Льготы ветеранам труда и труженникам тыла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и охарактеризовать меры государственной социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла.
Задачи:
1. Изучить правовое регулирование мер государственной социальной поддержки.
2. Выявить круг лиц имеющих право на меры государственной социальной поддержки.
3. Охарактеризовать меры государственной социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
4. Определение права на льготы ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий (решение ситуационных задач).

Файлы: 1 файл

курсовая по псо. мд.docx

— 60.13 Кб (Скачать файл)

   Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ и ветеранов труда, устанавливаемые законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», являются расходными обязательствами субъектов РФ.

     В дополнение к мерам социальной поддержки ветеранам из числа федеральных льготников субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Такие дополнительные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов РФ.

   Законодательство РФ о ветеранах состоит из Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Фед. зак. от 02.01.2000 № 40-ФЗ, 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 18.10.2007 № 230-ФЗ), Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 09.04.2007), Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 18.10.2007), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и закрепляет правовой статус ветерана.

      Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» внес ряд изменений в нормативно-правовые акты, поэтому законодательство о ветеранах  тоже претерпело изменения.

     Законодательство о ветеранах и предоставлении им материальной социальной помощи образует нормативные акты, регулирующие порядок и условия реализации отдельных направлений государственной социальной политики, проводимой в этой сфере, источники ее финансирования в части, определенной Федеральным законом «О ветеранах», а также ряд иных вопросов обеспечения социально-экономической поддержки.

     Следует обратить внимание, что отношения, связанные с государственной социальной поддержкой, представляют собой предмет комплексной отрасли законодательства, т.е. включают положения различных отраслей права, главным образом жилищного, трудового и права социального обеспечения.

   Построение системы законодательства о ветеранах обусловлено строгой иерархичностью. Правовые основы соответствующей системы в настоящее время определяются прежде всего Конституцией РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности (п. 1 ст. 39).

    Система законодательства РФ о ветеранах представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Первый из них определяет основные направления государственной социальной политики в данной сфере, конкретизируя их, социальные гарантии, процедуру их предоставления всем категориям ветеранов, а также правовые гарантии социальной защиты ветеранов, меры социальной поддержки которых являются расходными обязательствами РФ.

    На уровне субъектов РФ устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы и меры социальной поддержки ветеранов.

    Значительная роль в правовом регулировании механизма государственной социальной помощи ветеранам отведена актам Министерства труда и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ, положения которых разъясняют применение законодательства по социальному обеспечению в части назначения и выплаты пособий.

    Нужно иметь в виду, что значительная часть нормативной базы в области правового регулирования социальной защиты ветеранов представлена региональным законодательством, которое является вторым уровнем соответствующей системы и формирует как дополнительные виды материальной поддержки ветеранов, выбор которых предопределен действующей в регионе программой социального обслуживания населения, так и самостоятельную систему социального обслуживания отдельных категорий граждан. Принимаемые на уровне субъекта РФ нормативные акты не должны затрагивать права проживающих на его территории граждан в ущерб их интересам.

   Установление Федеральным законом «О ветеранах» пределов правового регулирования материальной поддержки ветеранов на уровне субъектов РФ необходимо для обеспечения их конституционных прав. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом «О ветеранах», то применяются правила международного договора.

   Следует добавить, что Федеральный закон «О ветеранах» распространяется на граждан РФ, а также на постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к таким категориям ветеранов, как ветераны ВОВ и ветераны боевых действий, инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий, ветераны военной службы.

     Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к данным категориям ветеранов, временно проживающих или временно пребывающих на территории РФ, определяются международными договорами РФ.

     Ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных законом «О ветеранах», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ мер социальной поддержки.

    В субъектах Федерации принимаются специальные законы, которые направлены на обеспечение сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. В данных законах, как правило, установлены меры социальной поддержки для следующих категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранов труда; лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.; малоимущих граждан; участников вооруженных конфликтов; родителей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву в ходе вооруженных конфликтов на территории России, республик бывшего СССР и иностранных государств; граждан, получающих пенсию по старости; приемных семей; граждан, страдающих отдельными категориями заболеваний; работников социальной сферы; работников образовательных организаций, организаций здравоохранения, физической культуры и спорта и пенсионеров из их числа, а также иных категорий граждан.

   Пример  из практики:

  Федорова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Крюково города Москвы Зеленоградского административного округа о признании права на звание «Ветеран труда», понуждении в выдаче удостоверения, указав, что 14 сентября 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей предоставления звания «Ветеран труда», однако истцу было отказано по тем основаниям, что представленная истцом информация о награждении ее знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года» не содержит сведения о награждении за долголетний труд, а выписка из приказа о награждении не содержит сведения о награждении данным знаком органами государственной власти СССР ил РСФСР. Не согласившись с данным решением, истец просит суд признать за ней право на звание «Ветеран труда» и обязать ответчика выдать истцу удостоверение установленного образца «Ветеран труда».

     В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала в заявленном объеме, пояснила иск.

    Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными истцом исковым требования не согласилась, представив отзыв на исковое заявление (л.д.28-29), считая, что оснований для присвоения истцу звания «Ветерана труда» нет, не оспаривала наличие у истца необходимого трудового стажа для этого и не оспаривала сам факт награждения истца знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года», но считала, что это не дает основания для удовлетворения исковых требований.

      Выслушав стороны, исследовав собранные по делу доказательства, суд пришел  к следующему: Истец 14 сентября 2011 года обратилась с заявлением о присвоении звания и выдаче удостоверения «Ветерана труда», представив необходимые документы, подтверждающие как необходимый стаж, так и факт присвоения ей звания «Победитель социалистического соревнования 1979 года».

    Ответчик своим письмом от 04 октября 2011 года сообщил истцу об отказе в оформлении удостоверения, оспаривая факт наличия у истца право на присвоения звания «Ветеран труда», указывая, что у истца отсутствует награда, отвечающая требованиям для присвоения названного звания (л.д.23-24). Как следует из материального дела, истец 09 августа 1956 года рождения, с июля 1974 года была членом колхоза (л.д.9-10), а с 20 августа 1976 года работала в Опытно - производственном хозяйстве ВНИИ виноградарства и виноделия, что подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д.14-22).

    В соответствии с приказом в Всероссийскому научно-исследовательскому институту виноградарства и виноделия от 07 марта 1980 года № 45 (л.д.8) истец была награждена от имени Министерства и ЦК профсоюза знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года» (л.д.7). Согласно Положения о едином общесоюзном знаке «Победитель социалистического соревнования» 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 08 апреля 1977 года «Об утверждении образцов единого общесоюзного знака «Победитель социалистического соревнования» 1977 года и последующих годов десятой пятилетки награждались передовые рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, служащие объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений за успешное выполнение заданий и социалистических обязательств соответствующего года десятой пятилетки.

    Награждение знаком «Победитель социалистического соревнования» от имени министерства (ведомства) и ЦК профсоюза производилось совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета, объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течении этого года – за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств. Знак «Победитель социалистического соревнования» вместе с удостоверением установленного образца вручается в торжественной обстановке на собраниях трудящихся. В трудовую книжку награжденного вносятся соответствующая запись. Как следует из сведений, содержащихся в трудовой книжке, истец был награжден знаком «Победитель социалистического соревнования за 1979 год» на основании приказа №45 от 07 марта 1980 года (л.д.11-22).

    Отказ Управления социальной защиты населения района Крюково г.Москвы выдаче истцу удостоверения «Ветеран труда» мотивирован положениями статьи Федерального закона от 16 декабря 1994 года №5-ФЗ «О ветеранах», при этом ответчик указал на отсутствие у истца награды, отвечающей требованиям указанной статьи Закона. Вместе с тем, в п.2 ст.7 Федерального закона от 16 декабря 1994 года №5-ФЗ «О ветеранах» указано, что ветеранами труда являются люд, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В п.2.1. ч.2. Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» утвержденном постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 года №443-П указано, что звание «Ветеран труда» присваивается районным управлением социальной защиты населения лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющими трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет. Частью 3 данного Положения установлено, что основанием для присвоения звания «Ветеран труда» для лиц, указанных в п.2.1., являются документы о награждении в том числе нагрудными почетными знаками (значками) за продолжительный добросовестный труд. Истец имеет удостоверение к знаку «Победитель социалистического соревнования 1979 года», сам нагрудный знак, награждение данным знаком произведено от имени Министерства и ЦК профсоюза. Письмом Минтруда РФ № 2026-ВЯ, Минсоцзащиты РФ № 4276/1-30 от 10 ноября 1995 года «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» к ведомственным знака отличия в труде отнесены: нагрудные почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и залуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Суда бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР и РСФСР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Письмом Минтруда РФ от 15 сентября 1997 года № 4545 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» приведен обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда» в котором к наряду с орденами и медалями СССР и РФ, почетными званиями СССР и РФ учитываются почетные звания, в том числе и Победитель социалистического соревнования за определенный год.

      Таким образом, отказ Управления социальной защиты района Крюково г.Москвы в выдаче истцу награжден единым общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1979 года», данная награда относиться к ведомственной и подлежит учету при принятии вопроса о выдаче ему соответствующего удостоверения. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявленной истцом требований и признании отказа Управления социальной защиты населения района Крюково города Москвы Зеленоградского административного округа от 04 октября 2011 года в присвоении Федоровой Н.А. звания «Ветеран труда» - неправомерным, а так же, понуждении Управления социальной защиты населения района Крюково города Москвы Зеленоградского административного округа к выдаче Федоровой Н.А. удостоверение установленного образца «Ветеран труда». Руководствуясь Федеральным законом от 16 декабря 1994 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ст.ст.194-198 ГПК РФ суд, решил удовлетворить иск о признании права на звание «Ветеран труда» и обязать Управление социальной защиты населения района Крюково города Москвы Зеленоградского административного округа выдать Федоровой Н.А. удостоверение установленного образца «Ветеран труда».

     Таким образом, законодательство субъектов федерации направлено на обеспечение государственной политики в отношении ветеранов. А должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, согласно ст. 26 этого закона, в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ о ветеранах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Меры социальной  поддержки ветеранов труда и тружеников тыла

 

2.1. Льготы ветеранам труда

       Порядок присвоения звания «Ветеран труда» определяется Федеральным Законом Российской Федерации «О ветеранах», принятым Государственной Думой 16 декабря 1994 года.

    В соответствии со ст. 7 указанного Закона ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

     Гражданин, претендующий на присвоение звания “Ветеран труда”, подает в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление (Приложение А) и документы, подтверждающие основание для его присвоения. Перечень таких документов предусмотрен в пп. 4, 5, 6 Положения о звании “Ветеран труда”.

Информация о работе Льготы ветеранам труда и труженникам тыла