Евросоюз и Закавказье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:56, реферат

Описание работы

В мировом сообществе и формировании новых экономических отношений все большее значение приобретает интеграция. Наиболее успешно она проходит в рамках Европейского сообщества (Европейского союза), где, несмотря на определенную неравномерность развития стран-участниц, они достаточно последовательно и в целом успешно создают единый внутренний рынок и формируют европейское экономическое пространство.
Поэтому не удивительно, что уже первые шаги закавказских государств на внешнеполитической арене были направлены в сторону западного сообщества, прежде всего Европейского союза.

Файлы: 1 файл

1ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИК ЗАКАВКАЗЬЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

В июне 1999 года Комиссия ЕС предложила пересмотреть стратегию  в закавказском регионе и более  эффективно использовать возможности  соглашений о партнерстве и сотрудничестве. С этой целью в Совет ЕС было направлено сообщение, в котором дана оценка политическому и экономическому развитию в Закавказье, при этом подчеркивалось, что всем трем странам необходимо завершить переходный процесс как в политической, так и в экономической сферах. Европейский союз, говорилось в сообщении, должен играть роль партнера в области торговли и инвестиций, содействовать улучшению инвестиционного климата, ускорению процесса приватизации, реформе таможенной и налоговой систем и т.д.13.

Для уточнения стратегии Евросоюза в феврале — марте 2000 года республики региона посетила миссия во главе с П. Гартоном, докладчиком Европарламента по вопросам взаимоотношений ЕС со странами Закавказья. В ходе визита члены миссии встречались с представителями внешнеполитических ведомств республик, лидерами парламентского большинства и оппозиции, членами комиссий парламентского сотрудничества этих республик с ЕС и т.д.14.

Таким образом, как представляется, к настоящему времени сформулирована долгосрочная стратегия Евросоюза в регионе, в основе которой лежит обеспечение политической и экономической независимости молодых государств, их интеграция в мировое сообщество. Как заявил еврокомиссар Ханс ван ден Брук в своем интервью газете "Свободная Грузия", в связи с реализацией в настоящее время крупномасштабных проектов транзита энергоносителей значение региона возрастает, поскольку уже в ближайшем будущем запасы нефти и газа Закавказья и Центральной Азии станут новым значительным источником энергоносителей для Европы15.

 

1.2Расширение ЕС на Восток

 

Цели и программа  развития сотрудничества Европейского союза со странами Центральной и  Восточной Европы "вглубь" были сформулированы в Маастрихтском  договоре о ЕС, подписанном в феврале 1992 года. Вместе с тем все большее  число стран заявляло о своем желании присоединиться к этому договору. Стало ясно, что процесс "расширения на Восток" набирает динамику, свидетельством чему стала принятая "Повестка дня 2000 года" — фактическая программа предстоящего расширения организации.

В настоящее время ЕС переживает этап расширения, связанный с подготовкой к вступлению в него стран, которые находятся в стадии перехода к рыночной экономике и демократии. Это направление деятельности ЕС — одно из ключевых в развитии европейской интеграции в конце XX — начале XXI столетия.

За 1991—1994 годы между ЕС и десятью государствами Центральной  и Восточной Европы (с каждым отдельно) подписаны так называемые Европейские  соглашения. По сути это соглашения об ассоциации, которые обе стороны  рассматривают как подготовительную стадию к вступлению государства, подписавшего такое соглашение, в ЕС.

Европейские соглашения, заключаемые на двусторонней основе, идут значительно дальше, чем существовавшие ранее документы о торговле и  сотрудничестве. Их основная цель —  постепенное включение стран-кандидатов в процесс европейской интеграции.

Однако практика показала, что никакого автоматизма в переходе от ассоциации к членству нет. ЕС не берет на себя никаких обязательств в отношении возможного итога  и сроков завершения переговоров о присоединении. Так, например, из четырех стран, подписавших такие соглашения в прошлом (Греция, Турция, Мальта, Кипр), членом ЕС стала только Греция. Но и это произошло лишь после того, как было возобновлено действие соглашения об ассоциации, прерванное Сообществом в ответ на военный переворот в Греции, осуществленный "черными полковниками". В остальных случаях барьером к вступлению становились внешнеполитические обстоятельства или положение в стране.

Следуя стратегии расширения, ЕС в декабре 1997 года принял решение начать переговоры с первоочередными шестью государствами-кандидатами на вступление: Венгрией, Кипром, Польшей, Словенией, Чехией и Эстонией. Что касается остальных стран, то было заявлено, что перспективы интеграции зависят от их способности выполнить условия вступления в Союз и, в немалой мере, от того, насколько успешным окажется процесс интеграции в ЕС указанных выше государств так называемой "первой волны".

 

1.3Армения, Азербайджан,  Грузия: перспективы вступления  в ЕС

 

Что касается государств Закавказья, то вопрос об их приеме в ЕС пока еще даже не поднимается, поскольку всем ясно, что они находятся в самом начале долгого пути в "Европейский дом". В отношениях с ними ЕС только после вступления в силу Соглашений о партнерстве и сотрудничестве (СПС) перешел от уровня "донор-реципиент" на более высокую ступень. Теперь как минимум в течение 10 лет, то есть срока действия этих соглашений, республики будут воплощать их в жизнь. К настоящему времени сформированы и приступили к работе постоянные институты сотрудничества, о которых говорилось выше. В соответствии с СПС при содействии Евросоюза республики должны решить целый комплекс весьма сложных задач: продолжить движение к рыночной экономике, реформировать систему государственного управления, социального обеспечения и т.д., а самое главное —национальные законодательства гармонизировать с европейскими.

Только после того как Евросоюз признает, что обязательства  по СПС уже выполнены (не исключено, что на это потребуется и более  десяти лет), причем всеми тремя странами одновременно, на повестку дня встанет вопрос о дальнейшем расширении сотрудничества. В этом случае переговоры об ассоциированном членстве и соответствующих соглашениях станут следующим этапом интеграции. Если такие соглашения будут заключены, то они облегчат процесс приспособления республик, их экономик и внешнеэкономических связей к условиям единого внутреннего рынка ЕС, а в перспективе — к полному членству в нем. Статус ассоциированного члена предоставляет стране торговые льготы при экспорте товаров в ЕС, а также возможность получать от него техническую и финансовую помощь.

В течение срока действия Европейских соглашений (так еще  называют соглашения об ассоциированном  членстве) республики должны будут  соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, которые обязательны для всех стран-кандидатов в члены Евросоюза. Критерии включают: стабильность национальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека и защиту интересов национальных меньшинств; наличие сложившейся и нормально функционирующей рыночной экономики; способность конкурировать и выдерживать давление рыночных сил на внутреннем рынке Евросоюза; готовность принять на себя все обязательства, связанные с членством в ЕС16.

При этом ключевой момент — приспособление ассоциированных стран к условиям "внутреннего" рынка Союза таким образом, чтобы в расширенном ЕС не было крупных регионов, не способных проводить единую экономическую, социальную и иную политику Союза, а сам он мог бы благополучно функционировать. В ином случае ведущим государствам-членам ЕС пришлось бы взвалить на себя слишком тяжкое бремя финансирования еще не готовых к полномасштабной интеграции регионов. Чтобы избежать этого, КЕС разработала четкую систему критериев для определения степени готовности стран-кандидатов к условиям, существующим в различных секторах внутреннего экономического пространства Союза. Главным из них является выполнение требований Экономического и валютного союза (ЭВС) Европы, согласно которым годовой дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП страны; уровень годовой инфляции быть не более чем на 2% выше наилучшего показателя стран-членов ЭВС; внутренний долг государства не превышать 60% ВВП; должны быть гармонизированы долгосрочные процентные ставки.

Современное состояние экономики стран Закавказья пока не отвечает ни одному из этих критериев, и, следовательно, по формальным причинам они не могут рассчитывать на прием в ЕС, причем не только в настоящее время, но и в достаточно отдаленной перспективе. Однако, как показывает практика, ЕС не всегда жестко придерживался собственных критериев, поскольку не все государства, даже уже став полноправными членами ЕС, им соответствуют. Так, в 1995 году из 15 стран-членов Евросоюза требованиям установленного уровня инфляции и участия в европейском механизме обменных курсов отвечало 10, учетной ставки процента по долгосрочным обязательствам — 9, доли государственного долга в ВВП — 4 , размера дефицита государственного бюджета, соотнесенного с ВВП, — 3 страны17.

Государства Закавказья тем не менее проявляют явную заинтересованность в быстрейшем переходе от пассивной стадии интеграции к активной: вступление в ЕС автоматически открывает свободный доступ на обширный рынок сельскохозяйственных товаров, некоторых видов сырья и полуфабрикатов, энергоносителей, позволяет активнее привлекать иностранные инвестиции, а также подключиться к структурным фондам ЕС и получать крупные субсидии. В результате в республиках ускорился бы процесс становления рыночной экономики и устранения элементов социально-экономической диспропорции. В политическом плане это гарантировало бы необратимость демократических преобразований и внутриполитическую стабильность, не говоря уже о полном исключении гражданских и межэтнических войн.

Однако совершенно очевидно, что  страны Закавказья пока не созрели для реальной интеграции рыночного типа, поскольку входят в категорию развивающихся государств, находящихся на ранней стадии индустриализации. Пока не ясно, за чей счет будет происходить их "дозревание" — за свой собственный (что весьма сомнительно) или за счет России, ЕС или другого донора. Хотя существует реальная возможность, что государства пойдут различными путями. Например, Армения, скорее всего, надеется на Россию, Грузия — на ЕС. Ясно только, что без внешней поддержки эти страны еще на длительное время обречены оставаться полузакрытыми развивающимися хозяйствами с примитивной, слабо дифференцированной отраслевой структурой.

Как представляется, меньше всего  шансов на вступление в ЕС имеет  Азербайджан (даже в случае урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе). Такой вывод напрашивается хотя бы из того, что Турция, давно являющаяся членом НАТО, на протяжении уже 30 лет пытается вступить в ЕС, однако сих пор остается вне рамок этой организации. По официальной формулировке, она признана "пока не соответствующей критериям демократии". Но истинная причина отказа, по всей видимости, кроется гораздо глубже и состоит в очевидной несовместимости "мусульманской" Турции с "христианским" Европейским союзом. Да и руководство Азербайджана пока не заговаривает о вступлении.

Присоединение к ЕС не ставит перед  собой в качестве первоочередной задачи и Армения. С момента провозглашения независимости ее стратегическим партнером  выступает Россия, с которой она  тесно связана исторически, географически и давними симпатиями населения, к тому же проявляет желание эту связь сохранять и укреплять. Данная тенденция подтверждается, в частности, массовым движением армянской общественности за присоединение Армении к Таможенному союзу, который был создан по инициативе России.

Грузия, по сравнению с другими  закавказскими республиками, в настоящее  время находится на наиболее продвинутой  стадии отношений с Европейским  сообществом. В этой связи ее шансы  на вступление в ЕС выглядят предпочтительнее. Представляется, в перспективе существует реальная возможность того, что в отношении Грузии общее правило может быть нарушено и в ЕС войдет страна, объективно еще не вполне дозревшая до интеграционных кондиций.

Такое уже случалось: в 80-е годы в Сообщество приняли Испанию, Португалию и Грецию, где демократические институты были еще слабы и неустойчивы. Но именно это обстоятельство и сыграло решающую роль, поскольку Европа была заинтересована в стабильности своих южных рубежей. Однако за такой политический шаг Европейскому сообществу пришлось заплатить в прямом смысле очень высокую цену в виде крупных регулярных дотаций этим странам.

Сами же принятые страны оказались  в значительном выигрыше. Не говоря о большом политическом и экономическом  значении членства в ЕС, самое главное: они получили возможность в относительно короткие сроки преодолеть свое историческое отставание. В ином случае это вряд ли было бы возможно. Характерно, что после вступления в ЕС значительно активизировались и взаимные торговые контакты этих государств.

В связи с этим уместно напомнить, что одно из направлений политики ЕС в отношении трех республик  как раз связано с созданием  закавказского рынка, на который  возлагают большие надежды как  на действенный инструмент в решении  региональных конфликтов (до сих пор никак не урегулированных, даже несмотря на помощь международных организаций).

Проводя параллель с вхождением в ЕС трех стран Южной Европы, отметим, что Евросоюз также заинтересован  в поддержании мира и стабильности в Закавказском регионе, поскольку, как уже указывалось, он рассматривается в качестве моста между Востоком и Западом и как важный источник энергоресурсов для Европы.

Президент Грузии Э. Шеварднадзе постоянно  подчеркивает приверженность Грузии к  сотрудничеству с Евросоюзом, который, по его словам, располагает "колоссальными материальными, финансовыми и другими возможностями, для того чтобы помочь стране выйти из кризиса"18. О внимании, уделяемом руководством республики этому направлению, свидетельствуют итоги недавнего заседания правительства, посвященного отчету о деятельности МИД за 1995—1999 годы. Для обеспечения более эффективной и результативной отдачи от сотрудничества с ЕС Э. Шеварднадзе призвал руководство Министерства иностранных дел вместе с представительством Грузии в Евросоюзе разработать перспективный план, для успешного выполнения которого необходимо задействовать все министерства и ведомства республики.

По всей видимости, столь явная  проевропейская ориентация связана  с тем, что республика в настоящее  время именно Европе отводит ту роль защитника Грузии, которую раньше выполняла Россия. Эта мысль отчетливо звучит во многих высказываниях. Например, как заявила председатель парламентской делегации Грузии в Совете Европы Лана Гогоберидзе, "для молодой государственности Грузии тесная связь с Европой — гарантия независимости и безопасности"19.

Что касается перспектив двустороннего  сотрудничества, то Э. Шеварднадзе настроен весьма оптимистично. Он считает, что  Грузия, возможно, намного раньше, чем  это можно предположить, станет членом Евросоюза и, следовательно, должна быть к этому готова. "Мы будем готовы, если у нас будет программа сотрудничества, если мы будем признаны так же, как нас признал Совет Европы", — заявил президент20. Во время своей встречи в марте 2000 года с канцлером Германии Г. Шрёдером Э. Шеварднадзе выразил намерение уже к 2005 году вступить в ЕС.

Информация о работе Евросоюз и Закавказье