Морское страхование в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе будут раскрыты понятие объекта морского страхования, морской сюрвей, правовая основа морского страхования, страховое возмещение в различных случаях и др.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….
1.Договор морского страхования………………………………………………….
2.Понятие объекта морского страхования и морской сюрвей ………...................
2.2.Фрахт как объект морского страхования………………………………….
2.3.Гражданско-правовая ответственность судовладельца как объект морского страхования………………………………………....................................
2.4.Морское страхование судов ……………………………………..................
2.5.Страхование морских прогулочных яхт, рыболовецких и других судов………………………………………………………………..............................
2.6.Страхование грузов……………………………………………….................
3.Страховые возмещения……………………………………………………………
3.1.Страховое возмещение за повреждение портового сооружения и объектов, находящихся на якоре……………………………………….…..............
3.2.Страховое возмещение расходов судовладельца за членов экипажа и пассажиров…………………………………………………………………………....
3.3.Страховые выплаты за нелегальных пассажиров…………….…………...
4.Проблемы страхования морской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………….……………....
Заключение…………………………………………………………….……………..
Литература…………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

морское страхование.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Страховой интерес судовладельца (морского перевозчика) выражен в том, что, уплачивая относительно небольшой страховой взнос морскому страховщику, он освобождает себя от имущественных притязаний третьего лица, связанных с теми или другими аспектами торгового мореплавания.

Перечень рисков, включаемых в понятие ответственности судовладельца (морского перевозчика) как объекта морского страхования, достаточно широк. Морской страховщик принимает на себя обязательства перед судовладельцем (морским перевозчиком) возместить имущественный ущерб третьим лицам по фактам:

- потери жизни, телесного  повреждения, за болезнь и репатриацию;

- столкновение с другими  судами (коллизия);

- причинение вреда  неподвижным или плавающим объектам;

- повреждение судов,  не вызванное столкновением (например, ущерб, причиненный неправильным маневрированием застрахованного судна, что привело к посадке на мель другого судна в целях избежания столкновения, либо его столкновения с третьим, или навала на причал);

- потери и повреждения,  возникающие во время выполнения  договора буксировки;

- потери и повреждения,  возникающие из договоров найма  судовладельцем кранов, лихтеров  и других погрузочно-разгрузочных  средств и механизмов;

- карантинных и чрезвычайных  расходов, связанных с возникновением  на борту судна инфекционного  заболевания;

- гибели, повреждения  и недостачи груза или иного  имущества, которое перевозилось  на борту застрахованного судна;

- установленной доли  судна в расходах по общей  аварии;

- предъявленных штрафных  санкций к судовладельцу (морскому  перевозчику) портовыми, таможенными, карантинными, судебными властями и другими компетентными организациями.

Страхование гражданско-правовой ответственности судовладельцев на имущественный ущерб, причиненный  третьим лицам, в основном, находится  в ведении клубов взаимного страхования и напрямую связано с введенным судном и членством судовладельца в данной организации. Непосредственно условия страхования гражданской ответственности судовладельцев здесь опираются не на условия заключаемого договора страхования, а на правила данного клуба взаимного страхования, в свою очередь учитывающие международные конвенциональные нормы об ограничении ответственности судовладельцев по морским требованиям. В системе клубов взаимного страхования договоры морского страхования, как гражданско-правовые сделки, не заключаются.

 

2.4. морское страхование  судов

В Российской Федерации  страхование морских судов, в  силу исторической предопределенности, всегда базировалось на правилах отечественной  акционерной страховой компании «Ингосстрах» (осн. в 1947г.). Наряду с «Ингосстрахом» возникли новые акционерные страховые компании, которые заимствовали правила страхования судов, ранее разработанные этим монопольным морским страховщиком. Содержание условий договора морского страхования судна концентрируется вокруг корпуса, машин и оборудования этого судна на случай гибели или повреждения в результате морских опасностей в ходе морского предприятия. К страховым случаям здесь также относится пропажа судна без вести. Выделение специфического термина — каско в обозначении условий договора морского страхования судна означает, что данные правоотношения не охватывают (целиком или частично) страхование ответственности судовладельца за ущерб перед третьими лицами.

Морское страхование  судов (каско) принято рассматривать  как самостоятельный вид. Традиционно морским страхованием судов (каско) занимаются акционерные страховые компании. Относительно страхования ответственности судовладельцев перед третьими лицами, сфера деятельности акционерных страховщиков крайне  ограничена. В условия договора морского страхования судна может быть включен специальный пункт (оговорка), по которому морской страховщик обеспечивает 1/4 страхового покрытия в части страхования ответственности судовладельца. При этом имеется в виду, что оставшиеся 3/4 страхового покрытия в части страхования ответственности судовладелец сможет обеспечить себе через соответствующий клуб взаимного страхования (КВС), став его членом и обладая введенным судном.

Особым образом выделяется морское страхование судов (каско) находящихся в эксплуатации, а также морское страхование судов,  находящихся в постройке.

Устанавливаемые правоотношения между морским страховщиком и  страхователем, которые закрепляются в письменном договоре морского страхования  судна, основаны на оговорках (клаузулах).

Стандартный набор оговорок (клаузул) определяет содержание договора морского страхования судна. Ряд  оговорок (клаузул) вошли в качестве самостоятельных статей главы XV «Договор морского страхования» Кодекса торгового  мореплавания Российской Федерации. Среди них, например, ст. 269 «Убытки вследствие ядерного инцидента», ст. 270 «Убытки вследствие военных или иных действий» и другие.

Условие договора морского страхования судна на один рейс. В случае, когда порт назначения судна изменяется после начала рейса, действие ранее заключенного договора морского страхования судна сохраняет юридическую силу, если морской страховщик был своевременно извещен об изменении рейса, дал свое согласие на это и, если это потребовалось (в виду повышенного риска), получил дополнительную страховую премию. В противном случае морской страховщик освобождается от ответственности по условиям ранее заключенного договора морского страхования судна с момента, когда было дано указание об изменении рейса (фиксируется в судовом журнале). Полученная страховщиком выписка из судового журнала позволяет судить об изменении условий договора.

В договор морского страхования  судна на один рейс может быть включено  продление срока действия полиса страхования корпуса судна до возвращения судна из рейса. Страхователь, известив морского страховщика до истечения срока действия выданного ему страхового полиса относительно желания продлить договор, оплачивает дополнительную страховую премию и тем самым обеспечивает продление ранее заключенного договора морского страхования.

Морской страховщик, заключивший  договор морского страхования судна (каско) в случае полной конструктивной гибели судна, закрепляет за собой право  принять судно, доставить груз и  оставить фрахт себе.

Морской страховщик не несет  ответственности за убытки в застрахованном судне вследствие ядерного инцидента (ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения). Морской страховщик принимает на себя обязательства возместить ущерб страхователю только по определенному факту страхового случая. Например, случай ядерного инцидента, если об этом прямо не говорится в условиях заключенного договора морского страхования судна, не является основанием для выплаты страхового возмещения за причиненный им ущерб страхователю.

 

 

 

2.5.Страхования морских  прогулочных яхт, рыболовецких и других судов

Техническая эксплуатация морских прогулочных яхт, а также  спортивных судов и других судов  маломерного флота сопровождается рядом специфических рисков, которые  отличны от рисков линейного и  трампового судоходства. На характер этих рисков накладывает целевое использование прогулочных яхт, спортивных судов и других судов маломерного флота.

Отсутствие профессионального  опыта в мореплавании и поведении  на воде становится одной из основных причин несчастных случаев и других происшествий с указанными судами, экипажами и пассажирами, находящимися на борту.

Интересам судовладельца (фрахтователя) морской яхты отвечает страхование каско (т. е. корпуса, механизмов и оборудования судна), а также страхование гражданской ответственности судовладельца (фрахтователя) судна за ущерб перед третьими лицами.

Страхование каско предусматривает возмещение ущерба страхователю морской яхты в случаях:

- морских опасностей, а также аналогичных опасностей  в озерных и речных водах,  по которым следует судно. При этом имеется в виду ущерб, причиненный судну в результате выбрасывания борта на скалы, посадки на мель, столкновения с каким-либо неподвижным или плавающим объектом в море, реке или озере;

- пожара на борту  судна (кроме случаев умышленного поджога) и/или взрыва;

- выбрасывания какого-либо  имущества за борт судна в  целях борьбы за живучесть  судна в сложных условиях навигации  и спасания судна, терпящего  бедствие, в виду утраты мореходности;

- жесткого контакта (столкновения) борта судна с причальной стенкой или иными портовыми и припортовыми сооружениями;

- случайного падения  какого-либо объекта на борт  судна;

- землетрясения (включая  морские землетрясения и их  последствия — цунами), внезапного  извержения вулкана, удара молнии  о борт судна;

-аварии при совершении погрузочно-разгрузочных операций с борта или на борт судна; перемещения технологической оснастки, оборудования, инвентаря, машин, топлива на судне;

- кражи судна или  отдельных его частей, включая  спасательную шлюпку и навесной  лодочный мотор;

- аварии стационарного  судового двигателя, если он  расположен в специальном помещении  (отсеке) на борту судна и использовался  в технической эксплуатации;

- акции спасания и  расходов по спасанию судна,  а также необходимостью поставарийного  осмотра судна средствами технического контроля.

При этом условия страхования  каско ограничивают ответственность  страховщика по установленным и  документально подтвержденным фактам страхового случая. Страховая выплата  судовладельцу (фрахтователю) морской  выплаты не производится, если:

- имела место авария  навесного мотора или нескольких  навесных моторов, прикрепленных  к борту судна;

- ущерб обусловлен  нарушениями технических правил, требований и наставлений по  эксплуатации судна. Например, конструктивные  разрушения на борту судна в результате превышения максимально допустимой скорости судна против указаний технического паспорта и другой документации;

- имела место утрата  или повреждение паруса (парусов)  судна в результате резких  порывов ветра, независимо от  способов их крепления и других конкретных обстоятельств (посадка на мель, столкновение судна с каким-либо неподвижным или плавающим предметом на воде и т. п.);

- имела место утрата  или повреждение парусов, мачт, древков, линей и другой технологической  оснастки и снаряжения судна во время проведения парусных регат, независимо от других конкретных обстоятельств (посадка на мель, коллизия, полная конструктивная гибель судна, столкновение с каким-либо неподвижным или плавающим объектом на воде);

- имела место утрата  личных вещей лиц, находящихся на борту судна;

- имела место утрата  якоря и/или швартовочного снаряжения;

- имело место повреждение  судового двигателя вместе с  электрооборудованием (кроме повреждений  гребного винта и/или гребного  вала), электроаккумуляторов и электрооборудования, обусловленное погодными условиями.

На условиях обособленного  договора страхования  могут быть застрахованы на случай гибели или  повреждения личные вещи лиц, находящихся  на борту морской яхты. Аналогичным  образом на условиях отдельного договора может быть застрахован судовой двигатель и система энергообеспечения судна.

Страхование гражданской  ответственности судовладельца (фрахтователя) морской яхты за ущерб перед третьими лицами предусматривает:

- возмещение расходов  по поводу любой законной имущественной претензии третьего лица в связи с эксплуатацией судна как источника повышенной опасности;

- возмещение расходов  по поводу лечения и восстановления  здоровья третьих лиц, которым  был причинен ущерб на яхте  или за ее пределами в результате полученной травмы, или стойкого расстройства здоровья (утраты общей трудоспособности);

- возмещение судебных  и внесудебных издержек страхователя (т. е. судовладельца/фрахтователя  яхты) по поводу заявленной имущественной  претензии третьего лица (гонорары  адвоката, оплата услуг независимых технических экспертов, суммы государственных пошлин за совершаемые действия и т. п.).

Перечень страховых  рисков, предусмотренных условиями  страхования рыболовецкого судна-каско, аналогичен применительно к традиционным универсальным и специализированным судам торгового мореплавания. К числу страховых рисков, при наступлении которых судовладельцу (фрахтователю) рыболовецкого судна может быть причинен ущерб, относятся:

- коллизия;

- столкновение рыболовецкого  судна со стационарными и плавающими объектами (например, волнорезом, причальной стенкой, морской буровой платформой и т. п.);

- посадка на мель;

- авария судовых машин  и механизмов;

- расходы по спасанию  рыболовецкого судна;

- полная конструктивная  гибель рыболовецкого судна, включая право абандона у морского страховщика;

- расходы по общей  аварии (только в особо оговоренных  случаях).

Составление договора страхования  рыболовецкою судна исключает из объема страховой ответственности  любые риски, относящиеся к рыболовецкой оснастке и орудиям лова. Это означает, что ущерб, причиненный страхователю в результате гибели или повреждений рыболовецкой оснастки и орудий лова, не возмещается страховщиком независимо от их причины. Например, для страховщика рыболовецкого судна не имеет значение, почему был утерян трап: в результате шторма, пожара или полной конструктивной гибели судна. По взаимному согласию сторон, т. е. страхователя и страховщика, вся рыболовецкая оснастка и орудия лова могут быть застрахованы по отдельному обособленному договору страхования.

Информация о работе Морское страхование в Российской Федерации