Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.
Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей.

Содержание работы

Введение. 3
Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию.
Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД 5
Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования. 9
Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством. 13
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню. 19
Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров. 36
Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 45
Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

Курсовая лицензирование.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

Таможенный пост (ОТОиТК) осуществляет выпуск товаров по лицензии, в пределах количества, указанного в листе исполнения лицензии.

 При выпуске товара  в счет лицензии должностное  лицо таможенного поста (ОТОиТК) указывает номер ГТД, количество  товара и дату выпуска товара  в листе исполнения лицензии. Не позднее следующего рабочего  дня после выпуска товара в  отдел таможни копии лицензии должно быть направлено письменное извещение о произведенном выпуске товара в счет квоты, указанной в лицензии.

На основании полученных извещений в отделе таможни копии лицензии заполняют Журнал регистрации копий лицензий и в течение суток письменно информируют таможню оригинала лицензии о выпуске товара в счет лицензии по приведенной выше форме.

 Отдел таможни оригинала  лицензии на основании таких  извещений заполняет Журнал регистрации  оригиналов лицензий и осуществляет  оперативный контроль за исчерпанием квоты, указанной в лицензии.

После ввоза (вывоза) товаров в количестве, соответствующем квоте, указанной в лицензии, или после истечения срока действия лицензии лист исполнения лицензии, подписанный начальником таможенного поста, передают в отдел таможни копии лицензии. Отдел таможни копии лицензии сверяет сведения, указанные в листах исполнения, с данными из зарегистрированных извещений. На оборотной стороне копии лицензии делается запись о количестве товара, выпущенного по этой лицензии.

Отдел таможни копии лицензии после получения всех листов исполнения лицензии и заполнения оборотной стороны копии лицензии направляет в отдел таможни оригинала лицензии копии листов исполнения с подписанным начальником отдела сопроводительным письмом, в котором указывается общее количество товара, выпущенного таможней по лицензии.

Лицензируемые товары должны быть перемещены через таможенную границу Российской Федерации до истечения срока действия лицензии.

 Соблюдение указанного  условия подтверждается данными копии лицевой стороны оригинала лицензии, заверенной таможней оригинала лицензии и представляемой владельцем лицензии в таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе, через которые осуществляется перемещение товаров в счет лицензии.

 Контроль срока действия  лицензии на вывоз товара может  также осуществляться по экземпляру  ГТД, представляемому в таможенный  орган, расположенный в пункте  пропуска на границе.

Централизованный же контроль подразумевает другие мероприятия по контролю перемещения лицензируемых товаров.

ГНИВЦ ФТС России на основании заверенных копий лицензий, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на оформление и выдачу лицензий, формирует базу данных лицензий и по мере поступления от таможен статистической отчетности по установленной форме и копий ГТД, осуществляет автоматизированный контроль выпуска товаров в счет квот лицензии и контроль за соответствием сведений, указанных в лицензии, сведениям из ГТД и статистической отчетности установленной формы.

Также представляет информацию о ввозе (вывозе) лицензируемых товаров и выявленных несоответствиях сведений в ГТД и лицензиях не позднее 30 числа каждого месяца, следующего за отчетным, в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования ФТС России в таможни оригиналов лицензий и в таможни оформления лицензируемых товаров.

Отдел таможни оригинала лицензии при получении сводок о нарушении порядка ввоза (вывоза) лицензируемых товаров  принимает меры для выявления причин, вследствие которых произошло нарушение, и о результатах докладывает начальнику таможни для принятия соответствующих мер. Информацию о причинах допущенного нарушения и принятых мерах отдел таможни оригинала лицензии в течение десяти дней направляет в ГНИВЦ ФТС России.

 При проведении проверки  по случаям нарушения порядка  ввоза (вывоза) лицензируемых товаров  должностные лица отдела таможни  оригинала лицензии используют  информацию, хранящуюся в архиве  таможни, привлекают к проверке  таможни, в которых осуществлялось  таможенное оформление лицензируемых товаров, и принимают иные меры, направленные на выявление причин допущенного нарушения.

 При выявлении несоблюдения  мер по защите экономических  интересов Российской Федерации, других запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле (мер нетарифного регулирования), таможни, выявившие указанные нарушения, возбуждают дела об административных правонарушениях в области таможенного дела в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 В случае обнаружения  в процессе проведения проверки  признаков преступлений, за исключением  контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым  отнесено к компетенции таможенных  органов Российской Федерации, имеющиеся данные направляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле в органы прокуратуры или органы предварительного следствия. [4]

В данном законе также определены порядок заполнения лицензии и процедура представления оригинала и копии лицензии ее владельцем в уполномоченное подразделение таможни.

Действие приказа позволяет участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдая нормы права, обеспечить выполнение требований таможенных органов в части контроля за лицензируемыми товарами.

Таким образом, если четко следовать указанному приказу, то проблемных ситуаций с ввозом и вывозом лицензируемых товаров не должно возникать. Рассмотрим систему контроля во Владивостокской таможне на примере перемещения живой рыбы, ракообразных и моллюсков, а также на примере импорта шин и покрышек, бывших у употреблении.

За последние два года законодательство России претерпело значительные изменения в части государственного контроля водных биологических ресурсов. Вводятся эффективные меры административного регулирования, совершенствуется таможенное законодательство. ФТС России разработан ряд законодательных актов, оптимизирующих и совершенствующих процедуры таможенного оформления и таможенного контроля водных биологических ресурсов и рыбопромысловых судов.

Вступившие в силу с 1 января 2009 года поправки к федеральному закону Российской Федерации от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» оказали положительное влияние на динамику роста объемов оформляемых таможенными органами, подчиненными ДВТУ, водных биологических ресурсов в 2009 – 2010 гг. При этом, завершившееся в 2009 году формирование законодательной базы, регламентирующей порядок таможенного оформления и таможенного контроля, способствовало стабилизации работы таможенных органов, связанной с таможенным оформлением и таможенным контролем водных биологических ресурсов и рыбопромысловых судов. Серьезные проблемы в 2010 году выявлены не были. Всего за 2010 год дальневосточными таможенниками оформлено 4 409 судов рыбопромыслового флота. [23]

Приоритетным направлением деятельности государства является создание благоприятных экономических условий, прежде всего, для развития российских перерабатывающих предприятий. Выгодные экономические условия должны способствовать переориентированию деятельности предприятий рыбной отрасли на производство готовой продукции и реализацию ее на внутреннем рынке России. Такой подход позволит свести к минимуму возможности браконьеров манипулировать законодательством Российской Федерации и игнорировать действующие таможенные правила.

Принимая во внимание приоритетные задачи, поставленные ФТС России по декриминализации рыбной отрасли, Дальневосточное таможенное управление активно проводит работу по совершенствованию механизма администрирования таможенного контроля водных биологических ресурсов, обобщает, анализирует и внедряет в свою деятельность передовой опыт.

Процедуры таможенного оформления водных биологических ресурсов неразрывно связаны с осуществлением таможенного оформления рыбопромысловых судов. Основными приоритетами для таможенных органов являются облегчение и ускорение процедур таможенного оформления судов рыбопромыслового флота, а также оформление перемещаемой ими продукции морского промысла в пределах 3-х часового регламента. За шесть месяцев 2010 года было оформлено 2 074 судов рыбопромыслового флота.

И только в 20 случаях таможенные органы превысили 3-часовой срок оформления и контроля, что составляет менее 1% от общего числа оформленных рыбопромысловых судов. Причинами задержек оформления стали: возбуждение дел по признакам административных правонарушений, проведение оперативных мероприятий, обнаружение признаков преступления, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 188 УК РФ и ч.2 ст. 188 УК РФ, а также неготовность администрации судна к прохождению государственного контроля. Практика таможенного оформления водных биологических ресурсов в 2010 году показала, что существующий порядок таможенного оформления и таможенного контроля биоресурсов позволяет эффективно и в установленные сроки реализовывать задачи, поставленные перед таможенными органами. Наблюдается тенденция увеличения количества таможенных деклараций, подаваемых через Интернет. [22]

Таможенное оформление и таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации водных биологических ресурсов, а также проводимые таможенными органами в пределах своей компетенции мероприятия не могут эффективно проводиться без всестороннего взаимодействия с другими государственными контрольными органами. В этих целях таможни ДВТУ проводят совместные мероприятия с пограничными управлениями береговой охраны и территориальными управлениями ФСБ России, МВД России, Россельхознадзора в ДФО, налажено информационное взаимодействие с территориальными органами Росрыболовства.

В июле 2010 года подписано Соглашение о взаимодействии ДВТУ и Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, в сентябре 2010 года – Соглашение о взаимодействии ДВТУ и Ассоциации добытчиков минтая, которые предусматривают передачу информации о рынках крабовой продукции и продукции из минтая основных стран – импортеров, в том числе тенденции рынка, реальные объемы поставляемой российскими предприятиями продукции, средние цены с учетом сортности, размерности, вида разделки и иных ценообразующих факторов, а также иной информации, которая способствует более быстрому и эффективному таможенному оформлению и таможенному контролю.[25]

С 15 июля 2010 года вступило в действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла морских живых ресурсов, которое реализуется при активном участии ДВТУ.

Отсюда можно сделать вывод, что вывоз указанной продукции является достаточно проблемным вопросом для Дальнего Востока, в частности для Владивостока. Все проводимые мероприятия по улучшению контроля за вывозом лицензируемых биоресурсов говорят о том, что действующая система контроля не идеальна. СМИ часто сообщают о задержании незаконного перемещения крабов, моллюсков, гребешка, а значит, что действующая система оперативного и централизованного контроля перемещения лицензируемых товаров должна подлежать дальнейшему совершенствованию. Необходимо поддерживать взаимодействие с другими государственными службами, а также с негосударственными предприятиями, ассоциациями и другими. Дальнейшее развитие заключения соглашений с другими странами в части контроля за перемещением лицензируемых товаров приведет к более высокому уровню эффективности контроля перемещения данной продукции.

Если говорить об эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, то стоит сказать, что его проведение является необходимой мерой. Только за 2010 год, в части перемещения лицензируемых товаров, было заведено более 50 дел об административных правонарушениях, и около 20 уголовных дел. Но все же случаи незаконного перемещения  указанных товаров имеют место быть.[22]

Рассматривая ввоз шин и покрышек, бывших в употреблении, можно отметить, что их импорт на территорию таможенного союза является практически запрещенным, следовательно, контроль за ввозом данного товара должен быть особенно пристальным. Но и сейчас весь Приморский край забит шинами, бывшими в употреблении. Отсюда можно сделать вывод, что система контроля далека от совершенства и не позволяет на сто процентов отследить перемещение нужного товара.

Не стоит забывать и о человеческом факторе, который при любом виде контроля играет важную роль.

Таким образом, Владивостокской таможней проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу, направленный на недопущение ввоза в Российскую Федерацию товаров, запрещённых к такому ввозу, и вывозу товаров, запрещенных к такому вывозу. Такой контроль проводится в ходе осуществления предварительных операций, предшествующих основному совершению таможенных операций и помещению товаров под определенную таможенную процедуру.

Для улучшения качества контроля необходимо совершенствовать взаимодействие между таможнями и таможенными постами с ГНИВЦ ФТС России, который ведет основную базу данных по перемещению лицензируемых товаров. Также, возможно, необходимо законодательно отрегулировать взаимодействие Минпромторга с ФТС России в части контроля за лицензированием в сфере внешней торговли.

Информация о работе Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню