Страховой рынок: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Возникновение и развитие страхования, его сущность. Функции страхования и его содержание. Страховой рынок, его структура. Показатели состояния страхового рынка, его проблемы. Перспективы развития страхового рынка в России. Документы по страхованию. Необходимые предпосылки для развития долгосрочного страхования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая сущность страхования.
Экономические и исторические предпосылки возникновения
страхования.
1.2. Становление страхового рынка в России.
Глава 2. Социально-экономическое содержание страхового рынка.
2.1. Страхование как экономическая категория.
2.2. Структура страхового рынка.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития страхового
рынка России.
3.1. Общая характеристика страхового рынка.
3.2. Проблемы страхового рынка. Экономический кризис и страховой рынок.
3.3. Перспективы развития страхового рынка.
Заключение.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

страховое дело.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

          Даже некоторые государственные мероприятия носили характер страхового обеспечения. Как известно, уже после свержения татаро-монгольского владычества на русские рубежи совершались нескончаемые набеги крымских и ногайских татар, которые захватывали пленников и продавали их в рабство. Предотвратить такую продажу и освободить из рабства мог выкуп. В целях сохранения людских поселений, а также военных и других служилых людей на юге страны организация выкупа пленных была обеспечена специальной финансовой базой. Во всех случаях выкуп  финансировался из царской казны, но затрачиваемые ею средства возвращались в виде ежегодной раскладки среди населения.

           До конца XVIII в. страхование в России развивалось медленно, на страховом рынке господствовали иностранные страховые компании. Даже учитывая неразвитость страховых отношений в России, определенные суммы капитала в виде собранных страховых взносов уходили за рубеж, нанося урон государственной казне. Для предотвращения вывоза капитала из страны Екатерина II Манифестом  от 28 июня 1786 г. запретила страховать имущество у иностранных страховых компаниях и предприняла попытку организации государственного страхования в России, открыв Государственную страховую экспедицию. В задачи экспедиции входили операции по страхованию имущества на выборочной основе и практически безрисковые (каменные дома, каменные фабрики и т.п.). В 1822 г. Государственная страховая экспедиция была закрыта. Для страхования товаров российское правительство открыло в 1797 г. Страховую Контору при Ассигнационном Банке, которая также оказалась нежизнеспособной и была упразднена в 1805 г. Принцип государственной монополии в страховании также как и идея государственного страхования закончились крушением.

           Однако страховой рынок не мог оставаться незаполненным. С развитием производства спрос на страховые услуги начал расти и, при отсутствии на страховом рынке России иностранных страховых компаний его могли заполнить только отечественные. Возникли предпосылки для формирования страхового рынка России  посредством создания собственных частных акционерных компаний. В июне 1827 г. было учреждено «Первое Российское от огня страховое общество». Обществу предоставлялось исключительное право на осуществление страховых операций в течение 20 лет с освобождением от налогов, исключая пошлины в казну. Более того, «Первому Российскому от огня страховому обществу» разрешалось принимать застрахованное в нем имущество в залог во всех казенных и кредитных учреждениях. Успешная деятельность данного общества способствовала появлению других страховых обществ. В 1835 г. учреждается «Второе Российское от огня страховое общество», в 1846 г. – товарищество «Саламандра». Соучредителями создаваемых страховых обществ были высшие государственные лица государства, на которых возлагалась обязанность курировать данные страховые общества. Довольно обширный неосвоенный страховой рынок России позволил трем указанным страховым обществам поделить сферу влияния на территории России. На смену государственной монополии в страховании пришла монополия частная.

              Отмена крепостного права, замена натурального хозяйства денежным, развитие капиталистических отношений создавали предпосылки для формирования национального страхового рынка. Начали возникать новые акционерные общества без монопольных привилегий: 1858 г. – Петербургское и Московское, 1867 г.- «Русское», 1870 г. – «Коммерческое» и «Варшавское», 1871 г. – «Северное», 1872 г. – «Якорь»[3].

               Конкуренция, борьба за средства страхователя породила множество страховых компаний и одновременно создала условия для их объединения, прежде всего с целью затруднить проникновение конкурентов на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования. В 1874 г. съезд представителей акционерных страховых обществ предпринял первые шаги по объединению страховщиков. Конвенция, принятая на съезде, предполагала установление общих страховых тарифов по видам страхования, а также ведение общей статистики. Тарифное соглашение получило название Страхового синдиката – по сути первого монополистического объединения в России.

           Для придания устойчивости страховым операциям в этот же период организуются общества взаимного страхования. За период 1863 – 1865 гг. было образовано 12 таких обществ.

            В  1875 г. наблюдался резкий рост активности на страховом рынке, существенно увеличился сбор страховых премий. За 1876 – 1885 гг. в России было создано 32 общества взаимного страхования.

             В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ. В Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. МВД России (выдача разрешений на страховую деятельность в России в то время находилась в ведении МВД) была разрешена деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США). Все указанные общества специализировались только на личном страховании населения. Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890 г. составляла 24,4%[4]. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного страхового надзора со стороны МВД. За право проведения страховых операций в России иностранные страховщики обязаны были предварительно внести в государственное казначейство денежный залог в сумме 500 тыс. руб. золотом. Кроме того, в качестве обязательного условия требовалось резервировать 30 % собранных страховых платежей на счетах государственного банка. К концу XIX в. в России сложился страховой рынок, на котором, наряду с отечественными страховщиками, были представлены и иностранные страховые компании.

             Наибольшее распостранение в дореволюционной России имело страхование от огня. Второе место в имущественном страховании по сбору платежей занимало транспортное страхование судов и грузов. В крупных городах получило распостранение страхование стекол от разбития. С 1900 г. общество «Помощь» начинает проводить страхование от краж со взломом.

             Приход на страховой рынок России иностранных страховых компаний способствовал объединению российских страховщиков. В 1909 г. создается Всероссийский союз обществ взаимного страхования, объединивший 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. В то же время был принят Устав «Российского Союза Обществ взаимного от огня страхования».

               Союз страховщиков предлагал на страховом рынке страхование недвижимости и движимости, а также коллективное страхование от несчастных случаев лиц, служащих и работающих на фабриках и заводах. 

                В 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущества на сумму 21 млрд. руб., что позволило собрать 204,9 млн. руб. страховых платежей. Большинство  акционерных страховых обществ было сосредоточено в Петербурге. Среди русских акционерных обществ крупнейшим по объему операций и по размеру капиталов было общество «Россия». Оно проводило восемь видов страхования на территории России и осуществляло страховые операции за границей. В Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах общество имело свои отделения и многочисленные агентства.

               По примеру других государств Россия стала рассматривать финансовые ресурсы страховых обществ как важный источник крупных инвестиций, в том числе и в государственные займы. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга.

                 Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война и последовавшие за ней крупнейшие экономические и политические потрясения в российском обществе привели к глубочайшему финансово-экономическому и политическому кризису. Падение покупательской способности рубля обесценивало страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи. После октябрьской революции 1917 года началась национализация страхового дела. На фоне этих событий предпринимались попытки переправить капиталы страховых компаний за границу. 23 марта 1918 г. был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». На первом этапе социалистических преобразований страхового дела по-прежнему сохранялась коммерческая основа старых организационных форм страхования. Однако гражданская война и иностранная военная интервенция потребовали принятия чрезвычайных мер во всех областях хозяйственной деятельности. Они ускорили национализацию страхового дела. В ноябре 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», которым была закреплена государственная монополия на страхование во всех видах и формах. В условиях, когда деньги почти полностью утратили свое значение как форма накоплений и сбережений, а также как платежное средство о развитии страхового рынка не могло быть и речи. В декабре 1920 г. было отменено государственное имущественное страхование в связи с тем, что оно потеряло всякую экономическую целесообразность. После победы в гражданской войне в 1921 г. государство предприняло меры по возобновлению страхования в России, при неизменной позиции об обязательности государственной монополии в данной деятельности. При Народном комиссариате финансов создается главное управление Госстраха – государственной страховой организации, монополизировавшей весь страховой рынок России. На протяжении многих десятилетий страхование в России оставалось в  исключительном ведении государства. Только в 1988 г. с принятием Закона «О кооперации в СССР», в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование, началась демонополизация страхового дела в стране. Рассмотрению дальнейшего развития страхового рынка в России, его проблемам и перспективам посвящены следующие главы настоящей работы.

   


Глава 2. Социально-экономическое содержание страхового рынка.

 

2.1.Страхование как экономическая категория.

 

     Выступая в денежной форме, закреп­ляя эти отношения юридическими документами, страхо­вание имеет черты, приближающие его к категориям «фи­нансы» и «кредит», и в то же время как экономическая категория имеет характерные только для нее функции, выполняет присущую только ей роль.

Посредством страхования осуществляется замкнутое пере­распределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет стра­ховых взносов. Страховые взносы в свою очередь являются платой за страхование, которая вносится в соответствии с заключенным договором страхования. Перераспределительные отношения по формированию и исполь­зованию этого фонда, возникающие в процессе страхования приближают страхование к области финансов. Известно, что сущность финансов как экономической кате­гории связана с экономическими отношениями в процессе соз­дания и использования фондов денежных средств. Сущность страхования также связана с созданием и использованием фон­дов денежных средств. Однако если для финансов всегда необходимы денежные отношения и характерно формирование фондов денежных средств, то стра­хование может быть и натуральным. Кроме того, страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, т.е. страхованию присущ обяза­тельный признак — вероятностный характер отношений. Ис­пользование средств  страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев.

Такая особенность страхования, как возвратность средств страхового фонда  прибли­жает его к категории кредита.

Известно, что именно кредит обеспечивает возврат­ность полученной денежной ссуды. Однако, отмечая та­кую возвратность страховых платежей как характерную черту страхования, следует иметь в виду, что она от­носится прежде всего к страхованию жизни. Действите­льно, большая часть взносов (нетто-платежи) возвраща­ется при наступлении страхового случая (дожитие за­страхованного до определенного срока или в случае его смерти). Это действительно возврат взносов, и он имеет обязательный характер. Но при имущественном страхо­вании, при страховании от несчастных случаев и при многих прочих видах страхования выплаты страхового возмещения или страхового обеспечения происходят то­лько при наступлении страхового случая и в размерах, обусловленных соответствующими документами. При выплатах страхового возмещения по имущественным или иным рисковым видам теряется адресность этих сумм. Экономическое содержание этих выплат отлично от возврата страховых платежей.

Следует отметить, что в экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благо­состояния людей, а с другой — коммерческой деятель­ностью, приносящей прибыль.

Функции страхования и его содержание как экономи­ческой категории органически связаны. В качестве функ­ций экономической категории страхования можно выде­лить следующие:

1.Формирование специализированного страхового фонда денежных средств.

2. Возмещение ущерба и личное материальное обес­печение граждан.

3. Предупреждение и минимизация ущерба.

Первая функция — это формирование специализи­рованного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответствен­ность страховые компании. Этот фонд может форми­роваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство исходя из экономической и социальной обстановки регулирует развитие страхового дела в стране.

Функция формирования специализированного страхово­го фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, га­рантию выплат и возмещении. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, на­пример, денежных накоплений, и имеет место только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательно-рисковое начало. В моральном пла­не каждый участник страхового процесса, например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай несчастного события и при завер­шении срока действия договора. При имущественном страховании через функцию формирования специализи­рованного страхового фонда не только решается пробле­ма возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных до­говором страхования, но и создаются условия для мате­риального возмещения части или полной стоимости по­страдавшего имущества.

Через функцию формирования специализированного страхового фонда решается проблема инвестиций времен­но свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д. С развитием рынка в страховании неизменно будет совершенствоваться и рас­ширяться механизм использования временно свободных средств Значение функции страхования как формирования специальных страховых фондов будет возрастать

Вторая функция страхования — возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на воз­мещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками фор­мирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юри­дическим лицам в рамках имеющихся договоров имуще­ственного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования и регулируется государством (правила страхования проверяются на соответствие действующему законодательству в процессе ли­цензирования страховой деятельности). Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты.

Информация о работе Страховой рынок: проблемы и перспективы