Взаимодействие банковского и страхового бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Два последних десятилетия XX века ознаменовались значительными изменениями в мировых финансовых отраслях. Финансовым институтам пришлось действовать в условиях либерализации государственного контроля и реформирования финансового сектора, увеличения конкуренции как в своей традиционной нише, так и с другими поставщиками финансовых услуг, а также в условиях «взрывного» роста новых технологий. Результатом изменений стало расширение диапазона финансовых услуг, развитие новых методов распространения финансовых услуг и, как следствие, повышенное внимание к затратам, рискам и прибыли.

Содержание работы

Введение……………………………….……………………………………..3
1 Теоретические основы взаимодействия страховых и банковских компаний…………………………………………………………................. 5
1.1 Сущность страховой деятельности и функции страхования………....5
1.2 Особенность взаимодействия страховых организаций и банков…… 6
1.3 Перспективы развития страхового рынка и банковской системы…... 9
2 Сущность страховых компаний и факторы, обусловливающие их взаимодействие………………………………………………………………… 14
2.1 Предпосылки и история возникновения банкостраховых групп…… 14
2.2 Анализ состояние рынка банкострахования в России на данный момент…………………………………………………………………………... 20
2.3 Критерий эффективности и приоритетные направления развития сектора банковского страхования в России …………………………………...23
Анализ каналов взаимодействия страховых компаний и банков на российском рынке……………………………………………………….. 29
Заключение………………………………………………………………….. 39
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_tselikom.docx

— 3.28 Мб (Скачать файл)

Положение и имидж банка на рынке. От восприятия банка на рынке клиентами и  от занимаемого им места зависит  его имидж и, следовательно, успешность деятельности. Клиенты Франции, Испании, Италии и Бельгии поддерживают "физические" контакты со своими банками в отличие  от англосаксонских стран, где нет  такой привычки, и большая часть  банковских операций осуществляется через  Интернет или по телефону. Использование  интегрированной модели управления. В странах Бенилюкса в организации  банкострахования используется модель, в рамках которой данные о любой  подписке на страховой продукт автоматически  поступают в информационную систему  банковского агентства, что позволяло  иметь более полное представление  об имуществе и потенциальных  потребностях клиентов. Подобное управление позволяет также взаимно обмениваться информацией между всеми каналами сбыта банковских и страховых  продуктов - отделениями, пунктами телефонных продаж и т.д.

Управление, подготовка, мотивация и оплата труда  персонала. В этой сфере, как правило, каждый банк разрабатывает собственную  стратегию для реализации поставленных целей. В то же время в Италии, в соответствии с директивой N 241 от 1995 года подготовка банковского  персонала к продаже полисов  должна осуществляться страховой компанией.

Особенности страховых продуктов. Банкострахование начинается со сбыта простых, стандартизированных  продуктов, часто связанных с  банковским предложением. После освоения такого рынка можно приступать к реализации более сложных страховых продуктов и даже их пакетов. Как показывает опыт, страховой продукт, предлагаемый банком, должен быть простым, понятным, качественным и прозрачным, особенно в отношении условий выплат страхового возмещения. Если вначале банкостраховые услуги сводились к продаже страховых продуктов,

связанных с  банковской деятельностью, то в последующем  они были диверсифицированы за счет других страховых продуктов. Вместе с тем доля других страховых продуктов, кроме страхования жизни, на рынке  банкострахования пока невелика: во Франции 10% и в Нидерландах 11%.

Выбор модели банкострахования. Не существует какой-то единой модели, пригодной для всех банков и страховых компаний и  гарантирующей им успех. Каждый банк и страховая компания должны выбрать  модель, которая наилучшим образом  соответствует особенностям, положению  на рынке, потребностям, а также социокультурным  характеристикам страны и особенностям ее

законодательства. Уровень развития рынка страхования.От объема и разнообразия рынка страховых  продуктов и услуг зависят  возможности развития банкострахования. Наряду с факторами успеха, специалисты  выделяют факторы, тормозящие развитие банкострахования. Это, прежде всего, недостаточное  развитие законодательной базы, касающейся интеграции деятельности банков и страховых  компаний. Надо признать, что во многих европейских странах законодательные  ограничения на участие банков в  страховом бизнесе были сняты  лишь в конце прошлого века. Вторая причина - разная степень зрелости банковского  и страхового рынков. Конкуренция  заставляет страховые компании соглашаться  на большую часть дополнительных условий, не прописанных в правилах аккредитации банка, в том числе  на размещение средств

на депозите, ведение операций через счета  партнерской кредитной организации, повышение агентского вознаграждения за продажу полисов банковскими  служащими и т.д.

В конечном итоге неафишируемые условия  могут оказаться настолько жесткими, что

становятся  практически запретительными. Еще  одна причина медленного становления  банкострахования – отсутствие массового  спроса на страховые продукты, которые  могли бы активно реализоваться  через банковские каналы. Во Франции  толчком к развитию банкострахования стал рост строительного рынка и  ипотечного кредитования: начиная с  продаж, сопутствующих выдаче кредитов страховок, банки постепенно освоили  широкий спектр страховых продуктов. К названным факторам можно добавить недостаточную разработанность  технологии продаж, отсутствие необходимого программного обеспечения, а также  стандартизированных

страховых продуктов, которые должны быть финансово ликвидными и понятными как клиенту, так  и персоналу банка. Вместе с тем  развитие банкострахования дает определенные выгоды и преимущества для всех участников этого процесса. Выгоды банкострахования для банков: создание новых источников и потоков доходов и диверсификация банковской деятельности, что особенно важно в условиях обострения конкуренции и снижения банковской маржи, что связано с уменьшением роли традиционного банковского посредничества; превращение банков в своего рода "финансовые супермаркеты", предлагающие все более расширяющуюся гамму финансовых продуктов и услуг, что усиливает доверие клиентов; снижение издержек сбыта, поскольку в большинстве случаев одни и те же отделения и сотрудники банка занимаются сбытом банковских и страховых продуктов. Наряду с выгодами развития банкострахования, для банков следует отметить и отдельные риски, связанные с возможным падением доверия клиентов к банкам из-за

предложения им "ненужных", по их мнению, услуг, с передачей информации из базы данных конкурентам и разглашение конфиденциальных сведений о клиентах. Выгоды банкострахования для страховых компаний: увеличение объема страховых премий: крупнейшим страховым компаниям сотрудничество с банками обеспечивает около 30% поступлений страховых премий; значительное расширение клиентуры; возможность  варьировать способы сбыта, избегая  зависимости от единственной сети распределения  и осуществляя диверсификацию, что  позволяет снижать уровни рисков; улучшение имиджа и повышение  уровня доверия со стороны клиентов; снижение издержек сбыта по сравнению  с использованием традиционных агентов; возможности быстрого проникновения  на новые рынки, используя разветвленную  банковскую сеть по всей тер-

ритории страны. Выгоды банкострахования для клиентов: расширение доступа к более широкому

спектру финансовых услуг в одном банке; снижение издержек на приобретение финансовых услуг; страховые премии также могут  быть снижены, поскольку их оплата осуществляется с банковского счета; установление более тесных и прочных отношений  с банком, что позволяет лучше  удовлетворять потребности клиента.

Определенные  выгоды от развития банкострахования получают и органы регулирования  и контроля, поскольку банкострахование может стать средством ограничения  системных рисков, так как банки, диверсифицируя свою деятельность, делают ее более стабильной и надежной. В ответ на усиливающуюся конкуренцию  со стороны банков страховые компании стали принимать участие в  капитале банков и создавать филиалы  по предоставлению банковских услуг (assurbanking или ssurfmance). Так, во Франции крупнейшая страховая компания АХА создала  филиал АХА Banque, который уже в 2004 году выдал кредиты порядка 45 тыс. клиентов.

Сегодня страховые компании оказывают клиентам такие банковские услуги, как

ведение текущих  счетов, предоставление средств платежа, кредитов и т.д. Существу- ет практика оформления пластиковых карт в офисе  страховой компании под предлогом  облегчения получения страховых  возмещений, предоставления страховых  услуг в кредит. В то же время  продвижение банковских продуктов через страховые компании менее развито, чем банкострахование. У некоторых страховых компаний доля доходов от сбыта банковских продуктов составляет лишь 10% их оборотов.

Российская  практика развития страхования, к сожалению, не демонстрирует высокого уровня интеграции с банковским рынком. Сотрудничество банков и страховщиков в 2009 году  сводилось преимущественно к  вмененному страхованию при выдаче кредитов. До западных аналогов взаимодействия банков и страховщиков российский рынок  еще не дорос, но позитивные сдвиги в этом направлении прослеживаются: возможность предоставить клиенту  комплексный продукт все чаще становится ключевым аргументом в пользу более тесной интеграции.

Таким образом, рассматривая интеграцию страховых  компаний и банковского бизнеса, мы наблюдаем, что и в одном  и в другом случае преследуются практически  одни и те же цели, и все же совместная их деятельность в большей степени, по моему мнению, должна быть направлена на расширение услуг и страхование  рисков, что особенно актуально в  настоящее время, время последствий  мирового финансового кризиса.

 

 

 

 

2.2 Анализ состояние рынка банкострахования в России на данный момент.

 

По данным «Эксперт РА», рынок банкострахования в 2011 году рос хорошими темпами. Его  объем составил 125 млрд рублей, на 32% больше, чем в 2010 году. По оценкам данного журнала, в 2012-м рынок расширится еще на 30%. Все большую долю розничного бизнеса по банкострахованию получают кэптивные страховые компании. Крупным универсальным страховщикам остается более сложное страхование рисков самих банков и рисков заемщиков — юридических лиц. «Роль дочерних страховых компаний банков увеличивается, и объем бизнеса, который им передается, также растет. Однако полноценный рыночный бизнес им развивать будет сложнее», — отмечает Андрей Мартьянов, исполнительный директор страховой компании МАКС.

В 2011 году быстрее всего в секторе банкострахования росли «дочки» банков, активно  развивающих розничное кредитование. Из 20 крупнейших страховщиков по объему взносов, собранных через банковский канал продаж, по темпам прироста премий в тройку лидеров вошли именно такие страховщики: «ВТБ Страхование», Группа страховых компаний «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ страхование», ГСК «Русский стандарт». Крупнейшие банки, не имевшие  ранее своих страховщиков, обзавелись страховыми «дочками». Прошедший год был отмечен покупками Сбербанком и Россельхозбанком страховых компаний («Альянс Лайф» и «Газгарант» соответственно). «Следует ожидать более тесной интеграции между банками и страховщиками. Способствует этому процессу то, что практически все крупные кредитные учреждения уже имеют собственные страховые компании. Основной задачей для них является синергетический эффект в рамках одной финансовой группы», — считает Геннадий Гальперин, генеральный директор компании «ВТБ Страхование».


 

 

 

 

 

 

 

Модель взаимодействия банка с аффилированной страховой  компанией весьма привлекательна в  части страхования жизни и  здоровья (в том числе от несчастных случаев и болезней) заемщиков, а  также страхования заемщика от потери работы. Эти виды страхования наименее убыточны, что позволяет генерировать высокую прибыль внутри финансовой группы. Исследование «Эксперт РА»  показало: комиссия банку от продажи  услуг по страхованию жизни и  здоровья заемщиков при потребительском  кредитовании в среднем составляет 70%. Кроме того, второй год подряд страхование жизни и здоровья заемщика при потребительском кредитовании демонстрирует самые высокие  темпы прироста взносов (53% за 2011 год).

Кэптивным страховщикам проще, чем всем остальным, воспользоваться перспективным  способом распространения страховых  продуктов через интернет-банк материнского банка. Впрочем, этот путь не закрыт и  для высокотехнологичных розничных  страховщиков. Существующая платформа  для продвижения банками услуг  через интернет позволяет без  особых затрат добавить опцию «страхование»  в интернет-банк.

Банковские  клиенты, привыкшие к получению  финансовых услуг при помощи интернета, легко воспользуются и услугой  страхования в своем банке. Преимуществом  для страховых компаний будет  обширная клиентская база и более  низкие расходы на ИТ-системы. «С развитием  интернет-банкинга мы ожидаем увеличения кросс-продаж. Ведь такой современный  способ общения с клиентом дает уникальные возможности продвижения персональных продуктов», — отмечает Огульджан Худайберенова, вице-президент по работе с посредниками группы «Ренессанс Страхование».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меньшая доля рынка банкострахования, связанная  со страхованием рисков юридических  лиц и страхованием рисков самих  банков, останется крупным универсальным  компаниям. Сейчас эта часть рынка  не является такой привлекательной, как розничное банкострахование. Несмотря на оживление кредитования, страхование залогового имущества  юридических лиц стагнирует, так  и не выйдя на докризисный уровень, и показывает отрицательные темпы  прироста (–4% за 2011 год). Причины —  повышение доли беззалогового

кредитования  и замена залогов на другие виды обеспечения. «У банков становится все  больше клиентов — юридических лиц, которые страхуются без залога и  под иные виды обеспечения. Подобное беззалоговое кредитование не лучший вариант для страховой компании», — отмечает Алексей Маргулян, исполнительный вице-президент, член правления СГ МСК. Активно растет страхование малого и среднего бизнеса при кредитовании. Однако компании МСБ не всегда обладают имуществом, которое можно было бы предоставить в залог, поэтому в данной категории заемщиков растет страхование товаров в обороте (+86% за 2011 год). Большинство банков рассматривают страхование не как инструмент защиты собственных операционных рисков, а всего лишь как способ повышения лояльности персонала. В страховании рисков

самих банков основная часть стабильно приходится на ДМС банковских работников: 56% от общего объема страхования кредитных  учреждений. Значительными темпами (133% за 2011 год) растет страхование жизни  и здоровья сотрудников банков, на 95% выросло страхование ответственности  руководителей банков (D&O).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Взаимодействие банковского и страхового бизнеса