Транспортное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Товарооборот, прежде всего, подвержен риском, связанным с транспортировкой груза. Поэтому важное место в страхование занимает транспортное страхование. Под транспортным страхование понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы.
Соответственно, транспортное страхование подразделяется на морское, воздушное, сухопутное и т.д. , так как при различных способах транспортировки сказываются специфические риски.

Файлы: 1 файл

РАМКА.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

  Транспортные средства, снятые с регистрационного учета  в органах ГИБДД или Гостехнадзора,  приобретенные в торговых организациях  РФ или прошедшие таможное оформление, в отношении которых установленный срок постановки на регистрационный учет (5 суток) не истек на дату заключения договора страхования;

  Не подлежащие  регистрации в ГИБДД или   Гостехнадзора транспортные средства. Дополнительное оборудование ( далее ДО) принимается на страхование по соглашению сторон при условии предъявления Страхователем документов, содержащих сведения о марке, наименовании, количестве, ДО не подлежит страхованию отдельно от ТС.

По настоящим правилам на страхование не принимаются транспортные средства: ввезенные на территорию РФ с нарушением действующих таможенных норм и правил; числящиеся в информационных базах данных органов государственной власти РФ и органов Интерпола, как ранее похищенные.

  В случае если  указанны обстоятельства станут известными Страховщику, последний вправе потребовать признание договора страхования недействительным и применения последствий предусмотренных действующим законодательством РФ.

 
  В Федеральном законе №  40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» пункте 1 статье 4 прописано: владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, и в соответствии с ним за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить в следствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется всех используемых на территории РФ транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.


 

  Согласно:  статья 4 пункт 3,4:

  1. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км/ч;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам  на распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;

в) транспортных средств  Вооруженных Сил РФ, за исключением  автобусов, легковых автомобилей и  прицепов к ним, иных используемых для  обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ транспортных средств;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных  государствах, если гражданская ответственность  владельцев таких транспортных средств  застрахована в рамках международных  систем обязательного страхования, участником которых является РФ.

     4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности на распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом ( страхователем).

3.СТРАХОВЫЕ РИСКИ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 


    1. Страховые риски

 

Страхователями средств  транспорта являются граждане России, а так же постоянно пребывающие  у нас иностранцы и лица без  гражданства. При этом при страховании  мототранспортного средства страхователь может достичь шестнадцати летнего возраста, а других видов транспорта восемнадцати летнего возраста. Транспортное средство должно принадлежать ему на праве личной (собственности), либо взято им в аренду (напрокат), либо получено через органы социального обеспечения в установленном порядке (владелец), либо страхователь имеет от собственника (владельца) нотариально оформленную доверенность на право пользования (распоряжения) данным транспортным средством (доверенное лицо).

Свой риск (имущественный интерес) могут застраховать одновременно все указанные выше лица, эксплуатирующие данное средство транспорта.

Страхование средств  транспорта проводится на случай наступления  перечисленных ниже страховых событий (рисков) в четырех вариантах предусматривающих по выбору страхователя полное или частичное покрытие ущерба, причиненного повреждением, уничтожением или утратой транспортного средства.

В первом варианте предусматривается  полное покрытие ущерба, вызванного любым  событием, за исключением повреждения шин при износе протектора выше допустимого по           величине рисунка протектора, технического брака или восстановленных путем наварки протектора.

Второй вариант (предусматривается  частичное покрытие) - возмещается  ущерб, причиненный в результате стихийного бедствия, пожара, взрыва, дорожного (водного) - транспортного происшествия (кроме повреждения шин, если при этом транспортному средству не причинены другие повреждения), похищения или угона, попытки похищения (угона), включая кражу отдельных частей, принадлежностей и деталей транспортного средства.

Третий вариант (частичное  покрытие) возмещается ущерб, причиненный  в результате


стихийного бедствия, дорожно (водно) - транспортного происшествия (за исключением  боя стекол или повреждения шин, если при этом транспортному средству не причинены другие повреждения), похищения (угона).

Четвертый вариант (также  частичное покрытие) предусматривает  покрытие ущерба, причиненного пожаром, взрывом, дорожно (водно) - транспортным происшествием (кроме боя стекол или повреждения шин, если при этом транспортному средству не причинены другие повреждения.)

В современном страховом  договоре не принимаются на страхование  следующие риски:

1) ответственность на  случай войны (для военных рисков  требуется особый договор);

2) ответственность при  задержании пути вследствие карантина;

3) ответственность за  естественную порчу товара, за  самовозгорание, утечку, усушку, окисление,  а равно и порчу товара крысами  и мышами.

В настоящее время  объектами транспортного страхования  являются:

- каско, (страхование  корпусов судов и других транспортных  средств);

- карго, (страхование  грузов);

- фрахт как со стороны  судохозяина, так и со стороны  фузохозяина, (часто под фрахтом  понимают также наем транспортного  средства);

- комиссия, куртаж и прочий интерес агента при покупке или продаже товара;

- договор денежного  займа под заклад судна, товаров  и услуг. По договору страхования  страховщик обязан возместить  страхователю потери по наступлении  страхового случая.

Страхователь должен непременно иметь страховой интерес, т.е. материальную заинтересованность в благополучном прибытии груза и транспортного средства по назначению. В противном случае договор страхования не будет действителен.

Различают следующие  виды автотранспортного страхования:


1. Страхование автокаско (полное или частичное), т.е. страхование самого транспортного средства как имущества. Термин "каско" заимствован из морского страхования (от нем. kasko - корпус). Объектом страхования в этом случае является имущественный интерес страхователя (владельца), связанный с повреждением, уничтожением, кражей, угоном автотранспорта. Страхование автокаско в России является наиболее популярным.

2. Страхование гражданской  ответственности владельцев автомототранспортных  средств. Здесь объектом страхования является имущественный интерес владельца автотранспортного средства, связанный с возмещением его расходов в случаях причинения вреда третьим лицам при эксплуатации принадлежащего ему транспортного средства.

3. Страхование дополнительного  оборудования и принадлежностей транспортного средства. К их числу относится дополнительно установленное и не входящее в базовую комплектацию оборудование. Например, автомобиль может быть дополнительно оснащен кондиционером, бортовым компьютером, противотуманными фарами, электроприводами стекол, сидений, зеркал, аудиосистемой, противоугонным устройством и т. п. Такая дополнительная комплектация составляет нередко 20-50% стоимости самого автотранспортного средства. При желании можно застраховать все эти предметы.

4. Страхование от несчастного случая водителя и (или) пассажиров застрахованного транспортного средства в результате ДТП. В данном случае речь идет о страховании жизни и здоровья водителя (владельца), а также пассажиров салона автомобиля.

Субъектами страхования автотранспортных средств являются: страхователь, страховщик и выгодоприобретатель.

Объектом договора страхования  средств водного транспорта являются имущественные интересы, связанные  с владением, пользованием, распоряжением  средства водного транспорта, вследствие его повреждения или уничтожения, включая моторы, оборудование, внутреннюю отделку и т.п.

Субъекты имущественных  интересов:

- судовладелец;


- компания, управляющая судном, т.е.  компания, осуществляющая профессиональную  эксплуатацию судна в соответствии с договором, заключенным с судовладельцем;

- оператор судна. Компания, управляющая судном может оперировать  судном самостоятельно или отдать  его в аренду (чартер). В этом  случае оператор судна приобретает  имущественный интерес в сохранности  судна и обязанности по сохранности судна в соответствии с договором аренды;

- банк-кредитор. Судно может являться  предметом залога, т.е. служить  обеспечением под выданный судовладельцу  кредит. В этом случае имущественный  интерес в сохранности судна  появляется также у банка, выдавшего кредит, так как при гибели судна кредит станет необеспеченным, а при его повреждении стоимость автоматически снижается, что также отражается на интересах банка.

К авиационному страхованию  относятся: страхование самолетов  от гибели и повреждения; страхование команды; страхование ответственности: перед пассажирами за их жизнь, здоровье и багаж; перед третьими лицами за причиненный вред им или их имуществу в результате эксплуатации авиатранспортного средства; за сохранность грузов, перевозимых авиатранспортом; владельцами аэропортов; потери прибыли из-за невозможности эксплуатировать воздушное судно.

В России наиболее распространенными  видами добровольного авиационного страхования являются страхование  средств воздушного транспорта (каско) и страхование гражданской ответственности  авиаперевозчика.

Страхование по договору может распространяться как на отдельные периоды эксплуатации воздушного судна - в полете, при рулении, на стоянке (на плаву), - так и на любое сочетание этих периодов. Отдельно застраховано может быть навигационное и любое другое оборудование, установленное или перевозимое на борту и имеющее отношение к обеспечению полетов.

Объектом страхования  в этом случае является имущественный  интерес страхователя (владельца), связанный  с повреждением, уничтожением, кражей, угоном автотранспорта. Субъектами страхования авиатранспортных средств являются: страхователь, страховщик и выгодоприобретатель.

К числу страховых  рисков в основном относится хищение  и ущерб.


Хищение - убытки, возникшие в результате угона или попытки угона, кражи, разбоя, грабежа транспортного средства.

Ущерб - убытки, связанные  с повреждением (уничтожением) объекта, его отдельных частей, деталей  и принадлежностей вследствие: столкновения, падения, возгорания, пожара, удара молнии, взрыва; стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц.

Один из наиболее распространенных видов транспортных страховых операций - страхование грузов. Страхователями могут выступать любые юридические  и физические лица, являющиеся грузоотправителями и грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими взаимоотношений.

Страхование производится от полной гибели всего или части груза, наступившей вследствие пожара, удара молнией, бури и других стихийных бедствий, а также крушения, аварии, столкновения поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств, посадки судна на мель, провала мостов, взрывов, повреждения судна льдом, подмочкой забортной водой в случае принятия мер для спасения груза - тушения пожара; аварии при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива и пропажи транспортного средства без вести.

Договор страхования (полис) заключается по заявлению страхователя.

Груз принимается на страхование в сумме, определяемой страхователем (грузоотправителем  или грузополучателем), но не больше его действительной стоимости с  учетом расходов на страхование и  фрахт. Стоимость груза определяется по перевозочным документам.

Договор страхования  может быть заключен в пользу страхователя или указанного в полисе другого  лица (выгодоприобретателя). Страхователь в праве назначить любое лицо в качестве получателя страхового возмещения при наступлении страхового случая.

  1. ОБЪЕМ СТРАХОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВЩИКА, СТРАХОВАЯ СУММА И СРОК СТРАХОВАНИЯ.

 

 


При страховании автотранспортного  средства страховая сумма устанавливается  в пределах действительной стоимости. Такая стоимость определяется по согласованию со страхователем с учетом срока эксплуатации, пробега и технического состояния автомобиля, мотоцикла или иного принимаемого на страхование объекта.

Страховая сумма по дополнительному  оборудованию устанавливается в  отдельности на каждый указанный  предмет. Некоторые страховщики устанавливают при этом ограничения. Например, общая страховая сумма на предметы дополнительного оснащения, как правило, не может превышать в совокупности 30% стоимости самого транспортного средства. По страхованию пассажиров от несчастного случая страховые суммы устанавливаются также по соглашению сторон. При этом страховщики обычно предлагают два варианта:

Информация о работе Транспортное страхование