Экономический механизм специальных защитных мер во внешней торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью курсовой работы является анализ специальных защитных мер как средства защиты от возросшего импорта.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и назначение специальных защитных мер;
рассмотреть механизм введения специальных защитных мер;
определить экономическую сущность специальной пошлины;
рассмотреть особенности применения специальных защитных мер в отношении иностранных и российских товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ…….5
Понятие, назначение специальных защитных мер…………………....5
Экономическая сущность специальной пошлины…………………….8
Порядок применение специальных защитных мер……………...……9
2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ЗАЩИТНЫХ МЕР………………………………………………………………13
2.1. Применение специальной пошлины в отношении некоторых видов иностранных товаров…………………………………………………………..13
2.2. Применение специальной пошлины в отношении российских
товаров………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………29

Файлы: 1 файл

Экономический механизм специальных защитных мер во внешней торговле.docx

— 122.01 Кб (Скачать файл)

Действие специальной  пошлины не будет распространятся на ввоз карамели, происходящей из Республики Беларусь, а также из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, за исключением Китайской Народной Республики и Турецкой Республики.

Установление специальной  пошлины в предлагаемом размере  позволит устранить серьезный ущерб  отечественному производителю карамели, повысить конкурентоспособность российских производителей на российском рынке  данного товара и не окажет значительного  влияния на потребителей карамели, предпочитающих дешевую карамель производства Украины и других стран.

Специальные защитные меры применяются в Российской Федерации  и в отношении других иностранных  товаров.

Наибольшее количество таких мер применяется в отношении белорусских товаров. В настоящее время иностранные государства применяют в отношении Беларуси 28 ограничительных мер, в том числе 9 антидемпинговых и 5 специальных защитных. Наибольшее количество ограничительных мер применяет Российская Федерация (12 мер), Украина (6), ЕС (4), Индия (2), США (2), Молдова и Кыргызстан – по 1-й мере.

Ограничительные меры, применяемые  Российской Федерацией, наносят наибольший экономический ущерб, что обусловлено  объемом торговли и близостью  экономических связей этих стран. Беларусь применяет в отношении российских товаров 22 ограничительные меры. Но поскольку соотношение 22/12 нельзя назвать паритетным, то в связи с этим Россия упорно не желает распространять внутренние меры по поддержке собственных производителей на белорусские предприятия7

2.2. Применение специальной  пошлины в отношении российских  товаров

За последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностранными государствами мер нетарифного регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальной экономики. Во многом это связано с либерализацией тарифной защиты в рамках присоединения или членства стран к ВТО. По различным оценкам нетарифные меры, начиная со второй половины 80-х годов, охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами — до 40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия.

Рассмотрим каковы же основные тенденции условий доступа российских товаров на рынки зарубежных государств на современном этапе8.

По состоянию на 1 мая 2010 г. зафиксировано 93 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе:

-40 антидемпинговых мер,

-8 специальных защитных мер

-45 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования.

Кроме того, проводятся 2 антидемпинговых расследования, 6 специальных защитных расследований, а также 7 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 22 государства (рис. 1): Австралия, Аргентина, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Республика Корея, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, США, Украине и Белоруссии.

Рис. 1 Ограничения в отношении российских товаров (в % от всего объема ограничений)

Наибольшее количество ограничений  выявлено в отношении металлопродукции (28%), химической продукции (14%) и минеральных удобрений (7%).

В отношении российских товаров применяются различные виды ограничений (рис. 2). На специальные защитные меры приходится 8 %.

 

Рис. 2 Виды ограничений в отношении российских товаров (% от общего числа ограничений).

Рассмотрим подробнее  специальные защитные меры. Наиболее чувствительными для российского экспорта являются меры, принимаемые Украиной. Так, в настоящее время действуют 5 специальных защитных мер и проводятся 4 новых расследования. Основной проблемой при проведении Украиной специальных защитных расследований является субъективизм принятия решений о наличии причинно-следственной связи между импортом и ущербом (угрозой ущерба) национальной отрасли промышленности, когда серьезные проблемы отечественных производителей автоматически приписываются импорту, который на этом основании ограничивается. Для российских поставок металлопродукции чувствительными являются также мера по балкам, принятая на Филиппинах, и расследование по уголкам, которое в настоящее время проводит таможенный союз стран Персидского залива. В 2009 году Турецкая Республика применила специальную защитную меру по плоскому стеклу исключительно в отношении импорта из России и Ирана, что является прямым нарушением правил и норм ВТО, так как специальная защитная пошлина вводится в отношении импорта из всех государств. Турецкая сторона обосновывает введение такой меры нечленством Российской Федерации в ВТО.

 Причины сложившегося  такого состояния доступа российских  товаров на рынки зарубежных государств заключаются в следующем:

  1. Несовершенные двусторонние и многосторонние соглашения, не обеспечивающие в полной мере благоприятные условия для доступа российских предпринимателей на внешние рынки, не предусматривающие необходимые средства защиты их экономических прав и интересов, не устанавливающие механизмы разрешения споров и санкций за неисполнение обязательств.
  2. Пассивность или неучастие в работе по защите своих интересов на внешних рынках (как правило, успешная работа по разрешению торгового конфликта и устранению ограничения в торговле предполагает подготовку значительного массива правовой и экономической информации и тщательного соблюдения процедурных требований страны, инициирующей разбирательство с целью ведения ограничительных мер
  3. Активный выход российских предприятий со своей конкурентоспособной продукцией на внешние рынки, нарушающий сложившиеся пропорции на рынках стран-импортеров, что влечет за собой нанесение ущерба их производителям вследствие вытеснения их менее конкурентоспособной продукции с отечественных рынков.

Зачастую российские производители  подвергаются дискриминации при проведении  специальных защитных расследований, а именно:

  1. Не соответствующие международным правилам принципы проведения процедур расследований и последующего введения мер, т.е. нарушение принципа наибольшего благоприятствования (примером такого вида дискриминации служит, в частности, применение специальных защитных мер в отношении исключительно российского импорта. Дискриминация заключается в том, что в ряде случаев, специальные защитные меры направлены исключительно против России, несмотря на то, что такие меры в принципе предусматривают ограничение доступа конкретного товара, поставляемого из неопределенного круга стран. (Например, Турция — спецзащитное расследование по стеклу).
  2. Принятие ограничений в отношении российских товаров в связи с нечленством России в ВТО (зачастую антидемпинговые и специальные защитные меры вводятся членами ВТО в отношении российских товаров без соблюдения обязательного приведения убедительных доказательств, аргументацией служит тот факт, что Россия не является членом ВТО и требования ВТО в этой области на нее не распространяются. Более того, ряд стран (в частности, Перу, Турция и Египет) имеют в своем национальном законодательстве положения, в соответствии с которыми по отношению к странам-нечленам ВТО их уполномоченные органы имеют полную свободу в применении мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, защитные и компенсационные меры).
  3. Введение иностранными государствами ограничительных мер в отношении российских товаров в условиях отсутствия убедительных доказательств ущерба.

С 2000 г. на систематической основе проводится работа по созданию благоприятных условий и последующей либерализации барьеров на пути доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки. За это время была сформирована система взаимодействия бизнеса и Минэкономразвития России в случае проведения антидемпинговых и специальных защитных расследований в иностранных государствах, накоплен опыт идентификации иных барьеров как тарифного, так и нетарифного характера. В результате работы Минэкономразвития России по экспертным оценкам сумма предотвращенного ущерба составила (рис. 3 ): в 2000 — 2002 гг. порядка 100 млн. долл. США, в 2003 году — 470 млн. долл. США, в 2004 году — 860 млн. долл. США, в 2005 году — 425 млн. долл. США, в 2006 году — 500 млн. долл. США, в 2007 году — 800 млн. долл. США, в 2008 году — 870 млн. долл. США, в 2009 году — 700 млн. долл. США.

Рис. 3 Объем предотвращенного ущерба российской экономике (млн. $ США)

Продолжается работа по совершенствованию системы идентификации и преодоления барьеров. При этом во внимание принимается опыт, полученный от изучения аналогичных систем, действующих в ЕС и США. 
В настоящее время выделены следующие направления работы9.

1. Расширение системы  источников получения информации  об ограничениях в иностранных государствах.

В 2009 году была продолжена работа по координации взаимодействия между Министерством и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом по мониторингу и анализу мер торговой политики в стране пребывания. В 2010 году было проведено 11 раундов консультаций с российскими производителями и экспортерами по проблемам доступа российских товаров на рынки стран СНГ, ЕС, Юго-Восточной Азии, интеграции на постсоветском пространстве и интересам бизнеса в этом процессе, интересам российских деловых кругов при формировании зоны свободной торговли с ЕАСТ. Были рассмотрены вопросы доступа продукции металлургической, химической отраслей промышленности, а также проблемы, возникающие у экспортеров сельскохозяйственных и продовольственных товаров.

2. Либерализация выявленных  торговых ограничений в иностранных государствах и устранение дискриминационных торговых барьеров.

3. Совершенствование договорной правовой базы Российской Федерации с торговыми партнерами.

В рамках реализации данного направления с целью устранения торговых барьеров во взаимной торговле осуществляется работа по заключению нового соглашения о свободной торговле в рамках СНГ, формированию торгового режима между государствами-участниками ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также рассматриваются возможности для заключения преференциальных соглашений с другими торговыми партнерами.

5. Выработка выгодных для Российской Федерации правил международной торговли предусматривается через более активное вовлечение в работу международных организаций. Одним из значительных факторов в обеспечении благоприятных условий доступа на внешние рынки должно стать присоединение России к ВТО, что позволит перейти на качественно новый уровень в устранении дискриминационного подхода в установлении торговых барьеров нашими торговыми партнерами.

6. Формирование общедоступных информационных ресурсов и информационной среды в области торговой политики.

7. Повышение осведомленности  экономических операторов о Системе идентификации и преодоления барьеров по доступу российских товаров

и услуг на внешние рынки.

8. Организация и осуществление подготовки специалистов в области торговой политики для работы в органах государственной власти и в бизнесе, создание в этой области необходимого экспертного, кадрового и научного потенциала.

9. Партнерство с бизнесом по обеспечению благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. В целях определения дальнейшего направления развития системы по обеспечению благоприятного доступа на внешние рынки предполагается провести публичные он-лайн консультации с российскими производителями и экспортерами и последующее обобщение полученных от них предложений.

Такова общая ситуация доступа российских товаров на иностранные  рынки. Рассмотрим применение специальных защитных мер в отношении российских товаров конкретными странами.

Отличительной чертой последних лет  является активизация в Украине инициирования антидемпинговых и специальных защитных расследований, основными целями которых являются главным образом российские товары. В настоящее время Украина применяет 5 специальных защитных и 5 антидемпинговых мер, а также проводит 4 специальных защитных расследования. Общий ущерб от применения Украиной ограничений в отношении российских товаров составляет порядка 80 млн. долл. США ежегодно. Как представляется, основной причиной чрезмерного применения мер защиты внутреннего рынка, является не всегда обоснованный протекционизм в отношении украинских производителей. Разрешением данной ситуации может стать унификация процедур введения и применения мер защиты рынка, которые в настоящий момент обсуждаются в рамках соглашения о зоне свободной торговле СНГ, а также формирование эффективного механизма разрешения споров.

В Казахстане применяются дифференцированные ставки акцизов на импортную и отечественную алкогольную и табачную продукцию и сохраняется угроза введения специальных защитных пошлин в отношении некоторых видов кондитерских изделий, кровельных материалов, стеклопосуды, ваты и изделий из ваты и дрожжей.

Информация о работе Экономический механизм специальных защитных мер во внешней торговле