Формы таможенного контроля. Порядок и особенности применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Основной целью настоящей работы является комплексное исследование форм таможенного контроля, правовых основ его осуществления; выявление и анализ проблем в данной области, а также рассмотрение основных изменений по совершенствованию форм таможенного контроля.
Задачами настоящей работы являются: — общая характеристика таможенного контроля, рассмотрение принципов таможенного контроля;— выявление проблем, возникающих у таможенных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности при реализации различных форм таможенного контроля; — изучение правового механизма реализации форм таможенного контроля и проведение их сравнительно-правового анализа.─ изучение преимуществ и недостатков отдельных форм таможенного контроля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…….… 3
Глава 1. Понятие и общие положения таможенного контроля
1.1. Понятие и принципы таможенного контроля..................................... 5
1.2. Таможенный контроль как правовой режим контроля…………...... 7
1.3. Документы необходимые для проведения таможенного контроля...8
Глава 2. Формы и порядок проведения таможенного контроля
2.1. Формы таможенного контроля, основанные на получении информации………………………………………………………………………..13
2.2. Визуальные формы таможенного контроля…………………….…..15
2.3. Таможенная проверка, как форма таможенного контроля…...…... 22
Глава 3. Пути повышения эффективности таможенного контроля
3.1. Совершенствование законодательства в области таможенного контроля…………………………………………………………………………....29
3.2. Основные направления совершенствования типовой, принципиальной схемы организации таможенного контроля………………....31
3.3. Преимущества и недостатки отдельных форм таможенного контроля……………………………………………….…………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………….…. 34
Список используемой литературы……………………………………………... 35

Файлы: 1 файл

Formy_tamozhennogo_kontrolya.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

По ТК ТС вторая категория  добавляется владельцами магазинов  беспошлинной торговли, а также уполномоченным экономическим оператором. Уполномоченный экономический оператор является новым  субъектом таможенных правоотношений, под которым понимается юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями.

Третья категория проверяемых  лиц вообще не выделяется в качестве самостоятельной категории.

Наибольшие изменения  затронули четвертую категорию  проверяемых лиц. В соответствии с ТК РФ таможенным контролем охватились практически только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности. Так, согласно ст. ст. 16, 376 ТК РФ, если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то таможенная ревизия могла быть проведена только у российского лица, которое заключило данную сделку или от имени либо по поручению которого сделка была заключена. И только если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось без заключения сделки - у лица, имеющего право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории, или у иных лиц, выступающих в достаточном качестве для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. Так как основная доля перемещений товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществлялась на основании внешнеэкономической сделки, то таможенные органы были лишены права выйти на ревизию к получателям (владельцам) товаров, которые не являлись сторонами данной сделки. Данные ограничения ТК ТС снимает.

Согласно п. 2 ст. 122 ТК ТС в число проверяемых лиц  также входят:

- лицо, обладающее полномочиями  в отношении товаров после  их выпуска, или его представитель;

- лицо, осуществляющее  временное хранение товаров;

- перевозчик;

- иные лица, напрямую  или косвенно участвовавшие в  сделках с товарами, помещенными  под соответствующую таможенную  процедуру;

- лицо, в отношении  которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

Более широко в ТК ТС, по сравнению с ТК РФ, определяется предмет таможенной проверки. Так, статья 376 ТК РФ закрепляла только два предмета проверки: факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Статья 122 ТК ТС не только дополняет перечень направлений проверки тремя новыми, но и оставляет данный перечень открытым, что вполне согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля.

Пункт 3 ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными  органами проверяются:

- факт помещения товаров  под таможенную процедуру;

- достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации  и иных документах, представленных  при таможенном декларировании  товаров, повлиявших на принятие  решения о выпуске товаров;

- соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

- соблюдение требований, установленных таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством  государств - членов Таможенного  союза, к лицам, осуществляющим  деятельность в сфере таможенного дела;

- соответствие лиц,  в том числе осуществляющих  деятельность в сфере таможенного  дела, установленным критериям, необходимым  для присвоения статуса уполномоченного  экономического оператора;

- иные направления,  определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Анализ данной формы  контроля позволяет прийти к выводу, что правовое регулирование таможенной проверки по ТК ТС является неким симбиозом  налоговых проверок и проверок государственного (муниципального) контроля (надзора), осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 27 декабря 2009 г.).

Как и налоговые проверки, таможенные проверки разделились на камеральные и выездные. По аналогии с налоговым законодательством  предусмотрены проведение встречной  проверки (п. 7 ст. 132 ТК ТС), приостановление проведения выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК ТС).

С проверками, предусмотренными Федеральным законом N 294-ФЗ, таможенные проверки сближают следующие положения: подразделение выездных таможенных проверок на плановые и внеплановые (п. 2 ст. 132 ТК ТС); определение оснований для назначения внеплановой выездной проверки (п. 4 ст. 132 ТК ТС); установление ограничений периодичности проведения таможенных проверок (п. 7 ст. 132 ТК ТС); закрепление обязанности направления проверяемому лицу уведомления о проведении плановой выездной проверки (п. 9 ст. 132 ТК ТС). Между тем таможенная проверка как аналог таможенной ревизии сохранила свои особенности, обусловленные спецификой осуществления самого таможенного контроля.

В соответствии со ст. 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Наибольшей регламентацией отличается проведение выездной таможенной проверки, которая по своей сущности практически является аналогом предусмотренной ТК РФ специальной таможенной ревизии. Согласно ст. 132 ТК ТС выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании  планов проверок, разрабатываемых таможенными  органами.

Согласно п. 4 ст. 132 ТК ТС основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

- данные, полученные в  результате анализа информации, содержащейся в базах данных  таможенных органов и органов  государственного контроля (надзора)  государств - членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза;

- данные, свидетельствующие  о возможном нарушении требований  таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза;

- заявление лица, в  том числе осуществляющего деятельность  в сфере таможенного дела, на  получение статуса уполномоченного  экономического оператора;

- необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;

- обращение (запрос) компетентного  органа иностранного государства  о проведении проверки лица, совершавшего  внешнеэкономические сделки с  иностранной организацией.

Основания для проведения выездной внеплановой проверки могут быть дополнены законодательством государств - членов Таможенного союза. Пункт 1 ст. 161 проекта федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации предусматривает еще одно основание для проведения внеплановой проверки - истечение срока устранения проверяемым лицом ранее выявленных нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации, указанного в предупреждении таможенного органа с требованием устранить данные нарушения.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам  применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной  таможенной проверки.

ТК ТС устанавливает  ограничения периодичности проведения выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в ТК РФ. Так, ТК РФ устанавливал ограничения по объектам и субъектам проверки. В частности, ст. 376 ТК РФ запрещала проводить повторные проверки в отношении одних и тех же товаров (по общей ревизии), у одного и того же лица и в отношении одних и тех же товаров (по специальной таможенной ревизии). Согласно п. 7 ст. 132 ТК ТС плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути повышения  эффективности таможенного контроля

3.1 Совершенствование  законодательства в области таможенного  контроля

 

Начиная рассматривать  данный подраздел, хотелось бы отметить то, что совершенствование законодательства в области таможенного контроля, а именно в аспекте изменения  форм таможенного контроля, связано с образованием Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) и с принятием 1 июля 2010 года нового таможенного кодекса. С принятием ТК ТС можно рассмотреть две новые формы таможенного контроля, это:

- Учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

- Проверка системы  учета товаров и отчетности;

А теперь хотелось бы остановиться на этих 2-х новых формах таможенного контроля.

1.Учет  товаров, находящихся  под таможенным контролем. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операции. Данная операция может быть применена лишь к товарам, подлежащим обязательному таможенному декларированию и не распространяется на товары, подпадающие под правило о льготном перемещении товаров. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Проверка системы  учета товаров и отчетности. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах.

Форма и порядок представления  отчетности определяются законодательством  государств - членов таможенного союза.

Проверка системы учета  товаров как форма таможенного  контроля проводится:

1) при применении специальных  упрощений в соответствии с  настоящим Кодексом;

2) при условном выпуске  товаров; 

3) в отношении лиц,  осуществляющих деятельность в  сфере таможенного дела;

4) в отношении товаров,  помещенных под таможенные процедуры,  предусматривающие ведение учета  таких товаров. 

Госдума 03.11.2010 приняла  во втором чтении законопроект "О таможенном регулировании в РФ"13 .(Закон вступит в силу спустя месяц после его официального опубликования. Предположительно это произойдет в конце декабря 2010 — начале января 2011 года.) Среди отрицательных моментов принятия законопроекта выступает продление таможенного постконтоля ввезенных товаров. Упраздняемый ТК РФ предусматривает, что таможенный контроль товаров после их выпуска может осуществляться органами ФТС еще в течение года. ТК ТС увеличивает этот срок до трех лет с возможностью для государств—членов союза сделать его еще более длительным. Закон о таможенном регулировании установил трехлетний срок постконтроля. Еще одна неоднозначная для бизнеса новость — расширение полномочий таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией. Статьей 308 закона им дается право без заявления правообладателя на срок до семи дней приостанавливать ввоз любых товаров, помеченных товарными знаками, не внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (режим ex officio в международной терминологии). Подобного права таможня безуспешно добивалась много лет — принятие этой статьи также стало возможным благодаря общей норме, появившейся в тексте союзного Таможенного кодекса.

 

 

 

 

3.2 Основные направления  совершенствования типовой, принципиальной схемы организации таможенного контроля

 

Типовая схема организации  таможенного контроля отражает систему  взаимодействия служб таможенных органов, иных предприятий и организаций, имеющих отношение к перемещению  через таможенную границу товаров, транспортных средств и лиц. Как правило, при ввозе товаров и въезде лиц она включает в себя следующие мероприятия:

1) уведомление таможенного органа о пересечении таможенной границы товаром и транспортным средством, а в соответствующих случаях — о лицах, пересекающих таможенную границу, и принятие таможенным органом такого уведомления;

2) представление таможенному органу товаров, транспортных средств и документов на них, а в соответствующих случаях и на лиц;

3) оформление принятия под таможенный контроль, товаров, транспортных средств и документов на них, а в случаях, определенных таможенными правилами, — осуществление идентификационного выборочного или полного досмотра товаров и транспортных средств, а также повторного досмотра;

4) в случаях, когда это обусловлено правилами, оформление доставки товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

5) контроль за доставкой товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

6) принятие доставленных товаров и транспортных средств таможней назначения под таможенный контроль;

7) уведомление таможни отправления о доставке (недоставке) товаров, транспортных средств, документов на них в таможню назначения;

8) помещение товаров на склад временного хранения (таможенный склад);

9) принятие таможенным органом таможенной декларации;

10) таможенный контроль и оформление товара после принятия таможенным органом таможенной декларации;

11) завершение таможенного оформления и принятие по его результатам соответствующего решения.

Приведенную схему следует  рассматривать лишь в качестве ключевых направлений организации таможенного  контроля. В свою очередь каждое из направлений включает достаточно много операций, регламентированных соответствующими нормативными документами.

При вывозе товаров, транспортных средств и выезде лиц последовательность операций при осуществлении таможенного контроля изменяется, хотя это существенно не влияет на принципиальную схему организации таможенного контроля.

Основные направления  совершенствования типовой, принципиальной схемы организации таможенного контроля могут заключаться в:

Информация о работе Формы таможенного контроля. Порядок и особенности применения