Источники права Евросоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:59, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Международному праву»

Файлы: 1 файл

Источники права Евросоюза.docx

— 69.56 Кб (Скачать файл)

Источники права Евросоюза

 

  1. На сегодня выделяют первичное, вторичное и дополнительное право ЕС. 
     
    Первичное право ЕС. Перечень учредительных документов  Евросоюза, в отличие от других межправительственных организаций, достаточно велик. Это также и документы, закрепляющие основы функционирования сообществ и ЕС. Другими словами, вместе с учредительными документами, на основе которых были созданы сообщества (Парижский договор (1951 г.), Римские договоры (1957 г.)), к ним относятся все документы, вносящие в них изменения (Договор о слиянии (1965), Акт о введении всеобщих и прямых выборов депутатов собрания (1976), Единый Европейский акт (1986), Маастрихтский договор (1992), Амстердамский договор (1997), Ниццкий договор (2001), ЛД, а также все приложения, декларации и сопровождающие их документы, являющиеся неотъемной частью данных договоров, в том числе Протокол о расширении Евросоюза, Протокол о включении норм Шенгенского права в правовую систему ЕС, документы о присоединении к Евросоюзу). 
     
    Кроме того, к первичному праву относятся: общие принципы права вместе с правовыми традициями и обычаями; принципы международного права; специальные принципы права Евросоюза. 
     
    Вторичное право ЕС включает те акты, которые принимаются Союзом в рамках трех опор; международные договоры, заключаемые странами ЕС на основании учредительных документов ЕС; Шенгенское право. 
     
    Все акты вторичного права ЕС обязаны соответствовать нормам первичного права. Надо отметить разнообразность таких актов. В рамках первой опоры органами ЕС принимаются регламенты, директивы, рекомендации, решения и заключения; в рамках Общей внешней политики и политики безопасности принимают совместные действия и общие позиции; для обеспечения СПСУД – общие позиции, рамочные решения и решения. 
     
    Регламенты – наиболее жесткие средства регулирования в праве ЕС. «Регламент предназначен для общего пользования. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах» (ст.249 ДоЕС). 
     
    Регламент имеет абстрактный характер, он адресован неограниченному кругу стран и предназначен для непосредственного применения на территории стран ЕС без имплементации в национальное право. Прямое действие регламента непосредственно создает права и обязанности для физических и юридических лиц и служит основанием для защиты таких прав в национальных судах. 
     
    На территории стран-членов регламенты применяются с момента вступления их в силу (на 20-й день после опубликования). И с этого момента теряют действительность те нормы национального права, которые вступают в противоречия с положениями регламентов без официальной отмены. 
     
    Директивы, как сказано в ст. 249 ДоЕС, «обязательны для каждого государства ЕС, которым они адресованы, в отношении ожидае5мого результата, но сохраняют за национальными властями свободу выбора форм и методов действий». Как и регламент, директивы носят абстрактный характер, могут адресоваться некоторым или всем странам-членам. Вступление в силу директив происходит в том же порядку, что и регламентов, некоторые – после уведомления стран, которых они касаются. 
     
    Государства ЕС должны принять меры по имплементации директив и не предпринимать никаких действий для воспрепятствования их реализации. В отличие от обязательного характера регламента, директива устанавливает цель, которую странам необходимо достичь. 
     
    В течение 2 месяцев после вступления регламентов и директив в силу их законность можно оспорить в Суде. 
     
    Решение «является обязательным во всех своих частях для тех, кому адресовано» (ст. 249 ДоЕС). Адресуются решения как государствам, так и физическим либо юридическим лицам. Носят обязательный характер и обладают прямым действием. 
     
    Рекомендации и заключения – необязательны для стран ЕС, но национальные суды могут обращаться в Суд ЕС за толкованием или установлением действительности рекомендаций. Заключение – это в основном ответ на заданный вопрос, а рекомендация формулируется органами Евросоюза самостоятельно. 
     
    Акты, принимаемые органами ЕС в рамках второй и третьей опор.Европейский Совет принимает принципы ОВПБ и решения об общих стратегиях, то есть любые значимые заключения и не обязательно конкретные документы. Указанные акты, правовая сила которых не установлена ДЕС, - это межгосударственные договоренности, в виде документа носящие рекомендательный характер. 
     
    Общие позиции – это ориентиры или стратегии по отношению к третьим странам или многосторонним вопросам, в которых определяется политическая позиция ЕС по конкретному вопросу. Страны-члены обязаны национальную политику проводить в соответствии с принятыми общими позициями, координировать свои действия и обеспечивать защиту общих позиций в рамках МПО и на международных конференциях, обеспечивать претворение их в жизнь через свои дипломатические и консульские представительства в третьих странах и через представительства при МПО (ст.ст. 19-20 ДЕС). 
     
    Рамочные решения во многом похожи на директивы. Они не обладают прямым действием, направлены на сближение законодательств стран-членов и обязательны для них в отношении необходимого результата. 
     
    Решения принимаются Советом во всех других целях, обязательны для государств ЕС, но не обладают прямым действием. Совет ЕС рекомендует странам-участницам принимать конвенции, которые он разрабатывает. 
     
    Система трех опор ликвидируется Лиссабонским договором. Согласно ст.288 Договора о функционировании, Евросоюз принимает регламенты, директивы, решении, рекомендации и заключения. 
     
    После вступления в силу Лиссабонского договора проводит ОВПБ ЕС должен путем:
  • определения общих стратегий;
  • укрепления систематического сотрудничества между странами ЕС в проведении их политики;
  • принятия решений, определяющих: акции, которые обязан предпринять Евросоюз; позиции, которые должны быть им приняты; действия для имплементации данных актов и позиций.

Дополнительное (или третичное) право ЕС. Все решения суда ЕС являются обязательными для сторон спора, а также должны исполняться странами-членами и органами Евросоюза. Прецедентный характер решений Суда не закреплен учредительными документами, однако, на практике страны и органы ЕС руководствуются ими как прецедентами. Во многом становление права ЕС как динамичной и гибкой системы права происходило благодаря Суду ЕС, которым осуществлялось широкое толкование норм права Евросоюза и учитывались политические перспективы развития Содружества. 
 
Европейский Союза как международная организация смог обеспечить возможность сотрудничества всех 27 стран-членов в самых разных сферах и при этом сохранил свое единство. Право ЕС – это автономная правовая система в рамках международного права, которая, однако, во многом отличается от классического международного права и права классических межправительственных организаций. 
 
Система источников права ЕС, которая существует на данном этапе, довольно разнообразна. В нее входят и обязательные, и рекомендательные акты. Показательна тенденция все более тесной интеграции государств ЕС в результате расширения области предметной компетенции ЕС, случаев принятия органами Союза обязательных актов, расширенного толкования полномочий ЕС и его органов. 
 
Значительное упрощение системы принимаемых органами ЕС актов ожидается от ликвидации системы трех опор после вступления в силу Лиссабонского договора. 
 
Вместе с тем, страны стремятся обеспечивать единство в развитии Евросоюза, в том числе, используя жесткое регулирование механизмов продвинутого сотрудничества, путем вовлечения не участвующих в нем стран в процесс обсуждения вопросов такого сотрудничества и побуждения этих стран присоединиться к нему.

 

2.  Первичное право Европейского Союза - это документы основополагающего характера, которые обладают высшей юридической силой в его правовой системе. Источники первичного права разрабатываются и принимаются совместно государствами-членами и потому являются по форме международными договорами. 
В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Эти документы (включая протоколы к ним) были рассмотрены выше в разделе II. Они составляют основное первичное право Союза. 
Кроме учредительных договоров в первичное право Европейского Союза входят источники, которые содержат к ним изменения или дополнения, - дополнительное первичное право: 
а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся поправки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные документы. 
Последним ревизионным договором, в редакции которого действуют ныне учредительные документы Союза*(44), служит Ниццкий договор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: "Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты"; 
б) договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступают новые государства-члены. 
Подобные договоры заключаются с согласия Европейского парламента между действующими государствами-членами, с одной стороны, и государствами-кандидатами на вступление - с другой. Последние договоры о присоединении, на основании которых в Европейский Союз вступили 12 стран Восточной Европы и Средиземноморья, были подписаны в 2003 и 2005 гг. и вступили в силу соответственно в 2005 и 2007 гг.. 
Составной частью каждого договора о присоединении выступает Акт об условиях присоединения, который вносит соответствующие поправки в учредительные документы (например, об изменении численного состава "европейских" институтов) и устанавливает переходный период для постепенной адаптации новых государств-членов к требованиям Европейского Союза. 
К актам об условиях присоединения, как и к учредительным документам, приложены многочисленные протоколы, являющиеся их составной частью. Всего существует порядка 100 подобных протоколов. 
Некоторые из них содержат переходные положения, которые с течением времени утрачивают значение. Например, Протокол "О реструктуризации чешской металлургической промышленности", приложенный к Акту об условиях присоединения стран Восточной Европы и Средиземноморья 2003 г. (вступил в силу в 2005 г.) 
Другие протоколы рассчитаны на постоянное применение. Они могут устанавливать специальные дополнения или изъятия в отношении правового статуса вступающих в Европейский Союз государств. Например: Протокол "О Фарерских островах", приложенный к Акту об условиях присоединения Великобритании, Ирландии и Дании 1972 г. (в силе с 1973 г.), Протокол "Об использовании специфически австрийских терминов немецкого языка в рамках Европейского Союза", приложенный к Акту 1994 г. об условиях присоединения Австрии, Финляндии и Швеции (в силе с 1995 г.), Протокол "О транзите лиц сухопутным путем между Калининградской областью и остальными частями Российской Федерации", приложенный к Акту 2003 г. об условиях присоединения стран Восточной Европы и Средиземноморья (в силе с 1 мая 2005 г.). 
Юридическая сила ранее заключенных договоров о присоединении, включая все прилагаемые к ним документы, не затрагивается положениями Лиссабонского договора 2007 г. о реформе Европейского Союза. После вступления в действие Лиссабонского договора присоединение к Европейскому Союзу новых государств-членов будет производиться в аналогичном порядке. Следовательно, объем рассмотренной группы источников дополнительного первичного права и количество входящих в нее документов будут возрастать; 
в) Акт "Об избрании представителей в Европейский парламент всеобщим прямым голосованием" от 20 сентября 1976 г. (с изменениями и дополнениями от 25 июня и 23 сентября 2002 г.). Данный Акт закрепляет основополагающие правила, в соответствии с которыми проходят выборы в представительный институт Европейского Союза на всей его территории; 
г) Решение "О системе собственных ресурсов Европейских сообществ" от 7 июня 2007 г., устанавливающее источники финансирования доходной части бюджета Сообществ (ныне - общего бюджета Европейского Союза) на базе сочетания международно-правовых и государственно-правовых подходов. 
К "собственным ресурсам" Сообществ отнесены, в частности, таможенные пошлины и отчисления государств-членов, соответствующие размеру их ВВП и доле взимаемого на их территории НДС. 
Несмотря на свои названия, Акт 1976 г. и Решение 2000 г. на деле являются нормативным договорами, дополняющими текст Договора о ЕС 1957 г. Хотя проекты этих документов утвердил Совет Европейского Союза (в первом случае - по предложению Европейского парламента), они вступили в силу лишь после ратификации всеми государствами-членами.

3.  Вторичное (или производное) право Европейского Союза - это документы, которые принимаются в соответствии с его учредительными договорами и не должны им противоречить. 
Несмотря на свое "второстепенное" положение по юридической силе, указанные документы выступают наиболее динамичным компонентом правовой системы Европейского Союза. Именно посредством регламентов, директив и других актов вторичного права над-государственные институты Союза осуществляют регулирование общественных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации. 
Вторичное право Европейского Союза, как и право первичное, складывается из двух частей. Главная - это правовые акты институтов, которые будут рассмотрены в следующем вопросе (вопрос N 26). 
Другая часть - нормативные договоры, которые в зависимости от субъектов, их заключающих, подразделяются на три вида*(45): 
а) соглашения Европейского Союза с третьими странами. Это международные договоры, которые Союз заключает с иностранными государствами или (реже) - с международными организациями. 
В связи с тем что Европейский Союз в его нынешнем виде состоит из трех частей-опор, он не имеет единой международной правосубъектности. В зависимости от предмета соглашения стороной последнего может выступать как Союз в целом, так и Европейские сообщества, образующие его первую опору. На практике встречаются несколько основных вариантов: 
- соглашения "Европейский Союз - третья страна", например Соглашение между Европейским Союзом и Российской Федерацией "Об участии Российской Федерации в деятельности Полицейской ᴍᴎϲсии Европейского Союза в Боснии и Герцеговине" от 24 июля 2003 г., соглашения от 25 июня 2003 г. с США "По вопросам выдачи" и "По вопросам взаимной правовой помощи" и др. 
Международные договоры от имени Союза в целом заключаются только в рамках его второй и третьей опор - ОВПБ (общая внешняя политика и политика безопасности) и СПСО (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере); 
- соглашения "ЕС (Европейское сообщество) - третья страна" или "Евратом - третья страна", например Соглашение между Правительством РФ и Европейским сообществом "О сотрудничестве в области науки и технологий" от 31 декабря 2000 г., соглашения между РФ и Евратомом "О сотрудничестве в области ядерных реакций" и "О сотрудничестве в области ядерной безопасности" 2000 г. 
Международные договоры от имени ЕС, Евратома, а также (ранее) ЕОУС заключаются в том случае, если они имеют своим предметом общественные отношения, входящие в компетенцию того или иного из Европейских сообществ. Поскольку наибольшим объемом компетенции располагает ЕС, то соглашения с третьими странами чаще всего заключает именно оно. 
Суд Европейских сообществ, кроме того, постановил, что полномочия ЕС заключать международные договоры носят исключительный характер, т.е. когда некоторый вопрос предусмотрен его учредительным документом или законодательством, то международное соглашение по данному вопросу должно подписывать ЕС, но не государства-члены в отдельности; 
- соглашения "Европейские сообщества - третья страна", называемые также "совместные соглашения". Подобные соглашения заключаются от имени сразу нескольких Сообществ в том случае, когда их предмет относится к компетенции и ЕС, и Евратома (ранее также и ЕОУС). 
Примером может служить первое соглашение Сообществ с нашей страной 1989 г. "О торговом и коммерческом и экономическом сотрудничестве" (ныне не действует). Его заключили, с одной стороны, СССР, с другой - Европейское сообщество и Евратом, вместе взятые; 
- соглашения "Европейские сообщества плюс все государства-члены - третья страна", известные в доктрине как "смешанные соглашения". Появление данного вида соглашений обусловлено сложным разграничением компетенции в современной Европе: весьма часто возникает ситуация, когда часть вопросов, по которым намечено заключить договор с третьей страной, подведомственна Европейским сообществам, а другая часть находится в компетенции государств-членов. 
Чтобы не делить текст международных договоров на отдельные блоки (соответственно для национальной и наднациональной компетенции), стали заключаться "смешанные соглашения", в качестве стороны которых наряду с Европейскими сообществами выступают все их государства-члены. Для вступления в силу "смешанное соглашение" нуждается в одобрении не только институтов Сообществ, но и компетентных органов каждого государства-члена. 
В форме "смешанного соглашения" заключен базовый договор, закладывающий правовые основы взаимоотношений нашей страны с Европейским Союзом, - Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г. Его участниками выступают, с одной стороны, Российская Федерация, с другой - Европейские сообщества и их государства-члены, вместе взятые; 
- еще одну разновидность международных договоров Европейского Союза образуют соглашения, заключаемые органами Союза, которые имеют статус юридического лица: соглашения Европола, Евроюста, Европейского инвестиционного банка и др.. Одним из примеров таких документов служит соглашение между Россией и Европолом о сотрудничестве 2003 г.; 
б) дополнительные конвенции между государствами-членами. В прошлом в отношении ряда вопросов, по которым институты Союза не были уполномочены издавать нормативные акты, государства-члены иногда заключали между собой специальные дополнительные конвенции. Возможность подписания такого рода документов до сих пор предусмотрена в Договоре о ЕС 1957 г. (ст. 295) и Договоре о Европейском Союзе 1992 г. (ст. 34). 
Наиболее известными примерами дополнительных конвенций служат: Конвенция от 19 июня 1980 г. "О праве, применимом к договорным обязательствам", Конвенция от 25 июля 1995 г. "О создании Европейского полицейского ведомства (Конвенция о Европоле)", Конвенция от 26 июля 1995 г. "О защите финансовых интересов Европейских сообществ", Конвенция от 29 мая 2000 г. "О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-членами Европейского Союза", а также Шенгенские соглашения, которые первоначально не входили в правовую систему Европейского Союза. 
Необходимо отметить, что большинство из свыше 20 подписанных в разные годы дополнительных конвенций не вступили в силу, так как не были ратифицированы государствами-членами. Такая судьба постигла, например, очень прогрессивную для своего времени Брюссельскую конвенцию от 29 февраля 1968 г. о взаимном признании хозяйственных обществ, которая осталась "на бумаге" ввиду сопротивления Нидерландов. Например, вышеупомянутая Конвенция от 19 июня 1980 г. "О праве, применимом к договорным обязательствам" была заменена Регламентом Европейского парламента и Совета от 17 июня 2008 г. "О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам". Вместо Конвенции о Европоле 1995 г. в 2009 г. издано Решение Совета "О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)". Постепенно заменяются нормативными актами ЕС и Шенгенские соглашения *(46). 
В настоящее время практика заключения дополнительных конвенций между государствами-членами в основном сошла на нет, а подписанные ранее конвенции (как вступившие, так и не вступившие в силу) постепенно заменяются нормативными актами институтов Европейского Союза*(47); 
в) межинституционные соглашения - нормативные договоры, заключаемые институтами Союза в целях уточнения и дополнения отдельных положений учредительных документов (как правило, процедурных норм). Межинституционные соглашения чаще всего носят трехсторонний характер, связывают три политических института: Европейский парламент, Совет и Коᴍᴎϲсию. Примером может служить Межинституционное соглашение от 16 декабря 2003 г. "Повысить качество законотворческой деятельности". 
Аналогичные соглашения способны заключать также другие органы Европейского Союза, например Соглашение от 13 декабря 2001 г. между Европолом и Европейским центральным банком, посвященное их сотрудничеству в борьбе с фальшивомонетничеством. 
 

4. Правовые акты - важнейшая разновидность источников вторичного права Европейского Союза, основная форма нормотворческой деятельности его институтов. Наличие полномочий издавать нормативные, а также индивидуальные акты, не подлежащие ратификации странами-участницами, сближает Европейский Союз с федеративными государствами, а его правовую систему - с "федеральным правом". 
Помимо уже рассмотренных выше регламентов, директив, рамочных решений, институты Европейского Союза издают множество предписаний в других формах, которые не всегда вписываются в традиционную классификацию "нормативный - индивидуальный" акт. Эти документы могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер. 
Действующая система правовых актов наднациональных институтов имеет комплексную природу, что обусловлено "опорным" строением организации Европейский Союз. Она подразделяется на три подсистемы, которые соответствуют трем опорам Союза: Европейские сообщества (первая опора), общая внешняя политика и политика безопасности (вторая опора), сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (третья опора). 
Правовые акты Европейских сообществ (ЕС и Евратом) издаются на основании "римских договоров" 1957 г. - Договора об учреждении Европейского сообщества (Договор о ЕС) и Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о Евратоме). Согласно Договору о ЕС (ст. 249) видами правовых актов Европейского сообщества служат*(48): 
- регламент и директива - нормативные акты, выступающие в качестве "закона" (регламент) или "основ законодательства" (директива) ЕС; 
- решение (англ. decision; франц. decision), которое в рамках Сообщества, как правило, служит индивидуальным актом. "Решение обязательно во всех своих элементах для адресатов, которых оно указывает" (ст. 249). Например, в форме решений Европейская коᴍᴎϲсия налагает штрафы на предприятия или санкционирует объединение крупных компаний. 
В некоторых случаях посредством решений Сообщества устанавливаются нормативные предписания, обычно по организационным вопросам. Такие акты в доктрине называют решения sui generis (особого рода), например совместное Решение Европейского парламента, Совета, Коᴍᴎϲсии, Суда, Счетной палаты, Экономического и социального комитета, Комитета регионов и Омбудсмана от 25 июля 2002 г. "О создании Ведомства по подбору персонала Европейских сообществ"; 
- рекомендация и заключение - акты, не имеющие обязательной силы. 
Рекомендация (англ. recommendation; франц. recommandation) служит формой для выдвижения предложений, пожеланий в адрес государств-членов, физических и юридических лиц, например Рекомендация Европейской коᴍᴎϲсии от 16 мая 2002 г. "Независимость бухгалтерских ревизоров в Европейском Союзе: общие принципы" или Рекомендация того же института от 11 марта 2002 г. "Об общеевропейской модели curriculum vitae". 
Если, как в приведенных примерах, рекомендации содержат положения общего характера, то в западной доктрине их рассматривают в качестве источников "мягкого права" (англ. soft law) Европейского Союза. Правовые нормыпоследнего хотя и не сопровождаются санкциями, тем не менее добровольно используются в качестве стандартов поведения участниками общественных отношений. 
Заключение (англ. opinion; франц. avis)*(49) - это акт, отражающий официальную позицию заинтересованного института или органа ЕС по конкретному вопросу, например Заключение Европейского центрального банка от 19 сентября 2003 г. "О проекте Договора, устанавливающего Конституцию для Европы", где ЕЦБ высказал свои оценки, замечания и предложения по проекту Конституции Европейского Союза. 
Хотя рекомендации и заключения ЕС, в отличие от регламентов, директив и решений, не имеют обязательной силы, Суд Европейских сообществ постановил, что судебные власти государств-членов должны принимать их во внимание при уяснении смысла других источников права Сообщества, т.е. рекомендации и заключения могут считаться обязательными как акты толкования юридических норм ЕС. 
Правовые акты, изданные в рамках Европейских сообществ, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром "ЕС" - Европейское сообщество (англ. ЕС; франц. СЕ)2*(50) или "Евратом" (Euratom). 
Правовые акты по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза - ОВПБ (вторая опора) издаются на основании Раздела V Договора о Европейском Союзе 1992 г. "Положения об общей внешней политике и политике безопасности" (ст. 13-15). 
Поскольку ОВПБ обращена "за пределы" Союза, т.е. касается его отношений с третьими странами и международными организациями, то институты Союза в данной области не могут регулировать поведение иностранных государств посредством нормативных и индивидуальных актов, не вправе приказывать им, как вести себя в отношении собственных граждан или на международной арене. 
По этой причине система юридических инструментов ОВПБ заметно отличается от той, которая сложилась в Европейских сообществах (первая опора). Правовые акты ОВПБ устанавливают программу, позиции или конкретные мероприятия Союза внешнеполитической направленности. Они являются обязательными для государств- членов и для самого Союза, но как таковые непосредственно не порождают прав и обязанностей для физических и юридических лиц (не обладают прямым действием): 
- общая стратегия (англ. common strategy; франц. strategie commune) - документ, устанавливающий программу действий Европейского Союза по отношению к определенной стране или географическому региону. 
Европейский Союз издает общие стратегии с 1999 г., и первым актом такого рода явилась Общая стратегия от 4 июня 1999 г. "По отношению к России". Позднее были утверждены общие стратегии по отношению к Украине и к Средиземноморскому региону; 
- общая позиция (англ. common position; франц. position commune) - правовой акт, посредством которого Европейский Союз определяет свой подход к конкретной внешнеполитической проблеме. Например, в Общей позиции от 11 июня 2001 г. "О Международном уголовном суде" Европейский Союз поддержал создание этого нового органа международного правосудия и обязался поддерживать его деятельность. 
В настоящее время на основании общих позиций устанавливаются санкции Европейского Союза по отношению к иностранным государствам и их руководителям, в том числе запрет въезда последних на территорию государств-членов. Актами подобного рода служат, к примеру, Общая позиция от 18 февраля 2002 г. "Об ограничительных мерах в отношении Зимбабве" и Общая позиция от 27 февраля 2003 г. "Об ограничительных мерах в отношении руководителей Приднестровской области (Республика Молдова)"; 
- общая акция (англ. joint action; франц. action commune) - правовой акт, на основании которого Европейский Союз осуществляет практические действия на международной арене, в том числе военные операции. Примерами этого вида документов выступают Общая акция от 31 марта 2002 г. "О полицейской ᴍᴎϲсии Европейского Союза" (в Боснии и Герцеговине), Общая акция от 25 июня 2003 г. "О вкладе Европейского Союза в процесс урегулирования конфликта в Грузии/Южной Осетии", Общая акция от 27 января 2003 г. "О военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония"; 
- как и в рамках Европейских сообществ, по вопросам ОВПБ издаются решения, которые служат здесь мерами по исполнению общих стратегий, позиций, акций, а также принципов и ориентиров ОВПБ. 
Например, на основании и во исполнение Общей акции от 27 января 2003 г. ("О военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония") 18 марта того же года было принято Решение "О начале военной операции Европейского Союза в бывшей югославской Республике Македония", которое определило начальную дату и предельный срок осуществления данного мероприятия. 
Правовые акты, изданные в рамках общей внешней политики и политики безопасности, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром "ОВПБ" (англ. CFSP; франц. PESC)*(51). 
Правовые акты в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере - СПСО (третья опора) издаются согласно разделу VI Договора о Европейском Союзе 1992 г. "Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере" (ст. 34). 
С учетом предмета третьей опоры акты, принимаемые институтами Союза в этой области, касаются только вопросов борьбы с преступностью. Как и акты ОВПБ, они тоже не имеют прямого действия. Это означает, в частности, что граждане не могут быть непосредственно привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных правовыми актами Европейского Союза. Во всех случаях необходимо принятие национального "трансформирующего" закона, например поправок в уголовный кодекс государства-члена: 
- наиболее важным правовым актом Союза в рамках третьей опоры служит рамочное решение - "основы законодательства" в уголовно-правовой сфере; 
- по вопросам СПСО правовые акты издаются также в форме решений, имеющих юридически обязательный характер. 
Решения СПСО обычно содержат организационные положения, например Решение от 28 февраля 2002 г. "О создании Евроюста в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью". Они также служат основой для практических мероприятий Союза и государств-членов в сфере борьбы с преступностью, например Решение от 27 июля 2002 г. "О совместном использовании офицеров по связи, откомандированных карательными органами государств-членов"; 
- как и в сфере ОВПБ, по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере Союз может принимать общие позиции, определяющие его подход к определенной проблеме. Общие позиции СПСО издаются в том случае, когда вопрос выходит за рамки Европейского Союза, носит общеевропейский или глобальный характер. Например, посредством общих позиций СПСО устанавливается единый подход государств-членов к готовящимся новым международным соглашениям по борьбе с преступностью. 
Правовые акты, изданные в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, публикуются в Официальном журнале Европейского Союза с шифром "ПВД" - правосудие и внутренние дела (англ. JHA; франц. JAI)*(52). 
 

Понятие и классификация источников европейского права  
Источники ЕП — это внешние формы выражения его правовых норм. Круг источников права Союза объемен. Включает: нормативные акты, нормативные договоры, судебные прецеденты. Формируются правовые обычаи.  
В европейской доктрине к числу источников относят акты индивидуального, рекомендательного и политического характера, которые не имеют общеобяз. силы.  
Документы, обладающие высшей юр.силой составляют источники первичного права. На основании первичного права органы Союза издают н.п.а. составляющие источники вторичного права.  
Самостоятельное положение занимает третья группа источников прецедентного прав:сочетает черты 1 и 2. 
 
16. Характеристика первичного права Европейского Союза  
Источники «первичного права»-документы основополагающего, учредительного характера. УД образуют важнейшую группу источников европейского права. Эти акты с точки зрения заключения и введения в действие являются обычными международными договорами. В то же время данные договоры во многом близки к такому важнейшему источнику национального права, как конституция.  
Все иные нормы ЕП должны соответствовать предписаниям уд, а институты Союза призваны следить за тем, чтобы все иные нпа не противоречили уд. Наличие противоречия служит основанием для возбуждения иска об аннулировании. Перечень уд ЕС широк. К ним относятся документы, закрепляющие основы функционирования сообществ и ЕС, т.е. помимо учредительных документов, которыми были созданы сообщества. 
К первичному праву относят общие принципы права; принципы международного права; специальные. 
 
17. Характеристика вторичного права Европейского Союза  
Вторичное право ЕС включает акты, принимаемые ЕС в рамках трех опор, международные договоры, заключаемые государствами-членами на основании учредительных документов ЕС, а также Шенгенское право. 1 опора, органы ЕС принимают: регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения; в рамках общей внешней политики и политики безопасности — совместные действия и общие позиции; для обеспечения третьей опоры — общие позиции, рамочные решения, решения.  
Регламент предназначен для общего пользования,подлежит применению во всех гос-ах-членах;адресован неограниченному кругу и предназначен для непосредственного применения на территории государств без имплементации в национальное право. Применяются с момента их вступления в силу (на 20-й день после опубликования).Директивы обязательны для государства, которым адресованы.Сохраняют за нац.властями свободу выбора форм и методов действий:нельзя ссылаться в спорах между физ. и юр.л.  
ОВПБ-совместные действия и общие позиции. Совместные действия-признаны необход-и практические действия со стороны ЕС, и являются обязательными для государств-членов как при выражении ими своих позиций, так и при осуществлении действий, в том числе через их дипломатические или консульские представительства, а также представительства при международных межправительственных организациях.  
Сотрудничество государств в уголовно-правовой сфере обеспечивается путем принятия Советом ЕС общих позиций, рамочных решений, решений и разработки конвенций.  
 
18. Характеристика прецедентного права Европейского Союза  
УД ЕС не закрепляют прецедентный характер решений Суда, но государства и органы ЕС руководствуются ими как прецедентами. Решения Суда ЕС играют важную роль в процессе интеграции. Главная задача Суда стоять на страже строгого соблюдения уд, целей и принципов. Суд наделён правом толкования учредительных актов, он осуществляет преюдициальную юрисдикцию, а равно разрешает споры, связанные с осуществлением учредительных актов и иных нормативно-правовых актов государствами-членами и с деятельностью институтов ЕС. Решения, выносимые Судом ЕС, рассматриваются в качестве прецедентов и являются обязательными для всех государств-членов. Прецедентный характер решений означает, что при аналогичных обстоятельствах Суд выносит решение, аналогичное уже принятому. Суд ЕС вправе пересматривать создаваемые им прецеденты. Неисполнение решений Суда влечёт за собой применение санкций.  
 
19. Характеристика международных соглашений Европейского Союза заключаемых с третьими странами и международными организациями  
Международные договоры, заключаемые ЕС с третьими гос-и и мо, являются неотъемлемой частью ЕП и должны соответствовать актам первичного права ЕС; образуют внешние источники европейского права. Такие договоры включают: договоры, заключаемые Союзом с третьими гос-и и мо в сфере исключительной компетенции ЕС; соглашения, относящиеся к сфере совместного ведения ЕС и государств-членов; соглашения, заключаемые государствами для достижения целей Сообщества, если полномочия на заключение такого соглашения были предоставлены государству ЕС. Начинают действовать после принятия регламента Советом. Концепция продвинутого сотрудничества позволяет группам государств-членов ЕС сотрудничать по отдельным вопросам, не прибегая к практике заключения договоров. Решение принимается Советом ЕС с участием всех гос-в-членов ЕС.Такие акты могут иметь обязательный характер, подлежат применению на территории государств. 
Акты, в рамках продвинутого сотрудничества, не являются частью права ЕС,носят характер исключения. 
 
20. Приоритет права Европейского Союза по отношению к национальному праву  
Взаимоотн-я права ЕС и нац. права характеризуются 4 принципами:верховенством, прямым действием права, интегрированностью норм ЕС;юрисдикционной защитой права ЕС.  
Верховенство-в случае коллизии преимущество имеет нормы ЕП.Разночтения национальной конституции и учредительных актов д.б.устранены до ратификации и вступления в силу. Принцип прямого действия-обязательное применение норм уд,регламентов, директив и решений сообществ. Принцип интеграции-инкорпорация норм права сообществ в нац.системы права.Нац. суд обязан применить норму права ЕС, если ей противостоит нац. источник права. требование применения права ЕС распространяется на все нац. судебные органы всех уровней. 

Информация о работе Источники права Евросоюза