Фискальная деятельность таможенных органов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Темой данной курсовой работы является «Фискальная деятельность таможенных органов РФ на современном этапе». Данная тема на сегодняшний день актуальна тем, что в связи с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, произошедшими в последние десятилетия назад, изменились приоритеты, цели и задачи внешнеэкономической политики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Таможенные органы РФ и их виды направления деятельности

1.1. Финансово-правовой статус таможенных органов их цели и функции………………………………………………………………………

4
1.2.Реализация финансово-правового статуса таможенных органов в их фискальной деятельности………………………………………………..

8
Глава 2. Таможенные платежи как источник формирования доходной части бюджета

2.1.Доходы от внешнеэкономической деятельности в бюджетной системе РФ……………………………………………………………………

11
2.2. Таможенные платежи, их правовая природа…...……………………
13
Глава 3. Взимание таможенных платежей в таможенном союзе

3.1. Таможенные платежи в странах таможенного союза.……………...
15
3.2 Взимание НДС при импорте товаров с участников экспортно-импортных операций……………………………………………………….

17
3.3. Правила взимания и объемы таможенных сборов…………………..
20
Список использованной литературы.…………………………………….
26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Вокиной В.Г..docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации действует  ставка 18% в отношении ввезенных  товаров (пункт 3 стать 164 НК РФ), в Казахстане – 12% (пункт 1 статьи 268 НК РК), а в Белоруссии – 20% (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 102 НК РБ).

При импорте товаров на территорию России с территории государств таможенного союза не оформляется  таможенная декларация. В выставляемых счетах на реализуемые в России товары, которые были ввезены с Беларусии или Казахстана финансовое ведомство рекомендует вместо наименования страны проставлять прочерк.

При экспортировании товаров  из России в Казахстан для того, чтобы обосновать применение нулевой  ставки по НДС в налоговые органы можно представить заявление  о ввозе товаров и косвенных  налогов на них в виде копии, где  есть отметки налоговой службы Казахстана и Беларусии.

Если товар экспортируется из российской территории не на территорию страны-участницы таможенного союза, а через нее в третью страну, то право на нулевую ставку по НДС  можно подтвердить так: предоставляется  таможенная декларация и ее копия, а  также копии товаросопроводительных и транспортных документов с соответствующими отметками российского таможенного  органа.

При перевозке товаров  из одного государства таможенного  союза в другое используются специальные  товаросопроводительные документы. Если товары экспортируются с российской территории на территорию Казахстана, то на этих документах для подтверждения  нулевой ставки по НДС отметок  ставить не требуется.

При транспортировке грузов между субъектами хозяйствования Беларуси и России используются транспортные документы, которые утверждены министерством  Беларуси по налогам и сборам и  одобрены ФНС РФ.

Если товар проходит транзитом  через территорию РФ из одной страны-участницы  таможенного союза в другую, то российский налогоплательщик-транзитер  освобождается от уплаты НДС на такие  товары.

НДС взимается страной-участницей, где непосредственно происходит место реализации товаров или  услуг. Сама налоговая база, ставка налога, его взимание и льготы по нему или освобождение от налогообложения  определяются по законодательству той  страны-участницы, где признано место  реализации. А местом реализации транспортных услуг по перевозке таких товаров  признается территория той страны, к которой эти транспортные средства относятся. Следовательно, если товары перевозятся российским транспортом в государство таможенного союза, то местом реализации таких услуг считается РФ и соответственно они облагаются НДС по российскому законодательству.

Хотя Таможенный кодекс таможенного  союза и охватывает многие вопросы, но на сегодняшний день пока существует некоторая несогласованность между  законодательством государств-участников и Правилами таможенного союза. Несогласованность наблюдается  и в работе таможенных служб России, Беларуси и Казахстана.

Никакого решительного преимущества с точки зрения налогового и таможенного  законодательства государств-участников Таможенного союза для перемещения  части импорта в Белоруссию или  Казахстан в настоящее время  нет.

Безусловно, определенные преимущества имеются у Казахстана, связанные  с пониженной ставкой НДС, но применить  данное преимущество можно лишь в  ограниченном количестве случаев.

Вероятно, при переносе таможенного  оформления в Казахстан преобладает  экономическая составляющая, ведь с  точки зрения логистики выгоднее везти товар из Европы в Белоруссию, а из, например, Китая – в Казахстан. В любом случае товары пройдут  таможенную очистку ТС и в дальнейшем могут быть переправлены в Россию в соответствии с внутренними  правилами ТС.

3.3. Правила взимания и объемы таможенных сборов

В целях реализации положений Таможенного кодекса Таможенного союза на территории Российской Федерации издан Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ«О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Сегодня все больше участников ВЭД  высказывают недовольство правилами  взимания и объемами таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Утвержденные постановлением правительства № 863 от 28 декабря 2004 г. старые правила действовали почти семь лет, но минувшей осенью были серьезно подкорректированы также правительственным постановлением № 724 от 31 августа 2011 года. Анализ этого документа, проведенный экспертами, показал, что вновь утвержденные размеры сборов не соответствуют требованиям законодательства. Однако запущенная машина продолжает работать, исправно собирая деньги и нарушая законодательство.

Таможенные сборы, как определено в первой части статьи 72 Таможенного  кодекса Таможенного союза (ТК ТС), - это обязательные платежи, которые  взимаются таможенными органами за совершение ими действий, связанных  с выпуском товаров, их таможенным сопровождением, а также иных действий. При этом в части 3 статьи 72 ТК ТС указано: размер таможенных сборов не может превышать примерную стоимость затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлен сбор. В пункте 2 статьи 130 федерального закона о таможенном регулировании также указано, что размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов.

Иными словами, законодательство определяет: таможенные сборы, взимаемые при  совершении таможенных операций с каждой поданной участником внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) декларации, должны компенсировать таможне расходы, связанные  с действиями по выпуску грузовой таможенной декларации, и только.

Этот момент не учитывался в постановлении правительства № 863, действовавшем до 1 октября 2011 года, и таможенные сборы рассчитывались исходя из таможенной стоимости товаров, в отношении которых подана декларация. Расходы таможни на оформление товаров не зависят напрямую от их таможенной стоимости. Пример, принципиально не отличаются расходы по выпуску ботинок и фортепиано, несмотря на разницу в их цене. Логично, если бы постановление правительства № 724 эти моменты учло и исправило правовые противоречия.

В ряде случаев старый принцип используется и теперь - для наибольшего объема товаров (имеются в виду, пояснили в Федеральной таможенной службе, налогоемкие, с высокой ставкой  пошлины, товары при ввозе; и сырьевые объемные, многотонные - при вывозе). То есть старые принципы определения размеров таможенных сборов в зависимости от стоимости товара продолжают и дальше противоречить ТК ТС и федеральному закону о таможенном регулировании.

В остальных случаях изменения, внесенные в документ и действующие  с 1 октября 2011 года, предусмотрели новый  порядок определения размера  таможенных сборов за таможенные операции при временном периодическом  декларировании, а также при вывозе товаров, не облагаемых вывозными пошлинами. Таможенные сборы теперь определяются исходя из кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Но этот порядок тоже вызывает вопросы, поскольку объем затрат таможенных органов зачастую не зависит от того, по какой группе ТН ВЭД данные товары будут классифицированы.

При подаче временной декларации в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с группой 25 ТН ВЭД ТС "Соль, сера, земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент", применяется ставка таможенных сборов за таможенные операции в размере 7,5 тыс. руб. А вот при декларировании в том же порядке товаров группы 26 ТН ВЭД ТС "Руды, шлак и зола" установлена ставка сборов в 100 тыс. руб., хотя объем материальных, финансовых и трудовых затрат инспекторов при совершении таможенных операций в отношении этих групп товаров существенно не различается.

Ни таможенная стоимость товаров, ни код товара по ТН ВЭД ТС на самом деле не отражают реальных затрат таможенных органов на совершение операций. Более того, в российском законодательстве вообще отсутствует какой-либо механизм определения размера таких затрат. И ни один из нормативных документов правительства, минэкономразвития и ФТС России не содержит никакого обоснования установленных ставок таможенных сборов, а также порядков определения расходов и затрат таможенников на совершение операций. Ставки таможенных сборов установлены произвольно, без какого-либо юридического и экономического обоснования, а порядок определения их размера прямо противоречит законодательству Таможенного союза и Российской Федерации.

Помимо этого казуса в документе  есть еще несколько серьезных  ошибок. Так, в новой редакции появилось  приложение, в котором приведены  ставки таможенных сборов, уплачиваемых при временном периодическом  декларировании товаров, ввозимых в  Россию. Это достаточно подробный  перечень, сгруппированный на основании  кодов товара по ТН ВЭД ТС. Причем такие ставки предусмотрены для  каждой из 97 групп ТН ВЭД ТС. Но на основании статьи 214 федерального закона о таможенном регулировании временное  периодическое декларирование применяется  только при вывозе товаров с территории Российской Федерации.

В абзаце 10 постановления № 863 было положение, в соответствии с которым для целей определения размера таможенных сборов в отношении вывозимых товаров, не облагаемых таможенными пошлинами, используется их стоимость, определенная на основании коммерческих документов. Положение сохранилось и в новой редакции документа, но при этом был также введен пункт 7(3), который говорит о том, что ставки таможенных сборов в отношении таких товаров определяются приложением к постановлению правительства № 863, в соответствии с которым стоимость вывозимых товаров для определения размера таможенных сборов... не используется.

В общем, порядок определения таможенных сборов, установленный новой редакцией постановления правительства № 863, не только противоречит отечественному законодательству. В нем еще и содержится ряд внутренних противоречий, существенно затрудняющих его применение.

Новая редакция документа была принята без проведения предварительных консультаций с представителями бизнес-сообщества, хотя такие консультации стали уже практикой при разработке многих важных нормативно-правовых документов по вопросам, касающимся таможенной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одной из основных составляющих доходной части бюджета стран  ТС являются таможенные платежи.

Интеграция России в  процесс мирового сотрудничества в  области таможенного регулирования - это на сегодняшний день одна из важнейших внешнеэкономических  задач нашей страны. Решение этой задачи происходит противоречиво, не учитывая ошибок в законодательной системе, хотя планируется полностью устранить барьеры для экспорта и импорта товаров и избавиться от потерь в торговли. Вопросы взимания и взыскания таможенных платежей тесным образом связаны с вопросами применения налогового законодательства, и других законодательств. Налогового законодательства по состоянию на сегодняшний день в государствах-участниках Таможенного союза практически не унифицированно.

 Порядок определения таможенных сборов противоречит отечественному законодательству. В нем еще и содержится ряд внутренних противоречий, существенно затрудняющих его применение.

Система российских таможенных органов и их структура развиваться по пути международного сотрудничества, совершая на пути ошибки противоречия в законодательстве. Планируется, что будут созданы единые органы, в состав которых будут входить представители различных стран для наиболее тесного сотрудничества в рамках таможенно-правового регулирования. Структура и организация таможенных органов изменяется в сторону упрощения прохождения таможенных процедур, с одной стороны и наиболее эффективной деятельности и разветвленности органов с другой стороны.

Как показало исследование фискальной деятельности таможенных органов, таможенные органы не потеряют своей значимости при любом общественно-экономическом строе и будут служить интересам государства, пополняя его казну.

Список использованной литературы

  1. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник для вузов - ЗАО "Юстицинформ". - 2006.
  2. Бакаеева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование: Монография/ Под ред. Н.И. Химичевой. – М.: Статут,2005.
  3. Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // «Внешнеторговое право». – 2010. № 2.
  4. Винницкий Д.Б. Налоги и сборы: Юр.признаки. Генезис.М.,2002г.
  5. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дисс на соискание ученой степени докт. юрид. наук. - М., 2004.
  6. О таможенном регулировании в Российской Федерации ФЗРФ № 311от 27 ноября 2010 //СПС «Консультант-Плюс».
  7. Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 № 2714 "Об утверждении формы решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке"
  8. Постановление правительства РФ № 863 от 28 декабря 2004//СПС «Консультант-Плюс»
  9. Постановление правительства РФ № 724 от 31 августа 2011//СПС «Консультант-Плюс»
  10. Соколова Э.Д. К вопросу о разграничении фискальных и гражданско-правовых платежей // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Издательско-консультационная компания "Статус-кво 97", 2009.
  11. Налоговый кодекс РФ//СПС «Консультант-Плюс»
  12. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года Москва: Проспект,2010.
  13. http://www.tamognia.ru
  14. www.customs.ru
  15. http:// www .sovet-ts.ru – официальный сайт Консультативно-экспертного совета Таможенного Союза

Информация о работе Фискальная деятельность таможенных органов на современном этапе