Исторический путь таможенных льгот и преференций в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

К торгуемым товарам относится продукция обрабатывающей и добывающей промышленности, а также сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства. Товар входит в международный обмен при пересечении границы.
В работе поставлены следующие задачи:
1) анализ основных исторических этапов развития системы тарифных льгот и тарифных преференций в международной торговле;
2) изучение современной истории влияния тарифных льгот и тарифных преференций в международной торговле.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 5
1.1 Сущность тарифных льгот или тарифных преференций для развития международной торговли 5
1.2 Исторические этапы тарифных льгот и преференций 8
1.3 Международно-правовое регулирование тарифных льгот и преференций 11
2. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ И ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………………….15
2.1 Система внешнеторговых льгот и преференции в торгово-экономическом сотрудничестве ЕС………………………………………………………….….15
2.2 Предоставление тарифных преференции в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП……………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Исторический путь там льгот и преф-ий в межд торговле_курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовое регулирование  тех или иных отношений, возникающих  и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан.

Наряду с  таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются тарифные льготы и тарифные преференции. При этом данные институты, как никакие другие в таможенном праве, учитывают в большей степени частные интересы и востребованы хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами. В настоящее время в условиях Таможенного союза особенно актуальными становятся вопросы предоставления льгот и преференций участникам внешнеэкономической деятельности при уплате таможенных платежей.

В данной работе поставлена цель проанализировать исторический путь тарифных льгот и тарифных преференций в международной торговле. Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Под международной  торговлей понимается международный обмен товарами в их натурально-вещественной форме посредством их вывоза (экспорта) и ввоза (импорта). В международном обмене участвуют торгуемые товары, которые могут перемещаться между различными странами. К торгуемым товарам относится продукция обрабатывающей и добывающей промышленности, а также сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства. Товар входит в международный обмен при пересечении границы.

В работе поставлены следующие задачи:

1) анализ основных исторических этапов развития системы тарифных льгот и тарифных преференций в международной торговле;

2) изучение современной  истории влияния тарифных льгот  и тарифных преференций в международной  торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

1.1 Сущность тарифных льгот или тарифных преференций для развития международной торговли

 

Характер и  задачи внешнеэкономического, в том  числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.

В настоящее  время в условиях Таможенного  союза особенно актуальными становятся вопросы предоставления льгот и преференций участникам внешнеэкономической деятельности при уплате таможенных платежей.1

При ввозе товаров  на таможенную территорию Таможенного  союза (ТС) при уплате таможенных платежей могут применяться тарифные льготы и тарифные преференции, которые  регулируются Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г., Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г., Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 г.

В процессе осуществления  финансовой деятельности субъектам  внешней торговли и физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предоставлены определенные таможенные льготы. Такие преимущества являются разновидностью правовых льгот, а последние представляют собой юридические средства, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов.

Причина введения льгот — заинтересованность государства  в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств. В целом институт льгот есть «одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние налогоплательщиков и формирование бюджета». Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией».

Можно дать следующее определение понятию "таможенные льготы": это установленные нормативно-правовыми актами преимущества, связанные с исчислением таможенных платежей, таможенным оформлением и таможенным контролем, посредством которых происходит упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в целях реализации отдельных направлений таможенной политики государства.2

Под преференциями  понимаются особые льготы, предоставляемые  одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.

В соответствии со статьей 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) тарифные преференции;

2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных  пошлин);

3) льготы по  уплате налогов;

4) льготы по  уплате таможенных сборов.

Тарифные преференции  представляются в соответствии с  законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

К таким договорам  относятся:

  1. "Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130);
  2. "Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130);
  3. "Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130);
  4. Протокол от 12.12.2008 "О единой системе тарифных преференций таможенного союза".

Предоставление  тарифных льгот и тарифных преференций  основано на следующих принципах:

1) предоставление  тарифных льгот и преференций  осуществляется только на основании  закона;

2) запрет индивидуализации  тарифных льгот и преференций;

3) предоставление  льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке;

4) обязательность  соблюдения условий целевого  использования товаров, в отношении которых установлены льготы.

Рассматривая  тарифные льготы в отдельности, их, так же как и льготы по уплате таможенных платежей, можно классифицировать по нескольким основаниям: объекту предоставления, субъектам, форме и основаниям предоставления.3

Рассмотрев  каждую из групп льгот по уплате таможенных платежей, необходимо упомянуть  о тех функциях, которые они  выполняют как по отдельности, так и во взаимодействии друг с другом4.

В первую очередь  можно отметить регулирующую функцию  льгот. Государство, устанавливая ту или  иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту  или экспорту товаров в тех  областях, которые способствовали бы, прежде всего, улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины, НДС и акцизы на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики.

Преимущества  финансового характера, предоставляемые участникам внешнеторговой деятельности, являются одним из условий заключений внешнеторговых контрактов. Различные «бонусы», например в виде освобождения от уплаты того или иного таможенного платежа, предоставляемые по ввозу конкретных видов товаров, являются зачастую одной из главных причин повышенной активности экспортеров.

Сущность льгот и преференций заключается в создании успешного сотрудничества стран по экономическим вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли.

Таким образом, льготы по уплате таможенных платежей способны не только влиять на экономическую  ситуацию внутри страны, но и регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. В частности, предоставление льгот наименее развитым и развивающимся странам со стороны более сильных государств способствует сокращению экономического неравенства между нациями различных регионов мира.

1.2 Исторические этапы тарифных льгот и преференций

 

Нельзя назвать  государства, доходя до самой древности, в котором бы не существовало таких  или иных форм таможенных сборов. Как  богата история применения таможенных пошлин, столь же богата и практика международно-правового регулирования связанных с ними вопросов.

Данные по любому задокументированному периоду истории  государства показывают, что обязательный вопрос – это льготы для торговцев. Например, в ст. V Договора Новгорода с немецкими городами и Готландом 1270 г. предусмотрено: «И когда такимъ образомъ гость прiдетъ вверхъ, въ Гсестевельдъ, то долженъ платить (пошлинъ) столько, сколько платилось издавна, но не болъе». Существует ряд примеров, относящихся к XVIII в. Так, Константинопольский договор между Турцией и Россией (от 5 ноября 1720 г.) дозволял русским подданным посещать Иерусалим без уплаты каких-либо пошлин. Аналогичное положение было включено в Белградский договор (от 18 сентября 1739 г.).

Однако в  целом понятие таможенных льгот  и преференций появилось в конце прошлого века. История возникновения таможенных льгот и преференций непосредственно связана с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала основой, на которой стала  развиваться экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения  внешней торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия,  для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения.5

Поскольку колонии  обычно экспортировали сырье, свободно поступающие на большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика таможенных преференций представляла гораздо большие преимущества для метрополий, чем для колониальных продуктов.

Таким образом, на первоначальном этапе термин тарифные льготы и преференции относился  к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при котором каждая сторона сохраняла свою «тарифную индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

Так, например, Франция начала создавать колониальную систему таможенных преференций в конце ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий.

Ряд колоний (в  их числе Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и ввоз из третьих стран облагался пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.

В начале 50-х годов усилилась борьба развивающихся стран за создание не колониальной экономики, появились новые подходы к проблемам таможенных преференций в отношениях с промышленно развитыми капиталистическими странами. Этому движению развивающихся стран предшествовало создание в 1947 году Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ).

В середине 60-х  годов ряд молодых развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америке выступили в рамках Конференции ООН по торговле и развитию с предложением о создании для них системы тарифных льгот и преференций нового типа. В этих требования учитывалась специфика задач, стоящих перед освободившимися странами в области развития собственной промышленности, и которая создала бы для промышленной продукции  данных стран льготные условия на основных экспортных рынках. При этом развивающиеся страны должны были иметь право предоставлять преференции друг другу, не распространяя их на промышленно развитые государства.

Информация о работе Исторический путь таможенных льгот и преференций в международной торговле