Исторический путь таможенных льгот и преференций в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

К торгуемым товарам относится продукция обрабатывающей и добывающей промышленности, а также сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства. Товар входит в международный обмен при пересечении границы.
В работе поставлены следующие задачи:
1) анализ основных исторических этапов развития системы тарифных льгот и тарифных преференций в международной торговле;
2) изучение современной истории влияния тарифных льгот и тарифных преференций в международной торговле.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 5
1.1 Сущность тарифных льгот или тарифных преференций для развития международной торговли 5
1.2 Исторические этапы тарифных льгот и преференций 8
1.3 Международно-правовое регулирование тарифных льгот и преференций 11
2. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ И ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………………….15
2.1 Система внешнеторговых льгот и преференции в торгово-экономическом сотрудничестве ЕС………………………………………………………….….15
2.2 Предоставление тарифных преференции в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП……………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Исторический путь там льгот и преф-ий в межд торговле_курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

В период с 1971 года по 1975 таможенные преференции нового типа, получившие известность под  названием «Общей системы преференций», были введены 18 капиталистическими странами Европы и Америки.6

Социалистические  страны полностью поддержали требования развивающихся государств к промышленно развитым странам. В 1965 году СССР одним из первых государств представил развивающимся странам на невзаимной основе и на неограниченный срок преференции в форме полной отмены пошлин на все товары. В 1972 году таможенные преференции развивающимся странам были предоставлены Болгарией, Венгрией и Чехословакией.

В 1980 году СССР, Болгария, Венгрия, Польша и Чехословакия, составившие основу Совета экономической взаимопомощи, подписали Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.

По соглашению стороны автономно определяют перечень развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер представляемых преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предоставляется беспошлинный режим.

Вышеперечисленные страны по существу присоединились к правилам действующим в рамках Общей системы преференций, которые распространялись на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых.

 

1.3 Международно-правовое регулирование тарифных льгот и преференций

В истории существуют различные международные договоры, предусматривающие предоставление тарифных льгот и преференций в рамках международной торговли. Большинство из них возникло и получило свое развитие в прошлом столетии. Здесь, в первую очередь, следует выделить транспортные соглашения7. Начиная с первого послевоенного двустороннего соглашения, регламентирующего гражданские авиаперевозки, известного под термином «Bermuda I», в международные договоры включается отдельная статья, регламентирующая освобождение от уплаты таможенных пошлин. В п. 3 ст. 3 Соглашения между Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и США (Бермудские острова, 8 февраля 1946 г.) определено, что поставки топлива, смазочных масел, запасных частей, стандартного оборудования и авиазапасы, находящиеся на самолете назначенного авиаперевозчика одной договаривающейся стороны, должны быть освобождены на территории другой договаривающейся стороны от таможенных пошлин, инспекционных сборов или подобных пошлин и обременений, даже притом, что такие поставки используются таким самолетом в полетах в пределах этой территории. Сегодня соответствующие нормы стали обязательными, а правила – более детализированными.8

Во второй половине 20 в. в целях развития международной  торговли стали активно стали использоваться смешанные соглашения. Так освобождение от уплаты таможенных пошлин закреплено в Соглашении между Правительством Индии и Его величества Правительством Непала о торговле и транзите (Катманду, 13 августа 1971 г.). При этом используется раздельная система льгот, что не характерно для подобных положений. Освобождения от уплаты таможенных пошлин регламентируются ст. ст. III и V. В ст. III определено, что, несмотря на положения ст. II и с учетом исключений, которые могут быть произведены после консультации с Его величества Правительством Непала, Правительство Индии в целях обеспечения первичным производителям Непала доступа на индийский рынок согласно освободить от таможенной пошлины и количественных ограничений первичные продукты, произведенные в Непале и импортированные в Индию. Очевидно, что эта льгота ориентирована только на непальскую сторону. В приведенных ранее примерах соответствующая норма обезличена и может использоваться любой стороной. На пользу индийской стороне служит ст. V. В ней предусмотрено, что в целях облегчения большего обмена товарами между двумя странами Правительство Его величества должно пытаться освободить, полностью или частично, импорт из Индии от таможенных пошлин и количественных ограничений до максимальной степени, совместимой с их потребностями развития и защитой отраслей промышленности. В данном случае очевидно отсутствие четкого обязательства.9

Примерно в  тоже время договаривающиеся страны стали использовать инвестиционные соглашения. На основании п. 5(а) ст. 23 Соглашения между Австралией и Индонезией о зоне кооперации в районе между Индонезийской провинцией Восточный Тимор и Северной Австралией (Тиморское море, 11 декабря 1989 г.) товары и оборудование, ввезенные в район «А» в целях, связанных с нефтяными операциями, не подчинены таможенным пошлинам.

Далее, следует  отметить такой вид договора как  торговые соглашения. Торговые соглашения подразделяются на двусторонние и многосторонние.

В ст. VI Соглашения между Его величества Правительством Непала и Правительством Польской Республики о торговле (Непалон, 12 мая 1992 г.) предусмотрено, что договаривающиеся стороны в соответствии с действующими законами и постановлениями и на условиях, согласованных соответствующими властями обеих сторон, разрешат импорт и экспорт без таможенных пошлин, налогов и других подобных взиманий или обременений, не связанных с платой за услуги:

- образцов товаров и  публичных материалов, необходимых  только для того, чтобы получать  заказы и в рекламных целях,  которые не продаются и не  имеют никакой коммерческой ценности;

- товаров, импортированных  временно на ярмарки и выставки;

- товаров, импортированных  временно для экспериментов и  исследований;

- товаров, импортированных  временно для ремонта.

Согласно ст. III Генерального соглашения о Центральноамериканской экономической интеграции (Манагуа, 13 декабря 1960 г.) предусмотрено, что подписавшие государства предоставляют друг другу режим свободной торговли в отношении всех товаров, происходящих с их территорий, за исключением ограничений, содержащихся в специальных режимах, названных в Приложении А. Соответственно природные товары договаривающихся государств и товары, произведенные в них, освобождены от импортных и экспортных пошлин, включая консульские сборы, а также все другие налоги, платы и обременения, наложенные на импорт и экспорт или наложенные в отношении их, будь то национальной, муниципальной или иной природы.10

 

 

 

2. Тарифные льготы и тарифные преференции в настоящее время в зарубежных странах

 

2.1 Система  внешнеторговых льгот и преференции в торгово-экономическом сотрудничестве ЕС

Европейский союз является крупнейшим торговым и экономическим  партнером Российской Федерации. Успешное развитие всесторонних отношений России с ЕС во многом способствуют проведению экономических реформ в нашей стране и полноправной интеграции России в мировую экономическую систему. После распада СССР и СЭВ, в условиях кризиса неплатежеспособности в рамках новых независимых государств - бывших республик Советского Союза и разрушения хозяйственных связей внешнеэкономическая активность российских предприятий в значительной степени переориентировалась на регион ЕС. Непростые задачи включения России в международную торгово-экономическую систему и интенсификации отношений с основным партнером России – ЕС определяют необходимость всестороннего, глубокого анализа и подробного изучения режимов торговли товарами и услугами, системы тарифных преференций, осуществления текущих и капитальных платежей и т.д.11

Относительно системы  внешнеторговых преференций следует  сказать, что концепция Общей системы тарифных преференций (ОСП) была разработана 1964г. на первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и официально одобрена в 1968 г. на второй Конференции этой организации. Основной целью предоставления развитыми странами тарифных преференций является содействие экономическому развитию, прежде всего, индустриализации стран «третьего мира».

По своему существу ОСП  стала самостоятельным инструментом торговой политики промышленно развитых стран, предоставляющих развивающимся странам преимущества по доступу их товаров на свои рынки. Эта система носит название «общей» потому, что тарифные преференции практикуются в отношении развивающихся стран практически всеми промышленно развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-политических переговоров. Европейские Сообщества начиная с 1971 г. стали первыми, кто осуществил ОСП на практике. Система тарифных преференций ЕС распространялась на большинство промышленных товаров, а также на ряд сельскохозяйственных товаров, прошедших определенную степень переработки. С тех пор схема ОСП возобновлялась на ежегодной основе и подлежала пересмотру каждые десять лет. При этом, однако, не происходят изменений принципиального характера: по-прежнему основным инструментом оставались «потолки и лимиты», в рамках которых можно было беспошлинно ввозить товары на рынок ЕС, изменялся лишь список стран-бенефициаров и товарный охват.12

По результатам применения ОСП в течение 20 лет Комиссией  ЕС в начале 90-х годов было принято  решение внести принципиальные изменения для упрощения механизмов использования, усиления предсказуемости и транспарентности, а также адекватного отражения в ОСП возросшей дифференциации уровней развития стран «третьего мира». Новая схема была утверждена Советом Министров ЕС в 1994г. - промышленных товаров (на период с 1995 по 1998гг.) и в 1996г. - сельскохозяйственных товаров (на период с 1 июля 1996г. по 30 июня 1999 г.). Отдельным регламентом в 1998г. в ОСП были внесены поправки, касающиеся предоставления дополнительных преференций по социальным и экологическим критериям. Консолидированный Регламент 2 по ОСП № 2820/98 (далее именуется «регламент»), продлевающий применение описываемой ниже схемы до 31 декабря 2001 г., был принят Советом Министров ЕС 21 декабря 1998 г.

Рассмотрим Основные элементы ОСП ЕС (товарный охват системы преференций). Система тарифных преференций ЕС распространяется на большинство промышленных товаров (главы 25-97 Комбинированной товарной номенклатуры), а также на ряд сельскохозяйственных товаров, прошедших определенную степень переработки (главы 1-24). Полный перечень товаров содержится в приложения Регламента.

Следующий критерий - это принцип модуляции. Товары, в отношении которых действует  ОСП, разделяются на четыре подгруппы  в зависимости от их чувствительности для рынка ЕС, определяемой с учетом доли импорта на рынке данного товара и степени его влияния на соответствующий сектор экономики ЕС (занятость, производительность труда и т.п.) Путем модуляции ставки пошлин в зависимости от принадлежности товара к одной из этих четырех подгрупп определяют собственно тарифные преференции: 15 % для очень чувствительных товаров (то есть оплате подлежит 85 % ставки пошлины режима наибольшего благоприятствования (РНБ); 30 % для чувствительных товаров (оплачивается 70 % ставки пошлин РНБ); 65 % для получувствительных товаров (оплачивается 35 % ставкой пошлины РНБ); 100 % для нечувствительных товаров (пошлина не взимается). Все ставки пошлины округляются до десятых долей; если они оказываются меньше 0,5 %, то пошлина не взимается.13

Общая система  преференций ЕС распространяется на все развивающиеся стран (географический охват ОСП ЕС) и некоторые страны, испытывающие временные экономические трудности, связанные с переходом к рыночной системе хозяйствования (как, например, в свое время страны ЦВЕ, сейчас - Россия и другие государства СНГ).

Все бенефициары  подразделяются на три группы:

- наиболее развитые  страны (или те, в которых по  данным Мирового банка доход  на душу населения в 1991г.  превышал 6 тыс. ам. долл.): Гонконг, Сингапур, Республика Корея, Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Науру;

- наименее развитые  страны;

- страны, ведущие  борьбу с наркобизнесом: Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Перу, Боливия.

Товары, происходящие из наименее развитых стран или стран, вовлеченных в борьбу с наркобизнесом, не подлежат обложению импортными таможенными пошлинами независимо от степени их чувствительности, хотя по сельскохозяйственным товарам для стран, ведущих борьбу с наркобизнесом, этот принцип номенклатурно ограничен.

Принцип градации также является одним из критериев. В отличие от модуляции, механизм градации влияет только на страны, которые  достигли высокого уровня развития в целом, либо обладают повышенной конкурентоспособностью в определенных секторах, контролируя существенную долю в импорте того или иного товара в ЕС из всех третьих стран и, таким образом, либо больше совсем не нуждаются в преференциях, либо нуждаются в них не в такой степени, как менее конкурентоспособные страны. Индикатором для градации служит также уровень экономического развития страны в целом. По сути градация означает поэтапное исключение из сферы действия ОСП сначала определенных секторов отдельных стран-бенефициаров ОСП, а в дальнейшем - отдельных стран-бенефициаров полностью. На практике она ведет к потере сравнительной конкурентоспособности товаров из «градированных» стран. Механизм градации не применяется, если импорт 4 определенного товара из одной страны составляет менее 2 % общего импорта этого товара в ЕС из всех стран пользователей ОСП.

Независимо  от описанных выше механизмов модуляции  и градации, с 1 января 1996 г. для промышленных товаров, а с 1 января 1997 г. - и для  сельскохозяйственных, применяется так называемый принцип солидарности (или по-другому еще называют «львиной доли»), который означает, что если импорт какого-либо товара из стран-бенефициаров, в том числе не упомянутых в механизме градации, превышает 25 % общего импорта этого товара в ЕС из всех стран пользователей ОСП, то это ведет к полному изъятию этих стран из сферы действия ОСП по данному товару и применению импортной пошлины, соответствующей ставке РНБ.14

Следующий принцип  – это принцип немедленного изъятия  из ОСП ЕС по определению «страна/сектор». Тарифные преференции отменяются полностью по принципу «страна/сектор» в 1995 г. в тех случаях, когда ОСП ведет к значительному улучшению доступа на рынки ЕС товаров какой-либо страны по сравнению с режимом ОСП образца 1993 г. Действие положений по немедленному изъятию преференций пока затрагивает ряд товаров из Бразилии, Китая, Гонконга, Макао, Сингапура и Республике Кореи. Применительно к России (равно как к Белоруссии, Украине и Казахстану) фигурируют только один товар - мочевина, в отношении которого преференции не действовали с 1993 г. ввиду имевшего места антидемпингового расследования.

Информация о работе Исторический путь таможенных льгот и преференций в международной торговле