Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.
Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей.

Содержание работы

Введение. 3
Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию.
Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД 5
Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования. 9
Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством. 13
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.
Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню. 19
Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров. 36
Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни) 45
Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Файлы: 1 файл

Курсовая лицензирование.doc

— 860.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 2 видно, что большая часть экспорта данного товара на Дальнем Востоке проходит через Владивостокскую таможню. Резко сократился список стран, в которые экспортируется гребешок. Через Владивостокскую таможню гребешок вывозится только в Республику Корея.

Для сравнения экспорта указанных товаров, которые подлежат лицензированию, через Владивостокскую таможню и полностью по Дальнему Востоку,  рассмотрим динамику их вывоза через Владивостокскую таможню по товарным позициям, которая представлена на рисунках 7, 8, 9, 10, 11, 12.

 

Рис.7. Распределение экспорта товарной позиции 0306 (ракообразные) через Владивостокскую таможню по странам за 2008-2010 года, в тоннах и тыс. долл. США.[12]

Рис.8. Распределение экспорта товарной позиции 030614,030624 (крабы) через Владивостокскую таможню по странам за 2008-2010 года, в тоннах и тыс. долл. США.[12]

Рис.9. Распределение экспорта товарной позиции 0307 (моллюски и др.водные беспозвоночные) через Владивостокскую таможню по странам за 2008-2010 года, в тоннах и тыс. долл. США.[12]

Рис.10. Распределение экспорта товарной позиции 03072 (гребешки) через Владивостокскую таможню по странам за 2008-2010 года, в тоннах и тыс. долл. США.[12]

Рис.11. Распределение экспорта товарной позиции 03074,03075 (каракатицы, кальмары и осьминоги) через Владивостокскую таможню по странам за 2008-2010 года, в тоннах и тыс. долл. США.[12]

Рис.12. Распределение экспорта товарной позиции 03079 (прочие моллюски и др.водные беспозвоночные) через Владивостокскую таможню по странам за 2008-2010 года, в тоннах и тыс. долл. США.[12]

Из представленных диаграмм видно, что через Владивостокскую таможню перемещается самый большой объем выделенных и рассматриваемых лицензируемых товаров. Структура стран, в которые вывозят данный товар, осталась практически без изменений, отсюда можно сделать вывод, что по Дальнему Востоку через Владивостокскую таможню идут огромные объемы экспорта данных лицензируемых товаров практически по всем странам – закупщикам товаров товарных позиций 0306-0307.

Стоит отметить, что также через данную таможню перемещают рассматриваемый товар участники ВЭД, которые не зарегистрированы в зоне деятельности Владивостокской таможни.

Так же через Владивостокскую таможню идет экспорт живой рыбы, которая подлежит лицензированию. Но так как основной объем экспорта приходится на мороженную рыбу, то перемещение живой рыбы, которая подлежит лицензированию, практически не наблюдается. Это связано в первую очередь с тем, что около 60% улова дальневосточных морей составляет минтай, продукция, из которого поставляется преимущественно на экспорт, и который является сезонным объектом промысла. В период проведения зимней минтаевой путины (с января по апрель) большинство портов Охотского моря недоступны для захода судов. Поэтому продукция морского промысла для декларирования из районов промысла доставлялась в порты Приморья, главным образом во Владивосток. Кроме того, крупнотоннажный рефрижераторный флот базируется в порту Владивосток, что оказало влияние на сложившиеся логистические схемы.

Для полного анализа перемещения лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, рассмотрим некоторые товары, которые ввозятся через таможенные посты Владивостокской таможни.

Как известно, на Дальнем Востоке, в частности в Приморском крае, достаточно часто ввозятся машины из Японии, Кореи, а также все комплектующие. С 1 января 2010 года утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений. Единый перечень состоит из товаров, запрещенных к перемещению через границу таможенного союза (раздел 1), и товаров, ограниченных к перемещению через границу таможенного союза (раздел 2).

Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (код ЕТН ВЭД ТС 4012 20 000), а также отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины) (код ЕТН ВЭД 4004000000) включены в подпункт 2.3 раздела 2 Единого перечня «Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе».

В соответствии с п. 4 Положения «О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза опасных отходов» ввоз и вывоз отходов, за исключением транзита через государства-участники таможенного союза в целях их удаления, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства — члена таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель.

Таким образом, крупные владивостокские компании, например «Красное колесо» или «Шинтоп», получив лицензию как юридические лица, смогут и дальше торговать секонд-хендом шин без повышения цен.

Оборотная сторона медали состоит в том, что буквально весь Дальний Восток завален старыми японскими и корейскими шинами, которые после небольшого периода использования попадают на свалки, являясь высокотоксичными отходами, наносят прямой ущерб окружающей среде. В целом по России не налажен процесс утилизации отслуживших свой срок покрышек.

Разрешительный порядок перемещения данных товаров, особенно шин и покрышек, бывших в употреблении – это достаточно сложный вопрос для Приморского края. Из-за специфичности перемещения данным товаров в Приморском крае, рассмотрим динамику ввоза данных товаров за 2008-2010 года.

В таблице 3 и таблице 4 представлена динамика импорта рассматриваемых товаров за последние три года, перемещаемых через Владивостокскую таможню.

 

Таблица 3

Динамика импорта шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении через Владивостокскую таможню за 2008-2010 года, в штуках. [17]

Код товара по ТН ВЭД ТС и наименование товара

2008 год

2009 год

2010 год

количество в штуках

количество в штуках

количество в штуках

Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (код ТН ВЭД ТС 4012 20 000)

93 958,00

112 335,00

84 325,000


 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Динамика импорта отходов, обрезков и скрапа резины (кроме твердой резины)  через Владивостокскую таможню за 2008-2010 года, в тоннах. [17]

Код товара по ТН ВЭД ТС и наименование товара

2008 год

2009 год

2010 год

количество в  тонн

количество в  тонн

количество в  тонн

Отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины) (код ТН ВЭД 4004000000)

103,890

132,214

155,520


 

На рисунке 13 и рисунке 14 наглядно представлена динамика ввоза рассматриваемых товаров за три года 2008-2010.

Рис.13. Динамика импорта шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении через Владивостокскую таможню за 2008-2010 года, в штуках.[17]

Рис.14. Динамика импорта отходов, обрезков и скрапа резины (кроме твердой резины) через Владивостокскую таможню за 2008-2010 года, в тоннах. [17]

Как видно из рисунка 14, импорт отходов, обрезков и скрапа резины с каждым годом увеличивается. Данный товар является опасным в первую очередь для окружающей среды, тем более массового использования данных материалов в Приморском крае не наблюдается, поэтому рост ввоза таких товаров не является положительным. Отсюда можно сделать вывод, что, возможно, разрешительная система ввоза данной продукции не идеальна, и необходимо предпринять другие меры государственного регулирования.

Более проблематично для Владивостока, и для Приморского края в целом, обстоят дела с импортом шин и покрышек, бывших в употреблении.

На рисунке 13 видно, что больше всего было ввезено данного товара в 2009 году, а менее – 2010 году. Резкий спад импорта шин и покрышек, бывших в употреблении – это ожидаемое явление, так как только в 2010 году введен порядок разрешительного ввоза данного товара. Особое внимание указывается на то, что в скором времени ожидается полный запрет их ввоза. При этом если шины находятся на дисках на автомобиле, то ввоз разрешен. На порядок импорта подержанных иномарок запрет никак не повлиял.

Введение ограничений на ввоз данной продукции привел и к судебным разбирательствам. Не очень понятным остался вопрос о том, какие именно шины признавать опасными, как определить степень износа шин. Нередко назначались экспертизы в ЭКС по данным вопросам.

Но главный плюс ожидающегося полного запрета на ввоз бывших в употреблении автопокрышек очевиден: со временем прекратится насыщение окружающей среды вредоносными веществами. Однако для усиления эффекта предстоит разработать систему сбора старых шин с последующей заводской переработкой, прецедент в России уже есть. Минус заключается в том, что покупательная способность населения многим не позволит такую роскошь, как новая резина. Люди начнут пренебрегать безопасностью, максимально эксплуатируя покрышки вплоть до полного их «облысения». Запрет на ввоз подержанной резины приведет к тому, что владивостокские таксисты будут ездить на одних лишь дисках.

Таким образом, можно сделать вывод, что через Владивостокскую таможню перемещается достаточно большое количество товаров, подлежащих лицензированию. В первую очередь, это вызвано спецификой расположения (на берегу Японского моря) и рода деятельности населения (ввоз автомашин и комплектующих).

Каждый из рассматриваемых товаров по-своему важен, поэтому и включен в перечень товаров, подлежащих лицензированию, а значит его экспорту и импорту, естественно, уделяется большое внимание со стороны государства. В лице таможенных органов.

2.2. Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни)

На примере экспорта и импорта рассмотренных лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, можно проанализировать систему контроля перемещений данных товаров.

Организация таможенного контроля импорта лицензируемых товаров на Владивостокской таможне, как и в других таможнях, осуществляется в соответствии с Приказом ГТК Российской Федерации от 15.12.2002г. № 1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров".

Данный приказ издан в целях совершенствования контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле в части применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и повышения эффективности взаимодействия между таможенными органами при осуществлении контрольных функций.

Приказом утверждена Инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, устанавливающая единый порядок регистрации и учета лицензий в таможенных органах Российской Федерации и таможенного контроля ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, в отношении которых российским законодательством установлено лицензирование.

Оперативный контроль подразумевает следующие действия при перемещении товаров, подлежащих лицензированию.

Копия лицензии должна предоставляться в подразделение таможни, к компетенции которого относятся вопросы нетарифного регулирования и экспортного контроля (отдел таможни копии лицензии), где она регистрируется в Журнале регистрации копий лицензий. К ведению Журнала также предъявляются особые требования.

Должностное лицо отдела таможни копии лицензии указывает в графе "Наименование таможенного поста, в котором производится таможенное оформление товара" на оборотной стороне копии лицензии наименование таможенных постов, в которых будет осуществляться таможенное оформление товаров, с указанием количества товара, оформляемого каждым из указанных таможенных постов. Данные сведения вносятся на основании представляемого владельцем лицензии в отдел таможни копии лицензии письменного заявления в произвольной форме, к которому должны быть приложены копии контрактов (договоров), в том числе, в случае необходимости, договоров комиссии, а также других документов, позволяющих определить места нахождения отправителей (получателей) товара и количество товара, вывозимого (ввозимого) ими.

 После заполнения оборотной  стороны копии лицензии для  каждого таможенного поста, указанного  на оборотной стороне копии  лицензии, должностное лицо отдела таможни копии лицензии делает копии лицевой стороны лицензии, заполняет листы исполнения лицензии, подписывает их и заверяет личной номерной печатью. Копии лицевой стороны лицензии и листы исполнения лицензии отдел таможни копии лицензии передает на таможенные посты или отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОиТК) для осуществления таможенного оформления товаров, ввозимых (вывозимых) по этой лицензии.

В процессе таможенного оформления лицензируемого товара должностные лица таможенного поста (ОТОиТК) проверяют соответствие сведений, указанных в грузовых таможенных декларациях (ГТД), сведениям, указанным в копии лицензии. В случае выявления существенных несоответствий сведений, заявленных в ГТД, сведениям, указанным в лицензии, товар выпуску не подлежит до внесения изменений в ГТД в установленном порядке либо до внесения изменений в лицензию или до переоформления лицензии.

Информация о работе Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню