История таможенного дела с XV по XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, грамоты, летописи, а также сказания и былины – не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово- пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности , помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

Файлы: 1 файл

история таможенного дела.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Санкт-Петербургский университет

Сервиса и экономики

Заочное отделение г. Зеленогорск

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: история  таможенного дела

Тема: история таможенного  дела с XV по XX века

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

                                            Группа 036401

                                           Савельчева Е. А.        

 

 

 

Введение

          История таможенного  дела  России с момента его возникновения  и до современной Российской  Федерации насчитывает тысячелетия.  Древнейшие источники: договоры, грамоты, летописи, а также сказания  и былины – не содержат сведений, которые представили бы нам  полную картину создания торгово- пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности , помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

            История таможенного дела является  специальным предметом, специальной  дисциплиной.

            Её изучение требует не только  усвоения исторического опыта,  но и анализа научных знаний  и прогноза путей развития  экономики и торговли и установления  возможного характера  таможенных  отношений.

            Объективный взгляд на  историю  таможенного дела немыслим без  общей политической культуры, критического  восприятия характера общественного,  политического и социально-экономического  развития, места и роли таможенного  дела в цивилизационных процессах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        В начале  XIV-XV вв. бурно развиваются ремесла, в отдельных княжествах чеканится собственная серебряная монета, в товарно-денежные отношения втягиваются монастыри, деревни, светские и духовные феодалы, формируются местные рынки. Москва становится центром важнейших торговых путей. Маленький Звенигород с пригородами был источником взимания внутренних пошлин для княжеской казны.  
       Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозивших на продажу товаров за некоторыми исключениями. Необходимые владельцу предметы потребления пошлинами не облагались. Особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлин лица духовного звания, монастыри, жители новых городов.

        К концу XV века, объединив вокруг Москвы близлежащие княжества, русское государство укрепило внешнеполитические связи с многими государствами. Хотя Иван 3, Василий 3, а затем Иван 4 как-то пытались упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской таможенной грамотой 1571 года, если с местных горожан предусматривалось брать пошлину 0,75 % от стоимости товара, с жителей пригородов – 2 %, с торговцев из других областей – 4 %, то с иноземцев – 7 %. 
       Особое значение с развитием внешнеторговой и таможенной политики России в середине XVI века имело появление в устье Северной Двины в 1553 году корабля английского купца и путешественника Ричарда Ченслера. Он был принят с почетом Иваном Грозным. Царь Иван 4 дал англичанам грамоту, позволяющую им беспошлинно торговать в России и ввозить транзитом товары в Персию и другие страны Азии. Итак, беспошлинно могли торговать с Россией только Англия. Иван Грозный стремился к военно-политическому союзу с Англией. После отказа английской королевы заключить такой союз в 1570 году, царь отменил льготы английским купцам, но в 1574 году их ввел вновь в меньшем размере. В этом примере таможенные пошлины выступают как средство политического воздействия в межгосударственных отношениях. В 1587 году при царе Федоре Иоанновиче привилегии англичанам были возвращены, в 1588 году это привело к значительному недобору денег в казне.

       Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. 
       В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

       Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и положили начало его правовому обоснованию.  
В статьях Соборного Уложения впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом. 
Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный дипломат времен царствования Алексея Михайловича, покровительствовал торговле, считал ее залогом благосостояния самого государства, провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами. По его инициативе в 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого периода таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси.

       Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля. С 1649 года «иностранцам запретили торговлю на внутреннем рынке, было отказано в транзитной торговле с восточными странами, разрешено торговать только в Архангельске .

           В Новоторговом уставе подробно  изложены правила и порядок  досмотра товаров. В соответствии  с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего  пользования, не подвергались  оплате пошлины. 

       Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За незаконный ввоз спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекали конечности .

      В Новоторговом  уставе были зафиксированы многие  моменты, нашедшие свое продолжение  и в современном таможенном  законодательстве:

- устанавливалось равное  для всех таможенное обложение  торговых сделок единой рублевой  пошлиной и ликвидировались проезжие сборы;

- купцам вменялось в  обязанность правдиво указывать  таможенную стоимость предъявляемых  таможне товаров;

- определены наказания  за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае  занижения продажной цены товар  подлежал конфискации (рецидив  наказывался дополнительно битьем  кнутом);

- вводился контроль за перемещением товаров;

- определялось право  таможенной головы и устанавливалась его ответственность перед купцами.

       Более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами – изобретать новые источники доходов .

      Первые  мероприятия  Петра I  в области  таможенного дела не отличались  революционной новизной и последовательностью.  Продолжалось расширение системы  государственных торговых монополий,  начало которого было положено  его предшественниками. Одновременно  с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других  ранее запрещенных товаров. Таможенные  пошлины продолжали взиматься  согласно статьям Новоторгового  устава 1667 года . Произошло временное увеличение  числа внутренних платежей – были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность .

      В конце  царствования Петра I в 1724 году  был принят первый в России  таможенный тариф. Он создавал благоприятные условия для  развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу» .

            Новый этап развития таможенного  законодательства пришелся на  периоды царствования Елизаветы  Петровны и Петра III. Важнейшим мероприятием в области таможенной политике в царствование Елизаветы Петровны явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще  XV-XVI веках, в экономическом отношении до середины XVIII века оставалось раздробленным. В каждой губернии взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», и др. существовало множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

     Авторам давно  назревшей реформы стал граф  П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах  государства, взимавшийся со всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости.

             Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

     Первый Российский  таможенный устав 1755 года положил  начало цивилизованному подходу  к решению задач  таможенного  дела  и формированию таможенной  политики. Издание этого документа  было прогрессивным шагом в  законодательной системы России. Принятые в нем постановления  открыли возможности перемещения  товаров по территории Российской  империи, способствовали укреплению  Российского рынка и развитию  внутренней внешней торговли.

      Принятие  этого устава отменяло действие  всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли  и уплаты пошлин. В уставе рассматривается  порядок внешней торговли и  обязанности таможни. Согласно  уставу, в России были ликвидированы  все внутренние таможни и отменялись  связанные с ними 17 пошлин.

      Новым явилось  введение паспортной системы  для торговых людей. Иностранные  купцы, записавшиеся в Российское  купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан  России.

       В 1782 году, Екатерина II подписала указ  для борьбы с контрабандой , по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных  передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1889 Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска  «в границы россии» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.

      

 

 

     В 1811 году  Александр I учредил Таможенное  управление по европейской торговле, в состав которого входило  11 таможенных округов. Каждый  таможенный округ возглавлялся  начальником, которому подчинялись  таможни и таможенные заставы,  входившие в округ. 

     В 1864 году  Департамент внешней торговли  Министерства финансов был преобразован  в Департамент таможенных сборов .

      После победы  над Наполеоном влияние России  в Европейских делах резко  возросло. Россия начинает восстанавливать  внешнеторговые связи с европейскими  государствами. 

     В 1819 году были приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф – самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов.

      В целях   преодоления кризиса национального  производства, в 1822 году был принят  охранительный таможенный тариф,  запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров. Тариф 1822 года не однократно  пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 годах в него неоднократно  вносились изменения, общую направленность  которых можно выразить следующими  словами – от фискально-запретительной до фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министр финансов был Е.Ф.Канкрин (1823-1844).

 

     Таким образом,  объективный ход развития российского  государства  показал, что таможенная  политика тесно связана с внутренней  и внешней политикой государства.

     На протяжении  более 100 лет таможенная служба  находилась в ведении Министерства  финансов. Это нашло отражение  и в характере обмундирования  чинов таможенного ведомства,  и в ведомственной символике. 

     Поскольку  таможенное управление не подчинялось  Губернским властям, Министерство  финансов в 1834 году предложило  ввести для таможенных чинов  цвета мундиров, установленных для  Министерства финансов.

           14 декабря 1819 года был принят  новый таможенный устав по  Европейской торговле. Согласно  ему все Российские таможни  по Европейской границе (морские  и сухопутные) были разделены  на 4 класса. В отличие от прежних  таможенных уставов, новый имел  специальный раздел «о последствиях  утайки таможенных пошлин и  привоза запрещенных товаров». 2 сентября 1827 года состоялось утверждение  рисунка первого таможенного  флага. Его прообразом стал  военно-морской (Андреевский) флаг. Изменен был только цвет поля, вместо голубого оно стало светло-зеленым.

Информация о работе История таможенного дела с XV по XX века