Страховой рынок: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Возникновение и развитие страхования, его сущность. Функции страхования и его содержание. Страховой рынок, его структура. Показатели состояния страхового рынка, его проблемы. Перспективы развития страхового рынка в России. Документы по страхованию. Необходимые предпосылки для развития долгосрочного страхования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая сущность страхования.
Экономические и исторические предпосылки возникновения
страхования.
1.2. Становление страхового рынка в России.
Глава 2. Социально-экономическое содержание страхового рынка.
2.1. Страхование как экономическая категория.
2.2. Структура страхового рынка.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития страхового
рынка России.
3.1. Общая характеристика страхового рынка.
3.2. Проблемы страхового рынка. Экономический кризис и страховой рынок.
3.3. Перспективы развития страхового рынка.
Заключение.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

страховое дело.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

         Современное состояние страхового рынка России можно определить с помощью определенных показателей, характеризующих его состояние.

         Важнейшим количественным показателем являет­ся число страховых компаний. Сегодня российский ры­нок характеризуется резким сокращением их числа. На начало 1998 г. в государственном реестре было зарегистрировано 2334 страховые компании и страховых брокеров. Общее число филиалов страховых компаний составляло 7000, из которых 2500 принадлежит ком­паниям системы Росгосстрах. По данным Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации в первом полугодии 1998 г. с рынка ушло 207 отечественных страхо­вых компаний, а по итогам 1998г. отчитались о своей деятельности (читай фактически работали на страховом рынке)  только 1488 страховых компаний[7].                

         Следующим показателем, характеризующим состояние страхового рынка является величина совокупных активов страховщиков. По данному показателю страховой рынок России чрезвычайно неоднороден. Уставный капитал в размере 1 млн. «новых» рублей и больше на начало 1998 г. имели только 643 страховые компании, или 27,5% их общего числа. По данным Депар­тамента страхового надзора Министерства финансов РФ только 150 страховых компаний удовлетворяли требова­ниям к минимальному размеру уставного капитала, ко­торые введены в действие, начиная с 1 января 1999г. Совокупные страховые резервы российских страхов­щиков, предназначенные для исполнения предстоящих выплати являющиеся инвестиционными ресурсами, в 1997 г. оценивались в размере около 10 трлн. руб. Незначительные размеры уставного и резервного капиталов обусловливают низкую емкость страхового рынка. Недостаточная развитость страхового рынка России привела к тому, что большинство рисков в экономике страны сейчас либо вообще ничем не обеспечено, либо обеспечено крайне незначительно. По данным Всероссийского союза стра­ховщиков, в 1997 г. произошло 1500 чрезвычайных ситу­аций, 151 тыс. пожаров. Общий ущерб оценивается в 309 трлн. руб. Убытки по большинству из произошедших событий не были застрахованы и компенсированы. И это при наличии специальных законодательных мер о раз­витии противопожарного страхования.

          К показателям, характеризующим состояние страхового рынка, относятся также  величина собранных страховых взносов и произведенных страховых выплат. Данные показатели в абсолютном выражении это выглядят сле­дующим образом: за 1998 г. российские страховщики собрали 47 млрд. руб. страховой премии. На долю личного страхования пришлось около 17,3 млрд. руб., страхо­вания имущества юридических и физических лиц — 8,8 млрд. руб., страхования ответственности — 1,4 млрд. руб. По обязательному страхованию взносы составили - 14,5 млрд. руб.[8]

За указанный период общий объем выплат нацио­нальных страховых компаний по всем видам страхова­ния составил 32,1 млрд. руб., из которых на долю лич­ного страхования приходится 15,6 млрд. руб., страхова­ния имущества юридических и физических лиц – 3,0 млрд. руб., страхования ответственности - 0,3 млрд. По обязательным видам страхования выплаты составили 13,2 млрд.руб.[9] Среди лидеров отечественного страхового рынка заметно выделяются московские страховые компании «Спасские ворота-Л», «Спасские ворота», «РОСНО», «Ингосстрах», собравшие в 1998г. соответственно 3,66 млрд. руб., 1,07 млрд. руб., 1,4 млрд. руб.  и 0,95 млрд. руб. страховых премий.

Значительной остается доля поступлений и выплат по обязательным видам страхования – 34,6% и 41,2% соответственно.

     Сами по себе данные цифры не могут дать непосвященному человеку представление о состоянии страхового рынка, поэтому полагаю целесообразным привести для сравнения некоторые данные в этой области по развитым странам. Если для США средний размер страховой премии, в расчете на одного жителя страны составляет 2000 долл., для Швей­царии — 3000 долл., для Японии — 4500 долл., то для России аналогичный показатель в 1997 г. составлял только 40 долл. Совокупные уставные капиталы всех российских страховых компаний эквивалентны аналогичному пока­зателю для одной — двух акционерных страховых ком­паний США. Как видно из приведенного примера масш­табы и само содержание страховых операций на отечественном страховом рынке и за рубежом несопоставимы. Даже в группе стран Восточной Европы, Россия не относится к числу лидеров по уровню развития страхования. Отношение страховых взносов к валовому внутреннему продукту в России в 1,5—2 раза меньше, чем в наиболее развитых странах этого региона — Че­хии, Венгрии и Польше[10].

Если же говорить о расходах граждан на страхова­ние, то австралийцы, к примеру, тратят на страхова­ние около 10% своих доходов, американцы - более 15%. Россиянин в среднем тратит на добровольное страхо­вание около 50 руб. в год, т.е. около 2 долл. США В раз­витых же странах этот показатель составляет от 500 до 2500 долл.

Объём страховой премии в расчёте на одного человека в 1992г. в (долл.)[11]

 

Страна

Всего

В том числе страхование жизни

Швейцария

2923,1

1230,8

Япония

2576,1

673,5

США

2067,6

1210,8

Великобритания

1769,4

627,0

Франция

1469,5

638,4

Германия

1329,3

805,8

Швейцария

1316,4

649,0

Испания

532,3

351,5

 

Не менее важное значение для оценки страхово­го рынка имеют относительные показатели. Прежде всего, это такой показатель, как отношение совокуп­ной страховой премии к валовому внутреннему про­дукту. Для сравнения в развитых странах доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%. В России эта величина составляет около 1,5%, а по добровольным видам стра­хования — менее 0,8%.

Таким образом, оценивая количественные и каче­ственные параметры страховой отрасли можно сделать вывод: страховой рынок России далеко не освоен, на­ходится на начальном этапе развития и имеет громад­ные возможности для своего развития.

              Иностранный капитал пока не играет заметной роли в российском страховании. На начало 1997 г. в РФ дей­ствовали 70 страховых компаний с участием иностран­ного капитала. Это составляет около 3% общего ко­личества страховщиков, зарегистрированных в стране. Из числа ведущих зарубежных страховщиков представ­лено 5 компаний. Они собирают менее 0,5% совокупных премий. Однако, следует отметить, что приведенные данные относятся к официальной статистике, которая не всегда соответствует действительности. Дело в том, что на российском рынке непосредственная работа иностранных страховых компаний запрещена действующим законодательством. Тем не менее в течение ряда лет некоторые западные страховые компании успешно работают на российском рынке, не нарушая при этом законы России. Используя систему многоуровневого маркетинга и услуги так называемых консультантов, консалтинговая фирма “Save-Invest LTD”, зарегистрированная в Швейцарии, уже в течение 5 лет успешно работает на российском страховом рынке, оказывая помощь девяти западным страховым компаниям в заключении договоров страхования жизни с гражданами России. Преимущества накопительного страхования в западных странах неоспоримы. Это и льготы в вопросах налогообложения получаемых страховых сумм, и святая неприкосновенность данных сумм, и выплата их в твердой валюте, и многое другое. Страховые компании с вековым стажем работы, солидный размер собственных средств внушают доверие. К примеру, страховая компания из Австрии “GRAVE”, интересы которой представляет фирма “Save-Invest LTD”, имеет 170 летний опыт работы в страховании и собственный капитал 6 миллиардов долларов. Стабильность экономики страны позволяет с уверенностью заключать договоры страхования сроком на 15 лет. Для сравнения можно отметить, что отечественные страховщики, ввиду непредсказуемости государственной политики и нестабильности государственной денежной единицы не рискуют заключать договоры страхования на срок более года.    

          Естественно, что при таком соотношении «сил» большую озабоченность вызывает проблема полного откры­тия российского страхового рынка для деятельности иностранных страховщиков в связи с предстоящим при­соединением России в 1999 г. к Всемирной торговой организации. Поэтому предлагается поэтап­ная отмена ограничений на деятельность иностранных страховщиков и одновременное наращивание потенци­ала отечественных страховых компаний при значитель­ной поддержке со стороны государства.

 


3.2. Проблемы страхового рынка.

Экономический кризис и страховой рынок.

 

Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая, на мой взгляд, проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства, например в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в стра­ховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ве­домственного подхода к установлению налогов, отсут­ствием стимулов к развитию страхового рынка. Сегодня прибыль от страховой деятельности облагается по повышенной ставке – 43 %. На протяжении определенного времени по действовавшему законодательству страховая выплата по случаю смерти, как бы кощунственно это не звучало, рассматривалась как доход и облагалась подоходным налогом.  Не секрет, что в большинстве развитых стран  средства, направляемые на страхование исключаются, из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Естественно, что при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики. Непродуманная политика в области страхования в России наоборот влечет за собой процветание иждивенчества со стороны большей части населения, привыкшего возмещать все за счет государства. Стихийные бедствия, межнациональные конфликты и т.п. неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. В странах с развитой страховой культурой причиненный ущерб, естественно, в подобных случаях возмещается страховыми компаниями, что имеет свои преимущества – во-первых, выплаты соразмерны причиненному ущербу, во вторых, государство может оказать дополнительную помощь. События последних лет, когда, к примеру, беженцам из Чечни выплачивалась компенсация за утраченное имущество явно несоизмеримая с причиненным ущербом, ясно продемонстрировали неспособность государства решать подобные вопросы.

Среди наиболее насущных проблем, стоящих пе­ред российским страхованием, можно выделить также острейшую проблему фактического отсутствия адек­ватных инвестиционных инструментов, удовлетворя­ющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, ка­ким образом разместить временно свободные денеж­ные средства страховых компаний — прежде всего стра­ховые резервы — стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежнос­ти инвестирования страховщиком страховых резер­вов, прежде всего, в части своевременной их воз­вратности и оговоренной доходности. В качестве конкретного примера может послужить ситуация с ГКО. Дело в том, что в соответствии с установленными Правилами размещения страховых резервов в государственные ценные бумаги должно быть размещено не менее 20% страховых резервов, сформированных страховщиками по долгосрочному страхованию жизни. Принятие решения государством об отсрочке погашения ГКО поставило под угрозу срыва выполнение обязательств страховщиками перед своими клиентами. Государство, истинный виновник, осталось вне ответственности, а страховщики, добросовестно выполнявшие установленные государством правила, оказались «крайними». Таких последствий можно было бы избежать, если бы правила предусматривали солидарную ответственность государства в случае, если выполнение установленных им правил наносит ущерб страхованию. В данном случае, на мой взгляд, разработчики всевозможных правил  были бы вынуждены с большей ответственностью относиться к решаемой проблеме. Тогда наивысший рейтинг среди объектов инвестирования имели бы не государственная пирамида ГКО, а истинные на сегодняшний день лидеры инвестирования.

К наиболее серьезным проблемам страхового рынка относится также введение обязательных видов страхования под патронажем некоторых министерств и ведомств. Как правило, страхователи не получают никакой страховой защиты, а министерства или уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а затем расходуют их далеко не всегда в интересах страхователей. В результате обяза­тельное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу от­дельных министерств и ведомств.

Информация о работе Страховой рынок: проблемы и перспективы