукционы;
  8. обобщение и анализ результатов проведенных конкурсов и аукционов;
  9. осуществление разработки конкурсов;
  10. проведение оценки конкурсных предложений и определение победителя конкурса;
  11. рассмотрение конфликтных ситуаций, возникших в результате проведения конкурсов и аукционов.

Организация и  порядок проведения конкурса предполагает наличие конкурсной документации. Коммерческая часть конкурсной документации включает сведения о цене товара и порядке  ее определения, условий поставки, условий платежа и графика платежей, источников финансирования, расчетов эффективности поставок товара, размера отчислений в федеральный бюджет.

Конкурсное  предложение сопровождается банковской гарантией или платежным документом, подтверждающим внесение участником конкурса на специальный счет МВЭС РФ безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о серьезности намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающего выполнение условий конкурса.

Недопущение к  участию в конкурсе распространяется на претендентов, находящихся в состоянии банкротства, реорганизации или ликвидации, сообщивших о себе недостоверные сведения, а также не представивших банковскую гарантию или платежный документ о внесении безусловного и безотзывного задатка на специальный счет в МВЭС РФ.

Конкурс может  быть как открытым, так и закрытым. Открытый конкурс предполагает конкурс, в котором могут принимать  участие любые участники внешнеэкономической  деятельности. При этом по решению  Межведомственной Комиссии открытый конкурс может проводиться с предварительной квалификацией [6; с.151]. Закрытый конкурс в свою очередь представляет собой конкурс, в котором могут принимать участие только российские участники внешнеэкономической деятельности, получившие официальное приглашение Межведомственной Комиссии [6; 151]. По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам внешнеэкономической деятельности, способным реализовывать квоту на наиболее выгодных для Российской Федерации экономических условий.

Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений являются, прежде всего, сроки внесения и размер поступлений и платежей в федеральный бюджет, отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, гарантии выполнения условий конкурса, опыт работы участника конкурса с данным товаром во внешнеторговой сфере [6; с.151].

Право на вывоз  квотируемого товара должно быть подтверждено экспортной лицензией. Выписка из протокола  об объявлении победителя конкурса является документом, подтверждающим право участника внешнеэкономической деятельности-победителя конкурса, на оформление лицензии. Порядок оформления лицензии определен «Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 г.

Аукционная  продажа экспортных и импортных  квот проводится российскими товарными  биржами на основании соглашения о взаимодействии между этими  биржами и МВЭС РФ. Межведомственная комиссия информирует биржи об объемах общих квот, предназначенных для продажи.

Биржам запрещено  осуществлять координацию деятельности между участниками аукциона, которая  имеет своим результатом ограничение  конкуренции; все участники аукциона должны быть ознакомлены с правилами аукциона в приемлемый срок до начала его проведения; исключение из состава участников лиц, имеющих право участвовать в аукционе, может быть осуществлено только в случаях нарушения данными участниками установленных правил проведения аукциона; ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе по доступу к конфиденциальной информации и по уменьшению платы за участие в аукционе; установлен запрет на приобретение более 35% объема квоты, выставляемой на продажу, со стороны одного лица или группы.

Информация о работе Экспортно-импортное регулирование внешней торговли