Транспортное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Товарооборот, прежде всего, подвержен риском, связанным с транспортировкой груза. Поэтому важное место в страхование занимает транспортное страхование. Под транспортным страхование понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы.
Соответственно, транспортное страхование подразделяется на морское, воздушное, сухопутное и т.д. , так как при различных способах транспортировки сказываются специфические риски.

Файлы: 1 файл

РАМКА.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Переход экономике  на рыночное решение, развитие предпринимательской  деятельности, расширение круга товарный и обменный операций, взаимный договорный обязательств между хозяйствующими  субъектами объективно  требуют  надежной  системы гарантий, предоставляемый страхованием.

Для нормального функционирования процесса производства необходимо формирование специального фонда для покрытия убытков, возникающих по непредсказуемым  причинам.

Страховой фонд представляет собой необходимый резерв для  обеспечения  непрерывно расширенного производства национального богатства и рабочий силы. Он может быть создан как в денежной, так и в натуральной форме  и помимо собственного покрытия убытков может использоваться на иные цели,  например, на  предупреждение  и  борьбу  со  стихийными  бедствия или социальное страхование.   Страхование как особая форма экономических отношений предполагает  образование за счет взносов участников экономических отношений целевых фондов для возмещения потерь, связанных со  стихийными  и случайными действиями природы и человека. Вероятный характер страхования состоит в том, что само наступления приносящего убытки события, его срок, чей конкретно материальный интерес и в какой степени оно затронет, заранее неизвестны. Важным условием страхования является наличие у страхующего  субъекта материальной заинтересованности в благополучном исходе предприятия, которое может  подвергнуться нарушению.

В общем виде объектов страхование является чей-либо материальный интерес. Физическое или юридическое лицо, страхующее свой интерес от каких- либо неблагоприятный и непредсказуемых явлений, называется страхователем. Главной обязанностью  страхователя является выделение определенных  средств для  создания фонда, из которого он имеет право получить возмещение при наступлении определенных приносящих ущерб событий. Со временем


 

      формирование страхового фонда стало в основном осуществляться с помощью страхователей, становясь самостоятельной сферой финансовой деятельности. Эту деятельность осуществляет страховщик- организация, аккумулирующая взносы страхователей и обязующаяся возместить им понесенные по  непредвиденным обстоятельствам потери.

Деятельность страховых  компаний направлена на достижения прибыли. Они представляют собой один из наиболее прогрессирующих финансово- инвестиционных институтов, успешно конкурируя  с банковскими организациями. Прибыль страховых компаний формируется главным образом из двух источников: собственно- страховой и инвестиционной деятельности.

    Товарооборот, прежде всего, подвержен риском, связанным с транспортировкой груза. Поэтому важное место в страхование занимает транспортное страхование.

     Под   транспортным страхование понимается  совокупность видов страхования  от опасностей, возникающих на  различных путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы.

     Соответственно, транспортное страхование подразделяется  на  морское, воздушное, сухопутное и т.д. , так как при различных способах транспортировки сказываются специфические риски.

 

ТЕМА 23. ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ.

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВАНИЯ СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА
    1. Возникновение транспортного страхования

 

   Идея страхования уходит далеко  вглубь веков. Первые элементы страхования    встречаются еще в законах вавилонского царя Хаммурапи  (более 2000 лет до нашей эры ) , устанавливавших нечто вроде взаимного страхования караванов вавилонских путешественников от вреда, причиняемого им  нападениями разбойников.

 

 

 

  Зачатки страхования  на Руси некоторыми исследователями  связывают с памятниками древнерусского  права Русской Правдой, а также  примеры государственного страхования  давала и Московская Русь.

  Подлинная история  страхования в России началась с середины 18 в. Ее основой явился созданный Петром 1 русский флот, который способствовал быстрому развитию мореплавания, что,  в свою очередь, создало морское страхование. Следует отметить, что институт морского страхования положил начало и всем другим видам транспортного страхования.

  Первое отечественное  страховое общество основано  в 1765 году. Немного позже в 1781 году Екатерина 2 издала «Устав  купеческого водоходства по рекам,  водам и морям». Этот документ  включал в себя постановления о  13 морском страховании. Страховые операции проводила учрежденная  для этой цели «Торговая страховая контора».

  Именно в этот  период в Петербурге и Москве  впервые появились филиалы иностранных  страховых обществ, которые и оказывали страховые услуги.


     Причем, страховые платежи уплачивались золотом, которое затем вывозилась за        границу. Это положение отрицательно сказывалось на финансовом состоянии государства, именно поэтому оно предприняло первые попытки создания системы страхования в России.

    В 1786 году  в России была установлена  государственная монополия, которая  имела ярко выраженный  фискальный  характер. Функции страховщика- монополиста  осуществляла страховая экспедиции  при  Государственном заемном  банке ( 1786-1822 г.г ), который проводил страхование строений и имущества от огня.

       В царствование Павла 1 при Государственном банке в 1798 году была создана « Страховая экспедиция для кораблей и товаров», просуществовавшая до 1806 года.

      В рассматриваемый период становления страхового дела на Руси является заслугой возглавлявших ее в ту пору монархов. Однако в связи с тем, что обязательное государственное страхование того периода выполняло фискальные функции, русское дворянство, обращавшееся  в банк за кредитом, рассматривало обязанность страхования залога, как формальную процедуру, и потому государственное страхование не получило большого распространения, а в начале 17 столетия почти

 


полностью сошло на нет.

      Постепенно  сложились три основные системы  страхования: акционерное, взаимное и заемное. Они являлись  негосударственными. Законодательную основу составляли; « Свод законов гражданских Российской империи» (содержал всего пять статей, посвященных страхованию нормативной базы не было) ; уставы и полисные условия страховых обществ; судебная практика; обычаи делового оборота; право иностранных государств.

     Таким образом,  из-за отсутствия кодифицированного  страхового права обычай                                     делового оборота играл важную  роль, преимущественного в области морского    страхования. Законодательство исповедовало принципы свободы договора, не обременяя страхователей обязанностью заключать договоры страхования. Несмотря на отсутствие нормативной базы по обязательному страхованию, следует отметить, что его элементы все же присутствовали в правопорядке России. Преимущество это относилось к земскому страхованию.

     Возникновение  акционерного страхования относиться  к 1827 году, когда по инициативе  первых российских банкиров было  создано  Первое российское общество от огня. В 1835 году было создано Второе российское от огня страховое общество. В 1846 году третьим по счету в сфере страхования от огня было образованно  товарищество «Саламандра».

    Второе место  в страховых операциях занимало  транспортное страхование судов и грузов. В 1844 году было учреждено Российского общества морского, речного и сухопутного страхования, в 1848 году – Санкт- Петербургская компания «Надежда». В 1913 году его проводили 10  акционерных обществ.

   В 1851 году русские акционерные страховые общества впервые вышли на международный рынок, передав часть своих рисков иностранным перестраховщикам.

   С отменой крепостного  права страхование активно распространяется на деревню, появляются новые страховые общества.

    В 1875 году был образован страховой синдикат- первое монополистическое объединение в России,  правовую основу которого составила конвенция общего тарифа, подписанная акционерными обществами страхования от огня, и в соответствии  с которой страховщиками стали применять единые тарифные ставки платежей, что

 

гарантировало  устойчивое получение  прибыли. Данный синдикат просуществовал до 1918 года. В 1881 году аналогичную конвенцию  заключили страховые общества, занимавшиеся операциями транспортного страхования (судов, грузов и т. п .).

   Таким образом,  во второй половине 17 в.  В период свободной конкуренции в страховом деле появились монополистические союзы, что позволило выдержать конкуренцию и получить монопольную высокую прибыль.

   В 1864 году функции  страховых обществ   возложены на земства, которые по объему операций занимали второе место после акционерных обществ. Это было связано с принятие Положения о земском страховании, которое явилось следствием, проводимых после 1861 года Александром 2 земских реформ.

  В большинстве своем, страховое  дело носило классовый  характер. Имущество помещиков страховалось в добровольном порядке по так называемому усадебному страховому тарифу, который на 40-50% был ниже тарифа, установленного для крестьянских построек. Убытки по страхованию помещичьих усадеб земства, как правило, покрывали обязательными страховыми платежами трудового крестьянства.

   В городах царской  России действовали общества страхования от огня, которое впервые балы созданы в 1863 году в Туле и Полтаве. Широкое распространение также получило взаимное страхование промышленного риска. В результате чего в этот период был организован «Российский взаимный страховой союз».

  Помимо перечисленных  видов страхования в России  осуществлялось взаимное морское  и речное страхование. Тек, а Баку промышленниками  и крупными торговцами было учреждено взаимное страховое общество «Каспийское море». Одновременно с этим было образованно и «Волжское общество взаимного речного страхования». В 1899 году была основана пенсионная касса для железнодорожных служащих. Таким образом, в течение 19 века страховое дело в России развивается  быстрыми темпами.

 

2.ВИДЫ И СОСТАВ ТРАНСПОРТНЫХ  СРЕДСТВ, ПРИНИМАЕМЫХ НА СТРАХОВАНИЕ

 

    Предметами страхования  всегда является те или иные  материальные, нематериальные ценности (блага) юридических, физических лиц, обеспечивающие им нормальные

 


условия существования и развития и поэтому сохраняемые, оберегаемые  ими от неблагоприятных событий, способных причинить им определенный ущерб. К таким ценностям (благам) относятся и транспортные средства, которые и являются предметами страхования в рассматриваемых его видах.

   Полный перечень  транспортных средств, которые  могут приниматься на страхование  страховыми организациями, составить  достаточно затруднительно  из-за  многообразия их типов, видов, моделей, марок и функционального назначения. Применительно к существующей классификации видов страхования транспортных средств можно выделить следующие транспортные средства (предметы страхования) по их видам и типам.

   На страхование  применяются следующие автотранспортные средства, подлежащие государственной регистрации в установленном порядке: автомобили - легковые, грузовые, груза – пассажирские, микроавтобусы, в тои числе с прицепами ( полуприцепами );  мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски,  мотокарты,  снегоходы,  мопеды всех моделей, а также тракторы, включая мотоблоки и мини тракторы.   По страхованию средств водного транспорта могут быть застрахованы морские и речные суда любого класса и назначения ( корпус судна с надстройками и рубками, судовые помещения, двигатели, котлы, вспомогательные  механизмы, оборудование, судовые устройства и т.д.). Лотки - моторные,  моторно -  парусные , катамараны и тримараны. На страхование принимаются: корпус судна с его машинами, оборудованием и такелажем ( оснаткой),фрахт ( плата за морскую перевозку груза), расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна, а также суда  в постройке.

      Страховые  компании принимают на страхование  железнодорожный подвижной состав – тягловый, грузовой, пассажирский; самоходный и несамоходный; общесетевого и промышленного транспорта; общего назначения и специального, а также все виды контейнеров. Средства железнодорожного транспорта принимаются на страхование в целом, включая корпус, внутренние помещение, механизмы, дизельгенераторы, др.

     Одновременно  с транспортным средством могут  быть застрахованы: водитель и  пассажиры, дополнительное оборудование  и принадлежности к транспортному 

 

 

средству, не входящих в  его комплект согласно инструкции завода – изготовителя; багаж, перевозимый как на средстве транспорта, так и на его прицепе.

    Страхование  багажа не распространяется на антикварные и уникальные по своей сути предметы, изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных и поделочных камней, предметы религиозного характера, коллекции, картины. Рукописи, денежные знаки, ценные бумаги, документы и фотоснимки, а также на предметы, не принадлежащие страхователю и членам его семьи либо предназначенные для продажи в связи занятием индивидуальной трудовой или кооперативной деятельностью.

   Согласно правилам  добровольного страхования компания  ОАО СК «РОСНО», одного из  лидеров российского рынка страхования  принимаются транспортные средства:

 Зарегистрированные  в уставном порядке органами ГИБДД или Гостехнадзора и прошедшие государственный технический осмотр;

 На зарегистрированные  органами ГИБДД или  Гостехнадзора,  к которым настоящими правилами  отнесены : транспортные средства, на  которые в установленном порядке выданы регистрационные знаки «Транзит», срок действия которых не истек на дату заключения  договора страхования;

Информация о работе Транспортное страхование