Национальный состав населения Закавказья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

В данной работе излагается характеристика национального населения Закавказья, где рассматриваются особенности численности населения, а также исторические особенности национальностей.
Целью работы является рассмотрение национального состава населения Закавказья, чем и обуславливается актуальность работы.
Данная курсовая работа состоит из трех глав, в которых решаются следующие задачи: рассмотрение национальностей Закавказья и их исторические особенности; народы, проживающие на территории данной страны; изучение численности населения Закавказья.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.01 Кб (Скачать файл)

Введение

В данной работе излагается характеристика национального населения Закавказья, где рассматриваются особенности численности населения, а также исторические особенности национальностей.

Целью работы является рассмотрение национального состава населения Закавказья, чем и обуславливается актуальность работы.

Данная курсовая работа состоит из трех глав, в которых решаются следующие задачи: рассмотрение национальностей Закавказья и их исторические особенности; народы, проживающие на территории данной страны; изучение численности населения Закавказья.

  1. Для решения поставленных задач были проанализированы ряд учебников по географии и регионалистики, также использованы сайты, в которых представлена информация по данной теме. 
    Национальности Закавказья, их исторические особенности.

Закавказье - многонациональный район. Здесь живут азербайджанцы, армяне, грузины, абхазцы, осетины, лезгины, греки, курды, аварцы, цахуры, русские, украинцы и представители других национальностей.

Процесс формирования коренных народов Закавказья начался еще в III — I тыс. до н.э. В древнейшие времена на территории Закавказья сложились государства Урарту, Колхида, Иберия, Диаохия, Албания, Мидия, Атропатена и др. Высокого уровня развития достигли в IХ-ХП вв. Анийское армянское царство, в ХI-ХII вв. — Грузинское царство и государство Ширваншахов в Азербайджане - в ХIV-ХV вв. На этой территории сложилась этнографическая группа грузин, которая состоит из нескольких локальных групп - картвеллы, мегрелы, сваны, составляющие картвельскую группу. Этнос картвелл - это и кахетинцы, картлинцы, месхи, джавахи, имеретины, лечхумцы, рачинцы, аджарцы, гурийцы. Они имеют различия в языке, в культуре, которая определяется разнообразием природных условий, спецификой исторического развития. В состав нынешней Грузии входят Абхазия, Аджария, где проживают абхазцы и аджарцы. Основная масса грузин исповедует православие, 50% абхазцев, месхи и джавахи - ислам.[6]

Во II и I тыс. до н.э. на территории Армянского нагорья происходил интенсивный процесс этнической консолидации и слияния племен (хурритов, армен, урартов, лувийцев), формировалась армяноязычная этническая общность, на основе этого союза образовалось государство Урарту. После вторжения в VI в. до н.э. киммерийцев, скифов государство Урарту прекратило свое существование, а на этой территории возникло Армянское царство. Армения была известна многим народам древней цивилизации. Она была изображена на вавилонской карте (V в. до н.э.). С I в. н.э. территория Армении стала объектом ожесточенной борьбы между Римом и Парфией. Эти новые исторические условия создали в Армении почву для распространения христианства. В 301 г. оно было официально принято в качестве государственной религии. С VII в. по XIX в. Армения постоянно вела борьбу за свою независимость с Византией, с тюрками-сельджуками, с татаро-монголами, с Турцией, Ираном. Это был чрезвычайно тяжелый период для армянского народа, в это время произошло самое большое истребление армян. И только после русско-персидской войны, 1828 г., Армения освободилась от персов и присоединилась к России, но Западная Армения осталась под властью мусульманской Турции.[6]

На территории нынешнего Азербайджана проживали племена луллубеев, кутиев, татов, касков, албанов, легов, удинов, которые были объединены в государства: на севере -Кавказская Албания, а на юге - Мидия Атропатена. После завоевания этих государств Византией в этих странах возникла письменность, а также стало быстро распространяться христианство, ставшее государственной религией. В VI-VП веках Кавказская Албания и Мидия Атропатена подвергались набегам кочевых племен тюрков-сельджуков и племен из каспийских степей. Часть тюрков-сельджуков перешла к оседлому образу жизни и смешалась с местными жителями. В конце VIII века на эту территорию напали арабы, которые насаждали среди покоренных народов ислам, а тех, кто отвергал его, облагали тяжелым налогом - «хараджем» или убивали. Население с годами приняло эту религию, а государство объявило ислам государственной религией, но часть населения страны остается огнепоклонниками, они исповедуют зороастризм и сегодня. Азербайджанский язык принадлежит к группе тюркских языков, сформировался он под влиянием кочевников с востока - болгар и гуннов. В XIII в. в стране появились первые литературные произведения.

Все народы Кавказа принадлежат к южной ветви европеоидной расы, к кавказской, индоевропейской (армяне) и к алтайской семье (азербайджанцы),Длительная и сложная история взаимоотношений народов и накопившиеся социальные проблемы обострили межнациональные отношения в регионе.

    1. . Этногенез народов Закавказья.

К большому сожалению, история стран до Средних веков представляется в публикациях на основе археологических исследований, изучения летописных и фольклорных материалов, свидетельств очевидцев, опубликованных в античных работах историков и исследователей других народов, а не на основе юридических документов. В этой ситуации возможно толкование имеющихся фактов под разными углами, в зависимости от взглядов, интересов и от сегодняшней потребности. Но в этом и заключается работа историков - искать в споре истину. Что же касается использования такого материала политиками и юристами, применяющими его в качестве доказательной базы для достижения своих целей, то для них даже 99% свидетельств за не будет иметь веса в сравнении с 1% против. Ниже даны примеры таких голословных выводов и заключений.

На мой взгляд, следует исходить из следующего: при рассмотрении исторических событий, определяющих позицию по вопросам судьбы человечества и отдельных народов, в ответственных инстанциях нельзя принимать во внимание всякие спекулятивные высказывания в прессе по этому поводу, поскольку опыт человечества, неоднократно подтверждает некомпетентность или тенденциозность таких публикаций. К рассмотрению могут приниматься только юридические документы.

Голословные заявления в прессе и в трудах отдельных "историков" обусловили необходимость исследовать вопрос генезиса, становления и эволюционного развития народов, этносов и национальных групп на территории современного Закавказья. Поскольку во время оное не существовало ни паспортов с графой "национальность", ни прописки, в соответствии с которой можно определить место проживания, единственным и самым надежным источником информации могут служить лишь труды историков, описывавших этот край во времена до и после начала новой эры.

Для понимания процессов этногенеза в Закавказье следует сказать, что имеют место два подхода к определению понятия этноса. Согласно первому из них (Ю. В. Бромлей) этнос - это устойчивая исторически группировка людей, обитающая на принадлежащей ей территории и характеризующаяся такими показателями, как наличие собственного языка, культуры, обычаев и др. Этнос, таким образом, является институтом социальным [1] . В соответствии с другим подходом (Л. Н. Гумилев), это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя другим аналогичным коллективам, со своим стереотипом поведения, закономерно изменяющимся в историческом времени. При этом считается, что этнос - явление биологическое, популяция - система, в которой наличествует тесная связь между социальным и биологическим, где последнее качество играет определяющую роль [2] .

Каждая из концепций имеет свои недостатки в критериях классификации этносов. Так, например, определение этноса по языку не всегда дает результат - немцы и австрийцы, представляющие различные этносы, говорят на одном языке (немецком). Абхазы и картвелы, являющиеся представителями различных этносов и говорящих на самостоятельных языках, некоторое время использовали общую графику (хуцури). Классификация по территориальному признаку с объединением их по историко-географическому принципу создает, как это имеет место в Закавказье, превратное представление об этнической близости абхазов и колхов или картвелов, живших в рамках одного территориального объединения.

С религией, как и культурой, дело обстоит еще сложнее. Представители одного этноса, как это имело место в Абхазии, могут исповедовать несколько религий (православие, ислам, католицизм и др.). Использование классификации этноса посредством его социально-классовой структуры с подразделением на племена, народности, нации и этнические меньшинства также не является продуктивным, поскольку один и тот же этнос может существовать в разных общественных формациях.

Сторонники второго подхода классифицируют этнос по стереотипу поведения, фазам этнического развития, основываясь на доктрине В. И. Вернадского о ноосфере и теории А. Л. Чижевского о существовании периодических циклов, определенных фаз в развитии геоструктуры и жизни на планете. Эти явления, в приложении к возникновению, существованию и исчезновению этносов на Земле, исследовал Л. Н. Гумилев, считавший этнос явлением биологическим и, соответственно, подверженным влиянию геокосмических процессов. В своей теории он полагает, что возникновению этноса предшествует некоторый внешний фактор, вызывающий микромутацию при смешении этнических субстратов (типа Вавилонского столпотворения), и называет его пассионарным толчком. Возникнув, этнос проходит ряд закономерных фаз развития, при этом, по его теории, период (цикл) существования этноса примерно одинаков и составляет до момента полного распада примерно 1500-1700 лет. Эта цикличность согласуется с периодичностью, описываемой другими исследователями в приложении к иным процессам. Так, В. Друянов приводит данные об изменении ландшафтной оболочки Земли каждые 1580 лет, а известно, что ландшафт имеет определяющее значение в жизнедеятельности этноса [3] .

Фазы определяют различные этапы существования этноса, его "возраст". Первая из них - фаза подъема, или период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы (этноса), подразделяется на инкубационный период, когда процессы формирования самосознания этноса происходят подспудно, скрытно и не фиксируются историей, и на явный период, при котором резко возникает активность его подсистем и эта активность отражается в анналах истории. Продолжительность первой фазы примерно 300 лет.

За фазой подъема следует акматическая фаза (300 лет), период колебаний пассионарного напряжения в этнической системе, когда пассионарное напряжение в этносе и его активность, переходящая временами в жертвенность, достигает максимального уровня, этнос характеризуется наивысшим числом субэтносов.

Третья - фаза надлома - продолжается 200 лет и характеризуется резким снижением уровня пассионарного напряжения, расколом субэтноса и острыми конфликтами внутри него.

Четвертая фаза, инерционная, длится 300 лет. Это пора "золотой осени". На этой фазе наступает вначале некоторое повышение, а затем плавное понижение пассионарного уровня. Она характеризуется укреплением государственных и социальных институтов, накоплением материальных и духовных ценностей.

Пятая фаза, длящаяся 200 лет, - фаза обскурации, при которой пассионарное напряжение убывает до и ниже нулевого. В этот период ломаются системные связи в этносе, разрушается его целостность и растет число субпассионариев, препятствующих любой конструктивной деятельности. Она сопровождается либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

И последняя фаза - мемориальная, знаменующая завершение процесса эволюции этноса. Она подразделяется на стадию регенерации (попытку восстановления этноса) и на реликт - сохранение лишь отдельных частей этноса и консервацию существующего образа жизни [4] .

Изучение трудов исследователей этого края от времен Гомера (IX в. до н. э.), Плиния и Страбона, арабских историков Средневековья и до середины XIХ в. (Ф. Торнау, Я. Ланген) - всего более 200 публикаций - позволяет сделать вывод, что на территории Кавказа и Закавказья, включая районы, прилегающие к этой территории с севера и юга, в рассматриваемый период проживали до 150 народностей.

Из представленного материала следует, что в распределении народов в пределах исследуемой зоны имеют место несколько чистых линий этнических групп. Естественно, внутри групп имело место смешение между отдельными их представителями, однако в целом они сохраняли свои этнические особенности и продолжают существовать как этнические группы до настоящего времени. Способствовала этому и географическая обособленность.

На мой взгляд, такой чистой этнической группой являются сваны, существующие как самостоятельная народность, сохранившая особенности своего быта, своей жизни до настоящего времени. Как особая этническая группа сваны упоминаются еще в I в. н. э., однако имеются сведения, что их предками были моссинеки, а возможно, и меланхлены (V в. до н. э.). Язык сванов не понятен для современных грузин как по лексике, так и по грамматическим формам. Еще меньше сходства в обычаях. Это - самостоятельная этническая общность среди народов Закавказья. Их смешению с другими этносами препятствовала особенность их среды обитания - они занимали высокогорный район в точке поворота Кавказского хребта с направления север - юг на запад - восток.

Основные этнические группы, резко отличающиеся друг от друга, составляют народы Закавказья и Восточного Причерноморья, те, кого сегодня называют грузинами и абхазами. Кроме полного языкового несходства между ними имеются значительные отличия в антропологических характеристиках, обычаях и др.

Первую группу народов, располагавшихся на юго-западе Причерноморья (Колхида) и углубленных в центральные области Закавказья, представляли колхи и другие племена, не составлявшие в V в. до н. э. значительной численности в данном регионе. Эта этническая группа прослеживается в трудах историков до конца XIV в., несмотря на то, что с I в. н. э. это государство получило наименование Лазика, а затем, с его распадом, на этой территории выделились отдельные самостоятельные государства Имеретия, Гурия и Мегрелия (IХ-Х вв.). Пайчадзе, интерпретируя становление грузинского государства, высказывает мнение, что после прекращения существования государства Колхида (I в. до н. э.) "на территории Западной Грузии во II в. н. э. образовалось Эгрисское государство, которое существовало до конца VIII в. В античных источниках оно называлось "Лазика". В византийских источниках, как и в античных, в отношении Грузии упоминается название "Колхида" (западная Грузия) и "Иберия" (восточная Грузия)" [5] , и т. д. Правда, сам Пайчадзе сообщает, что термин "Грузия", "Грузинская служба" употребляется в церковных летописях только с XVI в.! А что касается государства "Эгриси", то, кроме как в грузинской истории, о нем практически не упоминается, разве что в литературе, переписанной из тех же грузинских источников. Указанный автор безапелляционно заявляет, что в Восточном Причерноморье абхазов вообще не было, а те, кто завоевал практически все Закавказье и создал Абхазское царство, - были "грузины".

Вторая группа была представлена предками современных абхазов - гениохами, обитавшими на территории современной Абхазии. Возникновение абхазов прослеживается, по данным наших материалов, с V в. до н. э., при этом они уже в ту пору занимали различные ареалы. По сообщениям античных историков, гениохи в ранний период имели тесные связи с народами, населявшими северный участок Восточного Причерноморья, где обитали в ту пору скифы. Неизбежные контакты этих этносов привели к смешиванию народностей, в результате чего уже в VI в. н. э. появилась новая народность -мисимиане, занимавшая территорию современного участка Причерноморья от Адлера до районов окончания Кавказского хребта на севере. Мисимиане, смешавшись с зихами, дали начало (IX в.) джикетам, затем тому народу, который сегодня называется адыгами [6] . По языку, антропологическим характеристикам и обычаям он очень близок к своим южным соседям - абхазам и представляет по своей сути единую с абхазами этническую ветвь.

Информация о работе Национальный состав населения Закавказья