Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования.
Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование…………..………………………………………………………..5
Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства….5
Становление и развитие кредитной системы России…………………….9
Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ………….11
Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ…………20
Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России……30
2.1. Особенности регулирования современной кредитной политики России……………………………………………………………………………30
2.2. Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц………………………………34
2.3. Принципы системы страхования вкладов физических лиц…………….37
Глава 3. Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития…………………………………………………….…….42
3.1. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции…………………………………………………………………………42
3.2. Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы………………………………………………………………………….47
3.3. Перспективы развития перестраховочной деятельности……………….49
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы…………………………………………..57
Приложения…………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

основа.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная функция связана с техникой осуществления страховых операций. Созданные страховые фонды размещаются страховщиком по направлениям, рекомендованным надзорными страховыми органами с целью получения дохода, который направляется, в том числе на пополнение страховых резервов. В качестве этих направлений могут быть приобретение долговых обязательств государства (краткосрочных и долгосрочных) и его субъектов, ценных бумаг высокодоходных предприятий, размещение временно свободных средств страховых резервов на депозитах в банках, приобретение слитков золота и серебра и т.д. Инвестиционная функция направлена на обеспечение финансовой устойчивости и безубыточности страховых организаций.

В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Источниками прибыли страховщика выступают доходы от собственно страховой деятельности и доходы от инвестиций временно свободных денежных средств. Оба источника связаны с важнейшим принципом страхования — принципом эквивалентности. Суть этого принципа заключается в том, что доходы страховой компании, формируемые за счет взносов страхователей, должны балансироваться с ее расходами. Расходы компаний складываются из выплат по договорам страхования и затрат по содержанию компании. При превышении доходов над расходами образуется прибыль от страховой деятельности. Иногда суммы страховых возмещений по некоторым видам страхования могут значительно превышать суммы средств страховых взносов. В этих случаях страховщик маневрирует своими резервами и компенсирует убыток от одного вида страхования доходами от другого, а также доходами от инвестиционной деятельности.

Страхование служит важным фактором стимулирования хозяйственной активности, создает для всех хозяйствующих субъектов равные права, дает сильные психологические мотивации экономической деятельности, стремление получить выгоду, желание рискнуть, проверить себя.

Отрасли страхования представляют собой совокупность видов страхования, объединенных общими признаками объекта страхования. Видом страхования называется страхование однородных объектов от характерных для них опасностей.

3.2. Проблемы  развития страховых  компаний в структуре  кредитной 

системы

Серьезной проблемой, ограничивающей возможности российских страховщиков является их невысокая капитализация.    Важными условиями, влияющими на рост капитализации компаний, являются развитие филиальной сети, внедрение новых технологий, а также масштабные инвестиции. Практически все лидеры страхового рынка России осуществляют капиталовложения в свой бизнес, что позволяет им получать стратегическое преимущество перед менее крупными игроками. По оценкам экспертов, за последние три-четыре года «Росгосстрах» осуществил инвестиции на сумму порядка 200 млн. долларов. «Ингосстрах» ежегодно инвестирует около 30 млн. долларов, как в российский рынок, так и в «дочерние» зарубежные компании.

На финансовом положении страховщиков крах ГКО отразился в разной степени. Наиболее серьезно пострадали многие московские страховые компании, имевшие доступ к рынку ГКО и использовавшие его для получения высоких доходов. Высока также доля вложений в госбумаги у региональных фирм Росгосстраха. В то же время меньшие убытки понесли региональные страховые компании, вкладывавшие в государственные ценные бумаги небольшую часть резервов. Самые большие потери страховщиков обусловлены утратой значительной части прежних клиентов из-за отказа заключать договоры страхования ввиду ухудшения их финансового положения. Такое сокращение операций по добровольному страхованию происходит у большинства компаний.

Помимо вложений в государственные бумаги существенная часть активов страховых компаний оказалась замороженной на срочных счетах в проблемных банках в результате развертывания системного банковского кризиса. В результате кризиса пострадали страховые компании, предоставлявшие услуги по накопительным видам страхования. Паника вкладчиков банков передалась и клиентам страховых компаний. В течение первых нескольких недель после начала кризиса многие клиенты досрочно изъяли из компаний свои средства. Многие юридические лица также досрочно прервали договоры страхования.

Девальвация особенно негативно отразилась на компаниях, взявших на себя обязательства по выплатам страховых возмущений в валюте в рублевом эквиваленте. В результате резкого роста курса доллара обязательства этих компаний в рублевом исчислении возросли в несколько раз. Основные потери страховщиков связаны с резким падением покупательной способности основных категорий клиентов среди юридических и физических лиц.

В течение ближайших месяцев экономическая среда будет характеризоваться сравнительно высоким уровнем инфляции и курса доллара, отсутствием надежных финансовых инструментов с относительно высокой доходностью и общедоступностью. В этих условиях можно прогнозировать банкротство или прекращение деятельности в результате отзыва лицензий значительной части страховых компаний.

Развитие национального страхового рынка нельзя рассматривать в отрыве от создания инфраструктуры рынка. В этой связи можно выделить несколько ключевых проблем.

Необходимость стимулирования деятельности профессиональных ассоциаций и объединений страховщиков, способствующих саморегулированию страхового рынка. Следует также разработать меры по повышению страховой культуры, стимулированию массовых видов добровольного страхования.

В основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ указано на необходимость ускорения создания института актуариев с учетом международных стандартов, определения порядка аттестации и лицензирования актуариев. Актуарная оценка – необходимый элемент обеспечения надежности и финансовой устойчивости системы страхования, поэтому деятельность актуария должна иметь правовое обеспечение. В России необходимо законодательно закрепить проведение обязательных актуарных расчетов деятельности страховых организаций и пенсионных фондов.

Надежные расчеты страховых тарифов и страховых резервов, необходимых для будущих покрытий, невозможны без долговременной статистической базы. Отдельные компании сделать это не в состоянии. Учитывая международную практику, следует организовать централизованную подготовку статистической базы. Для решения этой задачи могут быть привлечены средства международных финансовых организаций.

Подготовка кадров. Для работы на рынке нужны профессиональные страховщики, финансовые менеджеры, маркетологи, брокеры, оценщики рисков, актуарии, риск-менеджеры. В настоящее время в государственном перечне специальностей нет специальности “страховое дело”, “актуарий”, “управление рисками”, нет единых квалификационных требований к этим специальностям и критериев подготовки. Это приводит к большим издержкам в работе страховых организаций. Важным шагом на пути решения этой проблемы стала разработка Минфином совместно с ВСС методики обязательной аттестации руководителей страховых компаний.

3.3. Перспективы развития перестраховочной деятельности   

 На операции по перестрахованию  в России приходится около 13% совокупной страховой премии. В России действует 26 специализированных перестраховочных компаний. Доля российских компаний в перестраховочных операциях не очень велика. Крупные риски просто не могут быть перестрахованы в силу недостаточности собственных средств. Перестраховщики не готовы гарантировать обеспечение страхового покрытия в страховании авиационных и космических рисков, страховые суммы по которым сопоставимы по величине с емкостью всего российского перестраховочного рынка. Поэтому часть ответственности по этим рискам передается иностранным перестраховочным компаниям.   

 В отношении возможности  и целесообразности регулирования  перестрахования среди российских  специалистов нет однозначного  мнения. Нам представляется, что  существующие правовые нормы  носят слишком общий характер. Необходимо установление основных  экономических требований к перестраховочным  операциям, которые должны касаться  деятельности, как страховщиков, так и перестраховщиков.

В рамках законодательного регулирования перестрахования целесообразно предусмотреть следующие меры:

  • определить размер минимального собственного удержания компании-страховщика;
  • установить обязательную квоту перестрахования на внутреннем рынке;
  • ввести предел перестрахования в одной компании (национальной или зарубежной) и в компаниях одной страны;
  • исключить передачу в перестрахование за рубеж рисков в случаях, когда для этого нет экономической необходимости.
   

 Установление размера минимального собственного удержания (в процентах от страховой суммы или денежном выражении) позволит упорядочить прием на страхование крупных рисков, исключит из этого процесса компании с небольшими собственными ресурсами и резервами, послужит стимулом для страховщиков к увеличению собственного потенциала.    

 Обязательная квота перестрахования на внутреннем рынке будут способствовать повышению его емкости, усилит взаимодействие между национальными страховщиками и перестраховщиками. Величину этой квоты (в процентах от страховой суммы) целесообразно дифференцировать по видам рисков или объектам страхования и в соответствии с реальными возможностями внутреннего российского рынка покрывать соответствующие риски.   

 Пока потенциал российских  перестраховщиков невелик. Широкое  распространение получили перестраховочные  операции на основе обмена  взаимностью между самими страховщиками. Учитывая сложившуюся ситуацию  на рынке, в перспективе целесообразно  создание мощной общенациональной  перестраховочной акционерной компании  с возможным участием государства. Создание такой компании не  означает обязательного перестрахования  у нее какой-то части риска. Она должна действовать в обычной  рыночной среде. Установление предела перестрахования в одной компании (национальной или зарубежной) и у компаний одной страны обеспечит большую надежность перестраховочной защиты, ограничит использование принципа взаимности между российскими страховщиками и будет стимулировать расширение их международных связей.   

 Правовое регулирование перестрахования  может быть дополнено налоговым  механизмом стимулирования перестрахования  на внутреннем рынке и, соответственно, ограничения размеров передачи  перестраховочных рисков за рубеж. Принципиальное решение этого  вопроса определено в Постановлении  Правительства РФ “О первоочередных  мерах по развитию рынка страхования  в Российской Федерации”. В нем  предусматривается ужесточение  налогообложения российских страховщиков, передающих в перестрахование  за границу более 40% собираемых  премий (взносов). Однако постановление  не имеет прямого действия, некоторые  его положения изначально необоснованные, их практически нельзя реализовать. Прежде всего, неправомерно устанавливать  в качестве норматива единую  квоту (в размере 40%) для всех видов  рисков и объектов страхования.   

 По нашему мнению, возможно  следующее решение. Исходя из  квот минимального собственного  удержания (например, 5% стоимости) и  обязательного перестрахования  на внутреннем рынке (15% стоимости), устанавливается повышенная квота  внутреннего перестрахования, стимулируемая  льготным налогообложением (15%). Премии  по рискам свыше этих квот (35%), передаваемым в перестрахование, исключаются из доходов страховщиков и, следовательно, из налогооблагаемой базы. Если на внутреннем рынке перестраховывается меньшая квота (25%), а за рубеж передается соответственно большая перестраховочная премия за эту часть риска (10%), которая включается в налогооблагаемую базу страховщика. Налог с этой суммы страховой премии будет стимулирующим фактором при решении вопроса о передаче риска зарубежным перестраховщикам. Квоты целесообразно дифференцировать по видам рисков и объектам страхования. Перестрахование у компаний, созданных с участием иностранного капитала и имеющих российскую лицензию рассматривается как перестрахование на внутреннем рынке.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня можно констатировать, что деятельность, связанная со страхованием становится все более востребованной. Следовательно, необходимо стремится предоставлять качественные страховые услуги, осуществлять страховые выплаты вовремя и в достаточном для возмещения вреда объёме.

Страхование – это очень важное звено финансовой системы, которое выступает регулятором воспроизводственных процессов на макро - и микроуровне. Оно является важным инструментом обеспечения непрерывности, стабильности развития общественного производства.

Сейчас страхование рассматривается как залог развития отдельных отраслей экономики, поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечения социальной защищенности граждан.

Страхование является одним из важнейших институтов социальной и финансовой защиты отдельного человека, группы людей и всего общества в целом. Так как на уровне страховой организации формируются страховые резервы, средства которых инвестируются, страхование является важнейшим инвестиционным институтом.

Сущность страхования в условиях финансово-кредитных отношений состоит в научной постановке целей и применении средств их реального достижения. На этот вопрос можно посмотреть с разных сторон. Со стороны страхователя главной целью является защита от экономических рисков, ну а цель любой коммерческой организации, каковыми являются большинство страховщиков, получение прибыли.

Назначение страхования заключается в соглашении между страховщиком и страхователем на основе договора или закона о защите имущественных интересов застрахованного.

Система страхования должна быть простой, понятной и максимально выгодной как для страхователя, так и для страховщика. В этом, главный критерий экономических, юридических и организационных усилий страны, по формированию эффективного страхового механизма и страхового рынка, соответствующего лучшим мировым стандартам страхового дела.

Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средства страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае, не влекут гражданско-правовой ответственности. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба.

В результате поставленных задач и целей исследования можно сделать следующие выводы: экономическая категория страхования является составной частью категории финансов, и охватывает сферу перераспределительных отношений; экономическая категория страхования проявляется на практике в качестве одного из методов формирования и использования страхового фонда.

Отрасли страхования: имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Главные участники страховых отношений – страховщики, страхователи, застрахованные лица и выгодоприобретатели.

Основными задачами для развития страхового звена в системе финансово-кредитных отношений являются: улучшение законодательной базы; развитие обязательного и добровольного видов страхования; создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью.

Необходимо также пересмотреть правила формирования страховых резервов участниками страхового рынка и найти в процессе такого пересмотра разумный баланс между интересами государства, страхователей и страховых компаний. Адекватной мерой является создание в России института сертифицированных актуариев.

Действующее российское законодательство в области страхование, несмотря на ограничения, обеспечивает достаточно уверенное положение иностранных компаний на российском рынке. В то же время созданные государством инкубаторные условия для российских компаний препятствуют развитию данного крайне важного сегмента экономики.

Можно выделить следующие важнейшие направления развития страхования в финансово-кредитной системе на ближайшие годы:

  1. Увеличение  капитализации компаний;
  2. Более  интенсивная работа с представителями  среднего и малого 

бизнеса,  физическими лицами; 

  1. Развитие  розничных продаж;
  2. Более активная региональная политика (увеличение доли региональных сборов);
  3. Выход  на рынки стран ближнего зарубежья; 
  4. Развитие  информационных технологий;
  5. Снижение  уровня «кэптивности» страховых  компаний.

 

    Представляется, что к решению  проблем современного российского  страхования следует подходить  с позиций отношения к нему, как к отраслевому рынку. В  условиях современного страхования  как отраслевого рынка, представляющего  собой не совокупность страховщиков  и обслуживающих их структур, а систему отношений между  потребителями, поставщиками и государством, необходимо умение понимать и  реализовывать на практике интересы  всех его участников. При этом  должно быть понятно, что в  функционировании и развитии  отраслевого рынка ключевую роль  играют потребители. Можно уверенно  утверждать, что в современных  условиях положительные с точки  зрения отечественного страхования (а не только страховщиков) перспективы  есть лишь у такого отраслевого  рыночного механизма, который основан  на сочетании интересов всех участников рынка при обеспечении приоритета интересов страхователей, являющихся главным источником существования и развития всей системы страховых отношений.

 

    Предложенные меры  по совершенствованию системы  страховых отношений на российском  страховом рынке, связанные с  активизации рыночной роли отечественных  потребителей страховых услуг  требуют нормативного закрепления  посредством принятия необходимых  законодательных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. А. Н. Трошин, Т. Ю. Мазурина, В. И. Фомкина. Финансы и кредит. ИНФРА-М,2013 г.
  2. Аленичев В.В., Аленичева Г.Д. Библиографический указатель литературы по страховому делу— М.: ЮКИС, 2013г.. - 288 с.
  3. Банковские и небанковские кредитные организации и их операции -  учебник под ред. Е.Ф. Жукова, Москва, 2012
  4. Владимир Путин. Послание к федеральному собранию.
  5. Гришаев СП. Страхование в нормативных актах Российской Федерации и зарубежных стран. - М.: ЮКИС, 2013г. - 127 с.
  6. Ефимов С.Л. Энциклопедический словарь: Экономика и страхование. — М.: Церих — ПЭЛ, 2013г. — 528 с.
  7. Ингосстрах: Опыт практической деятельности. Сборник материалов по вопросам практики страхования./ Под ред. В.П. Кругляка — М.: Издательский дом Русанова, 2012г. - 432 с.
  8. Кагаловская Э.Т., Левант Н.А. Справочное пособие по личному страхованию. — М.: ЮКИС, 2013г. — 133 с.
  9. Краснова И.А. Страховые фонды и финансово-кредитные отношения. — М.: Анкил, 2013г. — 78 с.
  10. Н.Б. Ермасова. Учебник 2-е издание. Высшее образование,2013 г.
  11. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учеб.пособие - М.: ИНФРА - М., 2004 г.
  12. Страхование - Учебник /Под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  13. Страхование -Гвозденко А.А.- издательство Проспект - 2013 г.
  14. Страхование: принципы и практика.(сост. Д. Бланд). – М.: Финансы и статистика., - 2011. – С.23-25.
  15. Страхование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет анализ и аудит»/Под ред. В.В.Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 год. – 511 стр.
  16. Страхование: учебник/под ред. Т.А.Федоровой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2013 год. – 1006 стр.
  17. Страховое дело: Учебник/ Под ред. Рейтмана Л.И. — М.: Рост,2012 г. - 530 с.
  18. Т.А. Федорова. Страхование, 2013 г.
  19. Финансы и кредит- Ковалева А.М. - М.:Финансы и статистика.,-2013г.
  20. Финансы и кредит учебное пособие под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой,Спб,2013 г.
  21. Шахов. В.В. Введение в страхование: экономический аспект. — М.: Финансы и статистика, 2013 г. — 192 с.
  22. Экономическая теория под ред. Камаева В.Д.; Москва, «Владос», 2012 г.
  23. www.bibliotekar.ru/biznes-21/60.htm
  24. http://studyspace.ru/finansyi-i-kredit-/kreditnaya-sistema.html
  25. Материалы по corporate governance на www.cipe.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1



Информация о работе Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития