Анализ таможенной статистики перемещения наркотических средств и психотропных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что наркобизнес с его сверхдоходами все шире вовлекает в свою сферу помимо представителей преступного мира лиц из благополучных слоев общества, ученых, химиков, медицинских работников и студентов.
Проблемы совершенствования защиты экономической безопасности России по-прежнему остаются остро насущными. Борьба с незаконным оборотом наркотиков как одно из главных направлений ФТС.

Содержание работы

Введение

2
1
Общие положения
4
1.1.
Нормативно-правовая основа перемещения наркотических средств и психотропных веществ
4
1.2.
Понятие и классификация наркотических средств и психотропных веществ
14
2
Анализ таможенной статистики перемещения наркотических средств и психотропных веществ
18
3
Порядок ввоза и вывоза наркотических средств и психотропных веществ
21
4
Заключение
27
5
Список использованных источников
28

Файлы: 1 файл

курсовая перемещение через таможенную границу наркотических средств.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

Список таких законов можно было бы продолжить, но их довольно много.

Основным базовым для таможенного регулирования внешнеторговой деятельности является Таможенный кодекс Таможенного союза, который определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. По своему содержанию действующий Кодекс направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности стран ТС, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйствованием, обеспечением защиты прав и свобод граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

Отдельные положения ТК ТС обеспечивают права участников внешнеэкономической деятельности, при этом определяется их приоритетность в процессе таможенного оформления и таможенного контроля.

       Таможенный кодекс Таможенного союза является актом сводного характера, предусматривающим механизм реализации декларируемых в нем норм. Он служит фундаментом для всей внешнеторговой деятельности в странах ТС и организации таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в качестве подведомственной и других форм государственного контроля, являющейся частью единой системы.

"Другим базовым документом  для внешней торговли является  Закон РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003г.№164-ФЗ. О таможенном регулировании в Российской Федерации от 27.11.2010г.№311-ФЗ. Он служит инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимодействии с мировым рынком. В нем содержатся правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу стран Таможенного союза.

      В Законе РФ "О таможенном тарифе" закреплены принципы тарифной политики, виды таможенных пошлин, принципы определения налогооблагаемой базы и методы определения таможенной стоимости, тарифные льготы и преференции, применяемые в странах таможенного союза. Особо выделены принципы применения таможенной пошлины при экспорте нефти сырой п продуктов ее переработки как основного источника формирования таможенных доходов федерального бюджета.

      Важную роль в формировании таможенного законодательства в Российской Федерации играют Налоговый кодекс РФ в общей части и в главах, предусматривающих взимание налога на добавленную стоимость и акцизов, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ, предусматривающие ответственность при нарушении таможенных правил. Этими законами регулируются отношения, связанные с правонарушениями и преступлениями, совершаемые в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу стран Таможенного союза. В них сформулированы деяния, квалифицируемые как противоправные действия, а также определены санкции к нарушителям законодательства.     Немаловажное значение для таможенного регулирования внешнеторговой деятельности имеют Федеральные законы "Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ, "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 8 декабря 2003 г. № 365-ФЗ, от 30.11.2011 " О внесении изменений в ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и другие законы в области внешнеэкономической деятельности."

Четвертую группу составляют подзаконные акты, к которым прежде всего можно отнести указы Президента Российской Федерации, а также утверждаемые указами положения, так или иначе затрагивающие внешнеторговую деятельность. Например, Указы Президента РФ "О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами" от 22 июля 2005 г. № 855, "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" от 22 февраля 1992 г. № 179. Кроме того, в эту группу входят постановления и распоряжения Правительства РФ, а также Минэкономразвития России, Минфина России, ФНС России и других структурных частей Правительства, издаваемые на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ по таможенному делу и другим вопросам, но имеющим отношение к внешнеторговой деятельности.

       В четвертую группу нормативных актов входят также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы (приказы, распоряжения, инструкции, телетайпы, телеграммы и др.), издаваемые, как самостоятельно, так и совместно с другими органами исполнительной власти во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе Таможенного союза и других федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ.

        Применительно к категории документов, принимаемых Правительством РФ и ФТС России, необходимо отметить, что в соответствии с действующим порядком они должны соответствовать источникам международного права и федеральным затонам, и в случае возникновения противоречий они не подлежат применению. При этом в части возможного нанесения ущерба. При применении подзаконных актов, признанных несоответствующими закону, государство принимает на себя обязанность по возмещению затрат в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

       Типичными документами регулирующими область законного и незаконного перемещения и контроля наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на этом уровне иерархии норм права выступают:

1. Указы и распоряжения  президента: "О совершенствовании  государственного управления в  области противодействия незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ", "О  мерах по усилению противодействия  незаконному обороту наркотических  средств, психотропных веществ и  злоупотреблению ими" и др.

2. Постановления Правительства: "О государственном регулировании и контроле транзита через территорию российской федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года", "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", "Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. n 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств", "Об утверждении правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации", "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ", "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций" и др.

3. Приказы ФТС России (и  ГТК не утратившие силу): "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ", "О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года", "О внесении дополнений и изменений в перечень товаров, помещение которых под таможенный режим таможенного склада не допускается", "О перемещении водного раствора серной кислоты (электролита) через границу Российской Федерации" и др.

       Положения актов таможенного законодательства и иных актов в области таможенного дела должны быть сформулированы в доступной форме. Законодатель установил требование к правовым актам, чтобы каждое лицо знало, какие у него есть права и обязанности, какие действия и в какой последовательности необходимо совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм.

      В отдельную категорию источников таможенного регулирования можно выделить судебную практику, т.е. решения Конституционного суда, Высшего Арбитражного суда, Верховного суда Российской Федерации по вопросам таможенного права и практики применения норм таможенного права.

В практике таможенного регулирования внешнеторговой деятельности также применяются нормы обычаев (деловой обычай), именуемые юридической наукой как обычное право. Напрямую их применение не определено законами Российской Федерации, но и исполнение не запрещено. Под такими обычаями необходимо понимать традиционно установившиеся правила поведения людей, сложившиеся в результате их длительного применения и перешедшие в привычку, в традицию. Они обычно применяются, когда нет соответствующих указаний в законе и его применение не противоречит общим нормам, установленным законом. В отдельных случаях законодательство само может апеллировать к обычаям, сложившимся в данной сфере общественных отношений. Таким образом, законодательство санкционирует применение обычных норм.

В практике таможенного регулирования обычаи могут применяться при осуществлении таможенного контроля при перевозках товаров морским транспортом и определении таможенной стоимости товаров. В первом случае используются обычаи портов, например порядок последовательности движения судов, во втором – практика применения базисных условий поставки, имеющих рекомендательный характер."

 

    1. Основные  понятия. Классификация наркотических средств и психотропных веществ

     

       В середине XIX века, когда границы Российской империи расширились и пришли в соприкосновение со странами Востока Правительство впервые столкнулось с курением опия, и сразу же последовал Указ о его запрещении.  
В советскую эпоху  мощным сдерживающим фактором для распространения наркотиков служил «железный занавес», уклад жизни и идеологический настрой общества. Но уже с конца 60-х г. в СССР стали проявляться признаки ситуации, которые мы имеем сейчас.

      Активизировалась работа по развитию сотрудничества таможенных органов с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

     В 1990-е г. международная  наркомафия все чаще использует территорию России для транзита наркотиков. На нелегальный наркорынок России стали поступать из-за границы самые сильнодействующие наркотики – героин, кокаин, морфий.

Что же такое наркотик? С юридической точки зрения наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю, а так же международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961г. 
      Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971г.

      В медицине термин «наркотик» буквально означает средство для наркоза. В уголовном праве к наркотикам относят только препараты, способные вызывать наркозависимость, причинять существенный вред здоровью и внесенные в особые списки.

      Такое разночтение  является основной причиной того, что до настоящего времени в научной литературе нет унифицированного понятия «наркотик». Не существует и полного перечня наркотических средств и психотропных веществ, число которых постоянно увеличивается. К примеру, в Единой Конвенции о наркотических средствах 1961г. (далее – Конвенция 1961г.), Конвенции о психотропных веществах 1971г. (далее – Конвенция 1971г.) и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г. (далее - Конвенция 1988г.) их, по подсчетам было 147 (по состоянию на дату принятия конвенций). Под незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров понимается оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации. 
Динамику  роста числа исследуемых предметов можно проиллюстрировать и российской действительностью. Если по состоянию на 1 июля 1990г. в Перечне № 1 было указано 233 вида наркотиков, то в настоящее время их число в действующих Списках превышает 250 наименований.3

      Постановление содержит IV списка наркотических средств и психотропных веществ: I – список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ; II – список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ; III – список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством России и ее международными договорами; IV – список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством России и ее международными договорами.

       Рассмотрим  конкретные виды средств и веществ, объединенные в классифицирующие группы:

1. Основу опиоидов4 (опиатов) составляет опий (терьяк); ацитилированный опий; маковая соломка (кокнар); экстрат маковой соломки; ханка (лепешки опия); бинты (ткань, пропитанная раствором опия); героин; морфин; кодеин; метадон; петидин; промедол; фентанил; и др.  
2. Препараты конопли (каннабиса) включают в себя марихуану (травка, анаша, план); гашиш (прессованная смесь смолы, пыльцы и верхушек конопли); гашишное масло; химка (размоченная в формальдегиде и высушенная марихуана); смола каннабиса.

3. Стимуляторы, вызывающие возбуждающее или анестезирующее действия. К ним относятся: амфетамин (крокодил, афин), синтезированный в 1887г. в Германии (использовался в военное время в войсках в качестве средства подавления чувства усталости) и более 20 производных амфетамина (адам, ева, мескалин и др.); кокаин (кока, кокс, снег, марафет); катинон, содержащийся в побегах и листьях африканского кустарника; метамфеталин (первитин, винт; лед, айс и др.); эфедрон (эфенди, мулька, космос, и др.). 
4. Психостимуляторы растительного и химического происхождения. В отличие от стимуляторов действуют на психомоторные функции человека. Основные виды: эфедрин, псевдоэфедрин (белый раствор); фенамин, как аналог эфедрина; крэк (треск)-при курении кристаллы вещества потрескивают; кофеин-самый распространенный в мире и неконтролируемый психостимулятор, который употребляется в основном в виде кофе. 
5. Галлюциногены — большая группа препаратов, изменяющих сознание человека и восприятие им окружающей среды. К ним относятся: производные лизергиновой кислоты — лизергид, ЛСД, ЛСД-25 в виде пропитанных листков бумаги, таблеток или капсул; мескалин — наркотик, получаемый из растущего в Южной Америке кактуса лофофоры, фенциклидин — один из самых опасных для здоровья человека синтетических наркотиков; плодовые тела более 100 видов грибов, содержащих наркотическое вещество псилоцин (псилоцибин), употребляемых в свежем, вареном или высушенном виде (произрастают в основном в Америке, а на территории России обнаружены только три вида).

Информация о работе Анализ таможенной статистики перемещения наркотических средств и психотропных веществ