История таможенного дела с XV по XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, грамоты, летописи, а также сказания и былины – не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово- пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности , помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

история таможенного дела.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

      На рубеже 20-30х годов углубилась тенденция  к развороту от экономической  к командно-административной модели  управления всеми сферами общественной  жизни. В таможенном деле это  проявилось в принятии нового (четвертого) советского таможенного  тарифа.

     21 января 1930 года  был принят Свод таможенных  тарифов СССР, просуществовавший  до 1 октября 1961 года, когда вступил  в силу новый Таможенный тариф  СССР 1961 года.

      В Тарифе 1930 года было проведено резкое  сокращение товарной номенклатуры: по сравнению с таможенным  тарифом 1927 года число статей  уменьшилось вдвое. Кроме того, осуществлялся переход на метод ценовых пошли, при котором пошлина стала взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.

      Наметившаяся  тенденция снижения роли таможенного  дела во внешнем обороте окончательно  закрепилась в 30-е годы.

     В 1932-1934 годах  был детально регламентирован  ускоренный пропуск через границу  грузов обобществленного сектора  и порядок централизованного  осуществления расчетов по таможенным  пошлинам за эти грузы. Ликвидировались  таможенные склады для временного  хранения экспортных и импортных  грузов. Сокращается и число таможенных  служащих. Так, аппарат сотрудников  Московской, Ленинградской и Одесской  таможен, насчитывавший по 800-1000 человек,  сокращается в 6-8 раз . В 30-е годы окончательно закрепляется тенденция снижения роли таможенных органов во внешнеторговых связях.

     В 1935-1938 годы  были разработаны и введены  в действие инструкции по осуществлению  контрольно-инспекторских функций  в отношении  транспортировки  экспортно-импортных грузов. Система  управления таможенным делом  последовательно упрощалась.

     Сложившаяся  к концу 30-х годов структура  таможенных органов с незначительными  изменениями просуществовала до  середины 80-х годов.

 Вторая мировая война  не могла не наложить отпечаток  на деятельность таможенных органов.  Таможни, захваченные фашистами,  были разрушены, многие их сотрудники  погибли на фронте. Однако и  в таких условиях таможенники  продолжали свою деятельность, сконцентрировавшись  на пресечении незаконного провоза  товаров.

      В годы  Великой Отечественной войны  действовали таможни по сухопутной  границе от Тихого океана до  Черного моря, прикаспийские и  северные (Мурманская и Архангельская)  таможни. Работа большинства таможен  была прекращена. Поступавшие в  СССР благотворительные грузы  пропускались (с 1943 года) беспошлинно.

      В период 30-60-х годов XX века СССР практически  был изолирован от внешнего  мира, что, естественно, сказывалось  на торговых и таможенных отношениях. Послевоенные десятилетия не  были отмечены серьезными изменениями  в организации таможенного дела. Источники этого времени крайне  скудны и подчеркивают проведение  государством линии жесточайшего  протекционизма и государственной  монополии на внешнюю торговлю.

      В новом  Таможенном тарифе СССР 1961 года  учитывались изменения, сложившиеся  в практике мировой торговли  в послевоенный период, а также  новые взаимоотношения между  странами – членами Совета  экономической взаимопомощи (СЭВ).

     С 1 января 1965 года Совет Министров СССР  отменил таможенные пошлины на  товары, экспортируемые из дружественных  стран Азии, Африки и Латинской  Америки.

      Новый Таможенный  кодекс СССР был принят 5 мая  1964 года . Впервые в Кодексе вводилось понятие таможенного режима. Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита.

      Таможенный  кодекс СССР юридически закреплял  сложившуюся практику и подтверждал,  что управление таможенным делом  относится к ведению Министерства  внешней торговли и осуществляется  через входящее в его состав ГТУ.

      К основным  функциям таможенных учреждений  относились: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

      Устанавливалась  2-звенная система управления  таможенным делом:

- ГТУ;

- таможни и таможенные  посты.

      Нижестоящим  звеном были признаны таможни,  основная функция которых сводилась  к контролю за соблюдением государственной монополии. «При всей важности и всеобщности этот контроль выражает... принципиальное начало товарооборота с заграницей» .

      Однако  до 80-х годов таможенная служба  входила в состав различных ведомств и только в середине 80-х годов таможенное ведомство приобрело самостоятельность – было создано Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.

      На протяжении 70-х – начала 80-х годов таможенное  законодательство пополнялось отдельными  правовыми актами, направленными  на предотвращение контрабанды  валюты и культурных ценностей,  рационализацию процедуры таможенного  оформления, уточнение таможенного  тарифа.

      В связи  с принятием Конституции СССР 1977 года были изменены некоторые  таможенные правила. В частности,  были приняты новые Правила  таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР. Эти правила упростили процедуру таможенного контроля.

      Постановлением  Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года был утвержден новый  Таможенный тариф СССР, который  предусматривал значительное расширение  списка товаров, беспошлинно ввозимых в СССР.

      Середина 80-х  годов ознаменовалась началом  реформы системы таможенных органов. 

     В начале 1986 года ГТУ было преобразовано  в самостоятельный орган государственного  управления – Главное управление  государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров  СССР. С этого времени началась  реорганизация управления таможенным  делом. Впервые за всю свою  историю таможенная служба была  выведена из подчинения финансового  и внешнеторгового ведомств.

      Однако  основные функции таможенных  органов остались прежними. На  них было возложено осуществление  контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

      Правовой  статус и порядок деятельности  ГУГТК определялся Положением  о ГУГТК при СМ СССР и Инструкцией о порядке подготовки нормативных актов ГУ ГТК при СМ СССР.

      Общее руководство  в области таможенного дела  осуществлял Совет Министров  СССР. А также Совет Министров  СССР определял основные направления  развития таможенной политики. Непосредственное  оперативное руководство таможенным  делом также было возложено  на Государственную внешнеэкономическую  комиссию Совета Министров СССР.

      Существенные  изменения таможенной политики  Советского Союза приходятся  на конец 80-х и начало 90-х годов. Это было связано с начавшейся в 1986 году новой экономической реформой.

     Отмена государственной  монополии на внешнюю торговлю  и либерализация внешнеэкономической  деятельности потребовали внесения  изменений в таможенное законодательство  СССР. Нормативные правовые акты  по таможенному делу стали  составляться с учетом международно-правовых  стандартов и требований в  таможенной сфере.

      В период  с 1986 по 1991 годы происходило организационно-правовое  развитие таможенной системы.  Был закреплен отход от принципа  государственной монополии внешней  торговли. Вместе с тем, новый  механизм регулирования внешнеэкономических  связей не начал действовать.  Отсутствовала законодательная  база для радикального реформирования  организации таможенного дела. Функции  таможенных органов практически  не изменились.

      В 1988 году  вводится обязательное декларирование  товаров в специально созданных  зонах таможенного контроля. С  1 апреля 1989 года в практику таможенного  оформления была введена грузовая  таможенная декларация (ГТД), форма которой совпадала с формой единого административного документа (ЕАД), применяемого в странах ЕЭС.

      Серьезные  изменения во всех отраслях  таможенного дела начали происходить  после принятия в 1991 году нового  Таможенного кодекса СССР  и  Закона о таможенном тарифе .

      Нельзя  не согласиться с известным  мнением, что Кодекс явил собой  прорыв из долгих лет застоя  в свободу бизнеса и «внес  большой вклад в развитие отечественного  таможенного законодательства. Отдельные  его формулировки, определения... представляются  более емкими и точными по  сравнению даже с ныне действующим  Кодексом» .

      Предусматривалось  образование двух координационных  центров – Таможенно-тарифного  совета и координационного совета  по борьбе с международным  незаконным оборотом наркотических  средств и психотропных веществ. 

     Таможенный  кодекс юридически закреплял  сложившуюся к этому времени  структуру таможенных органов:  от таможен – через региональные  таможенные управления – до  Таможенного комитета.

     В то же  время Кодекс и Закон не  были полностью свободны от  элементов командно-административного  стиля в управлении таможенным  делом. 

     Но срок  действия Таможенного кодекса  СССР 1991 года и Закона о таможенном  тарифе оказался непродолжительным.  Он был прерван распадом СССР.

      Прекращение  существования Союза ССР и  правопреемство Российской Федерации  привели к логичному обновлению  таможенного законодательства и  перестройке работы таможенных  органов. Этому способствовало  и то, что «с распадом СССР  России досталось 20% действующих  таможен, тогда как доля товарооборота  во внешней торговле превышала  50%» .

     Таможенные  органы получили самостоятельность  в связи с подписанием 25 октября  1991 года Президентом РСФСР Указа  «О создании Государственного  таможенного комитета РСФСР».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Подытоживая сказанное, единая таможенная политика начала складываться после образования централизованного Московского государства в XVI веке, в частности, она нашла отражение в Новоторговом уставе.

      Еще более  существенную роль таможенные  платежи начинают приобретать  в годы правления Петра I в  результате содействия развитию  национальной экономики через  поощрение отечественного производителя. 

     А вторая  половина XVIII века ознаменовала собой  завершение таможенной реформы  и переход к осуществлению  таможенных формальностей на  основе опыта Европейских государств  и особенностей Российской экономики.

       Таможенная система в результате революции была практически полностью разрушена.

      А с конца  1917 года начал свою деятельность  Департамент таможенных сборов.

      Внешняя  торговля была национализирована,  закреплялось новое содержание  деятельности советской таможни. 

     Ввиду реализации  идеи о государственной монополии  внешней торговли таможенный  контроль превратился в ее  вспомогательный инструмент.

      В 20-х  годах ХХ века были принятые  первые Таможенный тариф (1924) и  Таможенный кодекс (1928), закрепившие  основы таможенного дела и  статуса таможенных органов на  несколько десятилетий.

      Однако  уже в 30-х годах наметилась  тенденция к снижению роли  таможенного дела.

      В 1932-1934 годах был детально регламентирован  ускоренный пропуск через границу  грузов обобществленного сектора  и порядок централизованного  осуществления расчетов по таможенным  пошлинам.

      Были ликвидированы  таможенные склады для временного  хранения экспортных и импортных  грузов и сокращено число таможенных  служащих.

     Сложившаяся  к концу 30-х годов структура  таможенных органов с незначительными  изменениями просуществовала до  середины 80-х годов.

      В период 30-60-х годов XX века СССР практически  был изолирован от внешнего  мира, что, естественно, сказывалось  на торговых и таможенных отношениях. Только в 60-х годах началось  реформирование таможенной системы.

      В 1961 году  был принят новый Таможенный  тариф, а в 1964 – новый Таможенный  кодекс.

      Следующее  реформирование начало осуществляться  в 80-х годах ХХ века, и фактически  закончилось только в начале  нового века, уже в России.

2012


Информация о работе История таможенного дела с XV по XX века