Фискальная деятельность таможенных органов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Темой данной курсовой работы является «Фискальная деятельность таможенных органов РФ на современном этапе». Данная тема на сегодняшний день актуальна тем, что в связи с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, произошедшими в последние десятилетия назад, изменились приоритеты, цели и задачи внешнеэкономической политики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Таможенные органы РФ и их виды направления деятельности

1.1. Финансово-правовой статус таможенных органов их цели и функции………………………………………………………………………

4
1.2.Реализация финансово-правового статуса таможенных органов в их фискальной деятельности………………………………………………..

8
Глава 2. Таможенные платежи как источник формирования доходной части бюджета

2.1.Доходы от внешнеэкономической деятельности в бюджетной системе РФ……………………………………………………………………

11
2.2. Таможенные платежи, их правовая природа…...……………………
13
Глава 3. Взимание таможенных платежей в таможенном союзе

3.1. Таможенные платежи в странах таможенного союза.……………...
15
3.2 Взимание НДС при импорте товаров с участников экспортно-импортных операций……………………………………………………….

17
3.3. Правила взимания и объемы таможенных сборов…………………..
20
Список использованной литературы.…………………………………….
26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Вокиной В.Г..docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РФ

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

 

Кафедра таможенного  дела

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Организация таможенного 

контроля товаров и  транспортных средств»

 

 

Тема: "Фискальная деятельность таможенных органов на современном этапе"

 

 

Выполнила студентка: 4 -го курса,

группы Тдз-09-1

  Вокина В.Г.

Руководитель: Артюхова И.Р.

 

 

 

Иркутск,2012г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...

3

Глава 1. Таможенные органы РФ и их виды направления деятельности

 

   1.1. Финансово-правовой статус таможенных органов их цели и функции………………………………………………………………………

 

4

   1.2.Реализация финансово-правового статуса таможенных органов в их фискальной деятельности………………………………………………..

 

8

Глава 2. Таможенные платежи как источник формирования доходной части бюджета

 

   2.1.Доходы от внешнеэкономической  деятельности в бюджетной системе  РФ……………………………………………………………………

 

11

   2.2. Таможенные платежи, их правовая природа…...……………………

13

Глава 3. Взимание таможенных платежей в таможенном союзе

 

   3.1. Таможенные платежи  в странах таможенного союза.……………...

15

   3.2 Взимание НДС при импорте товаров с участников экспортно-импортных операций……………………………………………………….

 

17

   3.3. Правила взимания и объемы таможенных сборов…………………..

20

Список использованной литературы.…………………………………….

26


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой данной курсовой работы является «Фискальная деятельность таможенных органов РФ на современном  этапе». Данная тема на сегодняшний  день актуальна тем, что в связи  с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, произошедшими в последние десятилетия назад, изменились приоритеты, цели и задачи внешнеэкономической политики.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

В силу этих перемен усложнились  функции и задачи таможенных органов, изменилась их структура. Правоохранительная направленность исследована достаточно хорошо. Немаловажную роль играет фискальная функция таможенных органов. В современных условиях значительный вклад в федеральный бюджет вносят таможенные платежи, пополняя казну государства, они выполняют ее основную функцию.

В своей работе я преследую цель: изучить и описать нынешнее состояние таможенных органов их фискальную деятельность, как основного направления их компетенции. Деятельность таможенных органов становится все сложнее и, многограннее, а объем ресурсов, выделяемых государством на развитие таможенной службы, снижается, особую актуальность приобретают задачи совершенствования таможенного законодательства и модернизации таможенной системы.

 

Глава 1 Таможенные органы РФ и их виды направления деятельности

    1. Финансово - правовой статус таможенных органов их цели и функции

«Таможенный орган представляет собой федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия внешней торговле».

Выделяются следующие  основные признаки таможенных органов:

  1. они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
  2. общее руководство, координацию и контроль за их работой осуществляет Правительство РФ;
  3. они являются федеральными органами специальной компетенции;
  4. их правовой статус реализуется в фискальной и правоохранительной деятельности;
  5. их определенная обособленность подтверждается, в частности, наличием государственной символики (флага, вымпела, эмблемы).

Таким образом, недостаточно считать полным определение таможенного органа как органа исполнительной власти, являющегося по своему характеру правоохранительным. Правоохранительная направленность деятельности таможенных органов исследована достаточно хорошо. Безусловно, «правоохранительная деятельность таможенных органов РФ и в настоящее время остается одной из основных их функций, обеспечивающих выявление, пресечение противоправных деяний в указанной сфере». Однако, поскольку «комплексный многоотраслевой характер правового регулирования таможенной деятельности предопределил комплексный характер правоприменительной деятельности таможенных органов», было бы опрометчиво не включить в определение понятия таможенных органов упоминание о присущих им фискальных функциях, позволяющих таможенным органам являться одним из немногих элементов системы государственного регулирования экономики. Согласно, ТК ТС статья 6 п.4) таможенные органы взимают таможенные платежи, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.

В связи с изложенным следует признать таможенным органом орган исполнительной власти, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, позволяющими ему осуществлять одновременно как правоохранительные, так и фискальные функции в сфере таможенного дела с помощью присущих ему форм и методов деятельности.

Правовое положение таможенных органов обусловлено их спецификой, прежде всего как органов публичной  власти, поэтому базовой категорией выступает их статус, являющийся в целом «своеобразной формализованной характеристикой государственно-правовой природы и свойств каждого элемента федеративной системы».

Компонентой понятия финансово-правового статуса таможенных органов заключается их фискальную деятельность в области образования денежных фондов государства.

Содержанием финансово-правового статуса таможенных органов является их фискальная деятельность, «которая проявляется в процедуре взимания таможенных платежей с участников экспортно-импортных операций[].

Финансово-правовой статус таможенных органов представляет собой компетенцию таможенных органов в процессе их фискальной деятельности, формы и методы, посредством которых она реализуется.

В современных  условиях таможенные органы – единственные в системе исполнительной власти – выполняют триединую задачу: содействие развитию внешней торговли, взимание таможенных платежей, осуществление правоохранительной деятельности. Особенностью таможенной системы является присущая ей способность “быстро адаптироваться к новым требованиям и гармонично соединять в своей деятельности как экономические, так и административные, запретительные средства регулирования».

Целью фискальной деятельности таможенных органов выступает экономическое направление – пополнение доходов федеральной казны. Оно связано с категорией таможенных платежей как фискальных доходов бюджетной системы. Фискальное начало экономической цели состоит взимании таможенных пошлин.

Цель взимания таможенной пошлины, как и других таможенных платежей (косвенных налогов и сборов), заключается в «пополнении финансовых ресурсов для материального обеспечения государственной деятельности». Приоритет финансовых целей предопределяет установленный ст. 34 Налогового кодекса РФ статус таможенных органов, которые пользуются правами и несут ответственность и обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

Итак, таможенные органы одновременно выступают и как правоохранительные, и как фискальные. Эти стороны  их деятельности органично связаны  между собой, и ни одна не доминирует над другой.

Задачи таможенных органов перечислены в статья 6 ТК ТС, а в процессе осуществления фискальной деятельности они сводятся к следующим:

– взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных  и компенсационных пошлин, таможенных сборов;

– контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей;

– принятие мер по принудительному  взысканию таможенных платежей;

– осуществление в пределах своей компетенции валютного  контроля.

Многообразие функций таможенных органов в части осуществления ими фискальной деятельности несколько шире. Как субъекты бюджетного процесса, они являются распорядителями бюджетных средств. В число таких функций следует включить участие в бюджетном процессе, а именно: составление проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательного органа, исполнение бюджета.

1.2.Реализация  финансово-правового статуса таможенных  органов в их фискальной деятельности

Финансово-правовой статус таможенных органов реализуется посредствам их фискальной деятельности.

Фиск (от лат. fiscus) - это то, что и государственная казна, совокупность финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондах.

Сущность фискальной деятельности органов исполнительной власти состоит в ее полномочиях в сфере формирования, распределения и использовании денежных фондов. Фискальная же деятельность таможенных органов характеризуется тем, что в ее ходе организуются, и происходит образование денежных фондов.

Вступая в определенные взаимоотношения  с субъектами внешней торговли, таможенные органы, в рамках проводимой государством фискальной политики, претендуют на получение от этих субъектов определенных финансовых ресурсов. По этому поводу М.Ф. Ивлиева пишет: «Фискальная деятельность государственных органов исполнительной власти - неизбежно выходит за рамки принадлежащих государству денежных фондов, таким образом государство вторгается в частную собственность, в частные финансы, привлекая особыми, принадлежащими ему методами денежные средства граждан и предприятий для сосредоточения их в денежных фондах государства.

Денежные фонды создается  в результате взимания таможенными  органами таможенных платежей. Кроме  того, в денежные средства, поступающие, в федеральную казну от таможенных органов, включаются штрафы, пени и недоимки как результат финансово-правовых санкций, налагаемых за нарушения таможенных правил.

Централизация доходов от внешнеэкономической деятельности имеет важное политическое, социальное и экономическое значение, поскольку  эти средства служат инструментам претворения в жизнь мероприятий, намеченных государством.

Таким образом, формирование таможенными органами доходной части  федерального бюджета происходит в  результате реализации ими как фискальной (взимание таможенных платежей), так  и правоохранительной (применение имущественных санкций) функций. И те и другие платежи – по сути, фискальные доходы бюджета.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства местного самоуправления» (ст.6). В целостном виде бюджет не существует – его доходы по мере поступления направляются на покрытие расходов.

Средства государственного бюджета направляются на финансирование органов власти и отраслей экономики, комплексных целевых программ, социальную защиту малообеспеченных слоев населения, реализацию иных целей. Затраты на содержание федеральных органов исполнительной власти относятся к расходам бюджета на управление. Федеральная таможенная служба получает денежные средства из федерального бюджета и направляет их на места. Именно на этом этапе «происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями»: региональными таможенными управлениями, таможнями, таможенными постами, учреждениями, непосредственно подчиненными ФТС, - лабораториями, вычислительными центрами, учебными заведениями.

Эти средства также направляются на развитие материально-технической и социальной базы, таможенной инфраструктуры, профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов. Сложившаяся система финансирования таможенных органов позволила «в сложнейших условиях инфляционного роста цен, падения объемов производства не только сохранить достигнутый уровень экономического, материального обеспечения таможенный службы, но и направить значительные финансовые средства на развитие материально – технической и социальной базы таможенных органов РФ».

Таможенные органы ведут  свою деятельность в соответствии с  финансовым планом и на постоянной, систематической основе. Их деятельность устойчива и стабильна.

Тогда, фискальная деятельность таможенных органов представляет собой их плановую деятельность в процессе образования сбора, распределения и использования финансовых ресурсов федерального бюджета при выполнении ими основных функций: фискальной и правоохранительной, в целях обеспечения их таможенного регулирования [Бакаеева].

В итоге исследования финансово-правового статуса таможенных органов, напрямую связанного с образованием, использованием и распределением ими финансовых ресурсов государства, можно сделать вывод, что он состоит из следующих компонентов:

Информация о работе Фискальная деятельность таможенных органов на современном этапе