Экспортно-импортное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы состоит в том, чтобы изучить сущность экспортно-импортного регулирования внешней торговли в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ;
изучить законодательную основу регулирования внешней торговли в РФ;
раскрыть сущность квотирования и лицензирования экспорта и импорта;
рассмотреть контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров.
Для написания курсовой работы была использована следующая нормативно-правовая

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цели и принципы регулирования внешней торговли в РФ………………….6
2. Законодательная основа регулирования внешней торговли в РФ…………16
3. Квотирование и лицензирование экспорта и импорта……………………...22
4. Контроль ввоза и вывоза квотируемых и лицензируемых товаров………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

2) Изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков [3; с.11].

3) Четкое разделение функций осуществления ВТП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами [3; с.11]. Действие системы внешнеэкономического регулирования, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой. Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации. В соответствии с Законом разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

4) Внешнеторговая политика является составной частью внешней политики Российской Федерации [3; с.11]. Она подчинена требованиям внешней политики государства и не может входить в противоречие с ней. Поэтому конкретные решения в области внешнеторговой политики должны в полной мере согласовываться с политикой внешней. Если, скажем, Россия присоединяется к международным санкциям в отношении какого-либо государства, это должно находить отражение и в прекращении внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они не являлись. Поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики.

5) Единство политики экспортного контроля, осуществляемой в интересах реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия [3; с.12].

Экспортный  контроль находится в компетенции  федеральных властей и определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее экономических, политических и военных интересов. Перечни товаров, подлежащих экспортному контролю, утверждаются Президентом РФ.

6) На всей территории Российской Федерации действует единый таможенный режим; по отношению ко всем ввозимым на нее и вывозимым с нее товарам применяются единые таможенные правила [3; с.12]. В соответствии с Законом таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, политика в области сертификации товаров, установление стандартов и принципов безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и т.д. находится в компетенции федеральных властей, которые устанавливают единые правила и нормы на всей территории Российской Федерации. Отметим, что принцип единства таможенной территории зафиксирован также и в Таможенном кодексе РФ.

7) Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила [3; с.12]. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников внешнеторговых операций противоречит Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

8) Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях [3; с.12]. В том случае, если интересы участников внешней торговли пострадали в результате участия России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст.21 Закона). Закон предусматривает, что для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Россия может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер.

9) Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами РФ правил участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности [3; с.13]. Следует подчеркнуть, что на внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в первой части Гражданского кодекса: равенство участников регулируемых кодексом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

Важным принципом  регулирования внешнеторговой деятельности является зафиксированное в Законе содействие развитию этой деятельности и ее стимулирование. Это содействие осуществляется, в частности, путем разработки и реализации федеральных программ развития внешнеторговой деятельности [3; с.13].

В настоящее  время требования Закона о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, содействии и стимулировании ее реализуется еще не в полной мере.

Первоочередными целями современной ВТП России являются [4; с.71]:

  1. обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными корпорациями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
  2. достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся и потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль здесь играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
  3. долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;
  4. формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

Мировой опыт использования  ВЭД для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели ВТП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая – на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а за ними – новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭД СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее действенной  и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки  экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта.

Как показывает мировой опыт, основой эффективной  ВЭД и залогом экономической  безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и  всемерное содействие национальным экспортерам. Для России это имеет особую важность, так как только через развитие экспорта возможно положительное сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и тем самым решение проблем погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля.

Перейдем к рассмотрению законодательной основы регулирования внешней торговли в РФ.

 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ  ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ  ТОРГОВЛИ В РФ

 

Юридической основой  регулирования внешнеэкономической  деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договора в области экономических отношений [11; с.8].

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности в нашей  стране с самого начала проведения реформенных преобразований осуществлялось весьма интенсивно и даже, как принято  считать, опережая другие сектора экономики.

Основные направления внешнеэкономического регулирования на первоначальном этапе реформ были сформулированы в Указе Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г.| №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», которым обеспечивалось право всем предприятиям вести внешнеэкономическую деятельность без специального разрешения. Остающаяся в распоряжении у экспортеров доля валютной выручки увеличивалась до 50%, отменялись налоги на импорт, сокращался перечень товаров, экспорт которых лицензировался и квотировался. В соответствии с осуществляемой либерализацией цен на все продукты и ресурсы была расширена сфера использования рыночного курса, что в дальнейшем определило многократную девальвацию рубля и переход к единому рыночному курсу [11; с.8].

Однако в  первые годы реформ это развитие происходило путем создания отдельных актов, решающих конкретные вопросы, отвечая на требования экономической ситуации. Этот период развития был завершен принятием Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. (далее – Закон 1995 г.), который можно считать первым российским законом, положившим начало создания системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в стране.

Современное российское регулирование  внешнеторговой деятельности базируется на Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон 2003 г.), который вступил в силу 18 июня 2004 г. С этой даты признается утратившим силу Закон 1995 г.

Согласно п.1 ст.1 Закона 2003 г. он определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

В соответствии с Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» изменил ранее принятое внешнеторговая деятельность представляет собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [11; с.9].

Как предусмотрено в п.3 ст.1 Закона 2003 г., особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из РФ и ввозом в РФ продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами РФ, а также такими специальными законами, как Федеральный закон от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» и Федеральный закон от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле».

В области таможенно-тарифного  регулирования, которое в Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» занимает первое место в перечне методов государственного регулирования, законодательную основу составляют вступивший в силу с 1 января 2004 г. новый Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (в связи с чем ранее действовавший Таможенный кодекс 1993 г. признан утратившим силу) и Федеральный закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. (с последующими дополнениями) [11; с.9].

Также к сфере специального федерального закона отнесено и регулирование введения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров, возможность введения которых предусмотрена Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст.27). Известно, что развитию регулирования, направленного на защиту внутреннего рынка, в начале реформы внешней торговли в связи со сложным экономическим положением в стране ранее не уделялось достаточного внимания. В связи с чем был принят Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» (от 14 апреля 1998 г. №63-ФЗ с изменением от 24 июля 2002 г.), а затем 8 декабря 2003 г. принят новый ФЗ РФ №165-ФЗ «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» [11; с.10].

Информация о работе Экспортно-импортное регулирование внешней торговли