Гигиенические требования к планировке, благоустройству и содержанию дошкольных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Гигиена строительства ДОУ включает широкий круг вопросов, от правильного решения которых зависит здоровье и работоспособность подрастающего поколения. Структура зданий, их планировочные решения в значительной степени определяют состояние внутренней среды помещений и возможность правильной организации учебно-воспитательного процесса и физического воспитания детей. Проектирование, строительство и благоустройство ДОУ находятся под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора. Он осуществляется в соответствии с нормативными документами, основными из которых являются “Санитарные нормы и правила (ВСН - 49-86)”

Файлы: 1 файл

гигиенические требования.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

Гигиенические требования к планировке, благоустройству и содержанию дошкольных учреждений.

Гигиена строительства ДОУ включает широкий круг вопросов, от правильного решения которых зависит здоровье и работоспособность подрастающего поколения. Структура зданий, их планировочные решения в значительной степени определяют состояние внутренней среды помещений и возможность правильной организации учебно-воспитательного процесса и физического воспитания детей. Проектирование, строительство и благоустройство ДОУ находятся под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора. Он осуществляется в соответствии с нормативными документами, основными из которых являются “Санитарные нормы и правила (ВСН - 49-86)”

Основными гигиеническими принципами устройства и оборудования детских дошкольных учреждений являются:

n     Возрастная, групповая и индивидуальная изоляция,

n     Создание благоприятного светового режима,

n     Создание оптимального воздушно-теплового режима,

n     Обеспечение достаточной двигательной активности

n     Создание условий для рационального питания детей,

1.    Гигиенические требования к размещению дошкольных учреждений, участку и зданию.

Размещение детских учреждений в населенном пункте должно отвечать определенным гигиеническим требованиям. Детские учреждения размещают вблизи места жительства обслуживаемых контингентов и на значительном отдалении от шоссейных и железных дорог, предприятий, загрязняющих воздух вредными примесями или производящих значительный шум, вдали от гаражей, пожарных депо. Они должны иметь достаточный по размеру земельный участок.

В условиях города оптимальным вариантом размещения детского учреждения является внутриквартальное, когда по всему периметру участка расположены жилые дома, а транспортные магистрали удалены более чем на 100 м. Допустимо расположение зданий на внутриквартальных проездах.

Важным критерием организации сети детских и подростковых учреждений является радиус обслуживания, который должен обеспечивать пешеходную доступность, учитывать возраст детей и климатические особенности района строительства. Радиус обслуживания яслей, детских садов, яслей-садов не должен превышать 0,3 км.

Неотъемлемой частью учреждения для детей и подростков является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, трудового и физического воспитания, активного отдыха, закаливания и других форм оздоровления. Размеры, планировка и оборудование участка определяются характером учреждения и его вместимостью.

Размер земельного участка детского дошкольного учреждения следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м2 , на 140-320 мест - 35 м2 , в комплексе ясли-сад - 30 м2.

На земельном участке дошкольного учреждения более чем на 50 мест должны быть выделены следующие функциональные зоны: групповые площадки, общая физкультурная площадка, огород-ягодник, хозяйственная площадка и зеленые насаждения.

Зеленые насаждения должны занимать не менее 50% общей площади участка. Деревья и кустарники должны защищать здание и групповые площадки от перегрева. Участки засевают трудно вытаптываемой травой. На участке не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками.

В планировке земельного участка соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп.

Площадь групповых площадок определяется из расчета 7,5 м2 на 1 ребенка для детей раннего возраста и 7,2 м2 - в дошкольных группах.

На каждой групповой площадке устраивают теневой навес площадью не менее 40 м2, имеющий обязательно двустороннее ограждение в средней климатической полосе и трехстороннее - в северных районах для защиты от холодных ветров, дождя, снега, прямого солнца. Навесы предназначены для прогулки детей в любую погоду. В теплое время года навес используется для проведения занятий, приемов пищи, спокойных игр и труда на воздухе.

Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений групповых. Игровые площадки для детей раннего возраста оборудуются манежем, настилом, столами для кормления. На площадках для детей от 1 года до 3 лет устанавливают скамейки, песочницы, качели, каталки, для групп старшего возраста - спортивные снаряды (турники, гимнастические стенки, горки, лесенки, качели, лабиринты и др.).

Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м и по периметру участка для еды на велосипедах, лыжах, санках и т.п.

Огород-ягодник организуют для дошкольных групп из расчета 0,5 м2 на 1 место и размещают либо рядом с групповой площадкой, либо централизованно.

Общая физкультурная площадка (150-250 м2 в зависимости от количества мест в детском учреждении) предназначена для круглогодичного проведения программных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. В III и IY климатических районах допускается устраивать открытые плавательные или плескательные бассейны переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м, площадью 21 м2 .

Оборудование участка детского сада включает физкультурные пособия, игровой материал, оборудование для изучения правил уличного движения, детский садово-огородный инвентарь. Все оборудование должно соответствовать возрасту и росту детей, надежно и устойчиво закреплено. Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов и шероховатостей, выступающих болтов. Покрытие конструкций должно быть водостойким и хорошо поддаваться очистке.

Хозяйственная зона изолируется от остальных. Место для нее отводят вблизи пищеблока, постирочной; она имеет самостоятельный въезд.

На хозяйственной площадке выделяется постоянное место с асфальтовым покрытием для мусоросборников на расстоянии не менее 25 м от здания. При необходимости хранения более недельного запаса овощей и фруктов допускается размещать на хозяйственной площадке овощехранилище площадью до 50 м2.

Участок детского учреждения должен иметь ограждение и защитную зеленую зону.

Здание на территории земельного участка размещают с отступом от красной линии не менее 25 м для ограничения неблагоприятного влияния окружающей застройки.

2.    Состав помещений и основные принципы их планировки

Состав и размеры помещений определяются комплексом учебно-воспитательной работы учреждений, а также требованиями, обусловленными строительно-климатической зоной.

Архитектурно-планировочная композиция здания должна решаться с позиций:

n       объединения помещений по функциональному назначению;

n       разделение детских коллективов по возрасту;

n       рационального размещения основных помещений с целью предупреждения проникновения шума и загрязнений;

n       обеспечения удобных функциональных связей между отдельными группами помещений, исключающих встречные потоки движения;

n       оптимального решения светового режима;

n       рационального воздушно-теплового режима.

В настоящее время дошкольные учреждения проектируются в основном как объединенные учреждения - ясли-сады для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Объединение этих учреждений создает единую последовательную систему воспитания детей до 7 лет, улучшает их медицинское обслуживание.

Здания дошкольных учреждений должны иметь, как правило, не более 2 этажей. Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий выход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.

Групповая ячейка является основным функционально-планировочным элементом здания и включает раздевальню (приемную), групповую (игральную), спальню, туалетную, буферную. Состав и площади указанных помещений принимаются, согласно действующим нормам ВСН, в зависимости от вместимости здания, количества групп и мест (табл. 1).

В групповой дети находятся большую часть времени: в ней проводятся занятия, организуются игры. В этом же помещении дети принимают пищу.

Для ручного труда в новых проектах выделяется специальная комната площадью не менее 50 м2. В ней одновременно разными видами труда может заниматься вся группа.

Для проведения занятий по физическому воспитанию, пению, организации праздников в составе помещений яслей-садов на 140 мест и более предусматривается зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75-100 м2. Вблизи залов в яслях-садах, проектируемых в IА, IБ и IГ климатических подрайонах, размещают фотарий.

В практике строительства дошкольных учреждений большое распространение получили плавательные бассейны с ванной размером 3х7 м и переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м.

К медицинским помещениям относятся медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор, включающий приемную, палату, туалетную, помещение для приготовления дезинфицирующих средств. Медицинская комната должна быть смежной с одной из палат изолятора, причем между ними устраивают стеклянную перегородку. Выход из изолятора должен быть самостоятельным, совмещение его с входами в групповые ячейки недопустимо.

В состав административно-хозяйственных помещений входят кабинет заведующего; холл, в котором обычно организуются встречи с родителями и групповые собрания. Для персонала предусматриваются гардеробная, душевая, уборные.

Состав и площади помещений пищеблока зависят от вместимости детского учреждения и специфики снабжения продуктами - сырьем или полуфабрикатами. Наиболее распространены пищеблоки, рассчитанные на приготовление пищи из сырья. В их состав входят: кухня с раздаточной (15-30 м2), заготовочный цех (6-14 м2), моечная кухонной посуды (4-6 м2), кладовая для сухих продуктов (6-11 м2), кладовая для овощей (4-8 м2),загрузочная (4-6 м2), охлаждаемая камера.

Пищеблок должен размещаться на 1-м этаже и иметь отдельный вход с улицы. Для предупреждения проникновения в помещение детских групп загрязненного воздуха и тепловыделений окна кухни не должны располагаться над окнами групповых, игровых и спален.

Постирочная состоит из стиральной (12-18 м2) и гладильной (10-12 м2). Важным гигиеническим требованием является соблюдение правильной поточности белья, исключающая встречу грязного и чистого. В случае полного обслуживания фабрикой-прачечной выделяется помещение (4-6 м2) для сортировки грязного белья с отдельным выходом.

3.    Гигиенические требования к благоустройству и санитарному состоянию дошкольных учреждений.

3.1. Освещение

Солнечный свет оказывает биологическое действие на организм, особенно детский, способствует нормальному росту и развитию, оказывает положительное психологическое воздействие, улучшает иммунобиологические показатели. Ультрафиолетовая часть солнечного света обладает выраженным бактерицидным свойством и тем самым способствует оздоровлению окружающей среды.

Огромное значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространенных расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей должны быть созданы оптимальные условия освещения. Пребывание детей в детских дошкольных учреждениях, приходится в основном на дневное время. В связи с этим вопросы естественного освещения и инсоляции игровых требуют первостепенного внимания при проектировании и строительстве детских учреждений.

Основные гигиенические требования к условиям освещения заключаются в обеспечении достаточного уровня освещенности, равномерности распределения светового потока и яркостных контрастов в помещении, отсутствии прямой и отраженной блескости.

Естественное освещение помещений детских учреждений зависит от ряда факторов: светового климата местности, конфигурации здания и его расположения на участке, размеров и конструкции окон, ориентации их по сторонам горизонта и др.

При размещении зданий детских учреждений должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий: не менее 2,5 высоты противостоящего наиболее высокого здания со стороны окон основных помещений (групповых ячеек) для детей.

Оптимальной ориентацией окон основных учебно-воспитательных помещений во всех климатических районах является южная. Она обеспечивает лучшую освещенность в течение всего года, максимальное проникновение солнечных лучей в помещение зимой и умеренную солнечную радиацию в весенне-летние месяцы. Благоприятными считаются восточная (В), юго-восточная (ЮВ) ориентации. В помещениях, ориентированных на Ю, ЮВ, В, З, особенно при большой площади остекления (ленточные окна), обязательно применение солнцезащитных устройств для устранения прямой и отраженной блескости, высоких яркостей в поле зрения и перегрева помещений: жалюзи, шторы, металлизированная пленка. Ориентация групповых, спален, учебных помещений на север запрещается.

В процессе эксплуатации детских и подростковых учреждений необходимо осуществлять регулярно очистку оконных стекол. Не допускается закрашивать нижние части окон краской, закрывать верхнюю часть окон шторами, расставлять на подоконниках цветы. Шкафы и оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

Информация о работе Гигиенические требования к планировке, благоустройству и содержанию дошкольных учреждений