Принципы и формы таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является таможенный контроль.
Предмет – принципы таможенного контроля, формы таможенного контроля, а также способы и средства проведения таможенного контроля.
Целью данной работы является раскрытие таможенного контроля как важной составляющей таможенного дела.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд следующих задач: рассмотреть общую характеристику таможенного контроля, изучить формы, а также способы и средства проведения таможенного контроля, определить значение системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1 Понятие таможенного контроля 5
1.2 Принципы таможенного контроля 8
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 11
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 23
3.1 Способы проведения таможенного контроля 23
3.2 Технические средства таможенного контроля 27
3.3 Значение системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

 

     Кафедра организации таможенного контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                  По дисциплине «Организация таможенного контроля товаров и         транспортных средств»

        на тему «Принципы и формы таможенного контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3-го курса

очной   формы обучения

факультета таможенного  дела,

группа Т-073 Ю.И. Самусенко

 Подпись__________________

 

Научный руководитель:

В.А. Рыбаков

Подпись__________________

 

 


 

 

 

Москва 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 5

         1.1 Понятие таможенного контроля 5

         1.2 Принципы таможенного контроля 8

ГЛАВА 2. ФОРМЫ  ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ 11

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ  И СРЕДСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО  КОНТРОЛЯ 23

       3.1 Способы проведения таможенного контроля 23

       3.2 Технические средства таможенного контроля 27

       3.3 Значение системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической  жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.

Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой  является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей. 
С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.

Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского  законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной  власти различных уровней. 
Конституцией Российской Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.

Конституционные положения  таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах, основным из которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации. Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля. 
Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль. 
Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.

Объектом данной курсовой работы является таможенный контроль.

Предмет – принципы таможенного  контроля, формы таможенного контроля, а также способы и средства проведения таможенного контроля.

Целью данной работы является раскрытие таможенного контроля как важной составляющей таможенного дела.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд следующих задач: рассмотреть общую характеристику таможенного контроля, изучить формы, а также способы и средства проведения таможенного контроля, определить значение системы управления рисками  при выборе форм таможенного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Понятие таможенного  контроля

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением товаров через таможенную границу страны, как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права.

Таможенный контроль, как  один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий как со стороны  таможенных органов, так и со стороны  лиц перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу на которой  выстраиваются все правоотношения возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.

Все таможенные процедуры  вытекают из осуществления таможенного  контроля. Любая процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов, получение объяснений, осмотр и досмотр товаров и транспортных средств и т. д.

Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»1.

Таможенным кодексом РФ установлено  следующее определение таможенного контроля: «Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации»2.

Необходимо отметить, что  понятие «таможенный контроль»  определено в справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы». Понятие «таможенный контроль» раскрывается и в Главе 2 «Определение понятий» Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) – «Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства».

Приведенные определения  показывают, что содержащееся в ТК РФ определение таможенного контроля по своему содержанию идентично определению, содержащемуся в Конвенции Киото – основном международном документе в сфере таможенного регулирования.

Анализируя понятие таможенного  контроля, необходимо отметить, что  таможенное право при осуществлении  функции регулирования общественных отношений использует определенные правовые средства воздействия на таможенные правоотношения, на поведение участников этих отношений. Такие средства и составляют методы правового регулирования  таможенных правоотношений. Методы регулирования тесно связаны с предметом регулирования, выступая дополнительным классификационным признаком таможенного права как специфического направления в регулировании общественных отношений. Необходимо также иметь в виду, что методы регулирования могут выступать в качестве определяющего критерия при разграничении правовых отраслей.

Способами воздействия на поведение субъектов таможенных правоотношений при осуществлении таможенного контроля являются предоставление права, возложение обязанности, запрет, которые применяются во всех отраслях права, но имеют свои особенности при их реализации в таможенном праве.

При применении такого способа  как предоставление права законодатель дает субъектам права определенную возможность поведения, например, совершить те или иные действия или не совершать их. Так, ТК РФ предусматривается положение, согласно которому все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке предусмотренном законом, т.е. физическое или юридическое лицо вправе ввезти или вывезти какой-либо товар либо воздержаться по своему усмотрению от совершения таких действий. Другим примером может служить поведение участника таможенного правоотношения, который вправе обжаловать, по его мнению, неправомерное действие должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля, но может и не воспользоваться таким предоставленным ему правом.

Возложение обязанности  требует от субъектов должного поведения, например, предписание совершать  те или иные действия. ТК РФ возлагает  на перевозчика, выступающего в качестве субъекта таможенных правоотношений, после пересечения таможенной границы при ввозе товаров доставить их в ближайший пункт пропуска через Государственную границу и предъявить их для таможенного контроля.

ТК РФ устанавливает многочисленные положения, в соответствии с которыми таможенные органы вправе разрешать или запрещать совершение каких-либо действий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.  Перемещение товаров через таможенную границу носит разрешительный характер, таможенные органы, осуществляя таможенный контроль, могут в любое время принять решение, останавливающее движение товаров, которое другие участники правоотношения не вправе игнорировать. Они могут лишь обжаловать в установленном порядке соответствующие действия таможенных органов. Таким образом, в таможенном правоотношении отмечается наличие односторонности волеизъявлений одного из участников такого отношения, а именно таможенного органа.

Односторонность волеизъявления предполагает, что таможенный орган  как участник правоотношения наделяется такими полномочиями, которыми не обладают другие участники такого правоотношения. Например, таможенный орган вправе распорядиться товарами, срок временного хранения которых истек.

Особое место в механизме  правового регулирования таможенного  контроля занимают международные договоры и соглашения, заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, в том числе в рамках таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан.

1.2 Принципы таможенного  контроля

Основные принципы регулирования  таможенных правоотношений содержатся в Конституции РФ, которые полностью распространяются на отношения, возникающие при осуществлении таможенного контроля.

На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и  каких-либо иных препятствий для  свободного перемещения товаров, услуг  и финансовых средств3.

Конституция РФ формирует  также такие принципы, непосредственно  относящиеся к таможенному регулированию, как законности (статья 15); равенство всех перед законом и судом (статья 19); институт обжалования и судебной защиты прав и свобод (статья 46).

Исходя из конституционных  принципов таможенного контроля, необходимо подчеркнуть их специфическую особенность:

Принцип законности – все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству РФ. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, - разрешено».

Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической  деятельности – уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Принцип выборочности таможенного контроля – использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РФ. Иными словами должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством РФ.

Принцип гуманности – применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств – взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

Информация о работе Принципы и формы таможенного контроля