Фонд социального страхования Российской Федерации, его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 13:09, статья

Описание работы

Статья посвящена исследованию механизма формирования федерального фонда социального страхования. В статье проведен анализ формирования и использования средств фонда за 2013-2014г.г.На основе проведенного анализа выделены основные проблемы его формирования и обоснована необходимость реформирования действующего механизма.

Файлы: 1 файл

статья фсс последняя.docx

— 37.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Фонд социального страхования Российской Федерации, его формирование

Статья посвящена исследованию механизма формирования федерального фонда социального страхования.  В статье проведен анализ формирования и использования средств фонда за 2013-2014г.г.На основе проведенного анализа выделены основные проблемы его формирования и обоснована необходимость реформирования действующего механизма.

The article investigates the mechanism of formation of the Federal Social Insurance Fund. The article analyzes the formation and use of the fund for 2013-2014. On basis of the analysis identified the main problems of its formation and the necessity of reforming the existing mechanism.

Ключевые слова: социальное страхование, право социального обеспечения, социальные права.

Key words: social insurance, social security law, social rights.

 

Социальное страхование входит в число основных прав человека и является одним из важнейших средств достижения социального согласия в обществе, содействуя тем самым социальному миру и участию в жизни общества всех социальных групп населения. Оно составляет неотъемлемую часть социальной политики правительств на индустриальных и постиндустриальных этапах развития и играет существенную роль в недопущении и снижении бедности. На основе профессиональной и общенациональной солидарности и справедливо организованной социальной защиты, социальное страхование способствует укреплению человеческого достоинства, равенства и социальной справедливости. Оно имеет также большое значение для политической интеграции, повышения индивидуального статуса и развития личности. Социальному страхованию как специализированному институту социальной защиты свойственны определенные признаки и характеристики, позволяющие реализовать взаимоувязанную гамму функций по резервированию, аккумуляции и распределению финансовых ресурсов, предназначенных для замещения заработной платы работников и оказания медицинской помощи.

Обязательное социальное страхование - неотделимая и важная часть системы государственной социальной защиты граждан.

Его основной задачей является страхование экономически активного населения от возможных изменений их социального и материального положения, в том числе возникающих по причинам, от них не зависящим.

Страховщиком по обязательному социальному страхованию от возможных несчастных случаев, которые возникают на производстве и профзаболеваний является Федеральный фонд социального страхования.

Источником денежных средств, поступающих в фонды на обязательное государственное социальное страхование, выступают страховые взносы, которые работодатели (страхователи) отчисляют в соответствующие фонды страхования.

Однако в случае дефицита средств в фондах возникший недостаток покрывается так называемыми трансфертными платежами, поступающими из федерального бюджета РФ. [23]

Тарифы взносов рассчитываются в соответствии размерам дохода каждого работника, учитывая определенные виды вознаграждений, выплаты и пособия. Особый порядок расчета отчислений в фонды предусмотрен для ИП, адвокатов, нотариусов и других категорий работодателей.

К основным видам расходов фондов обязательного государственного страхования относятся следующие виды выплат и пособий:

  • оплата больничного листка;
  • пособия в связи с материнством;

Пособие, связанное с беременностью и родами - есть не что иное, как социальное страхование работающих женщин. Помимо этого, существуют выплаты на рождение ребенка и по уходу за ним до определенного возраста.

Обязательное соцстрахование обеспечивает граждан материальной поддержкой в виде пособия по безработице, на погребение.

Кроме оплаты социальных пособий и выплат средства фондов могут расходоваться и на такие мероприятия:

  • оплата путевок в бальнеологические учреждения;
  • оплата диетического питания;
  • частичная помощь в содержании оздоровительных детских лагерей.

Социальное  страхование  -  инструмент  проведения  в  жизнь

государственной социальной политики, который занимает одну из ведущих позиций в жизни любого государства или общества. [3]

В настоящее время общая система финансирования социального страхования включает платежи только в виде страховых взносов:

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

уплачиваемые в ФСС, максимальная тарифная ставка - 2,9%;

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемые в ФСС, - ставки от 0,2 до 8,5% [23.]

Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью начисления и уплаты взносов осуществляется непосредственно внебюджетными фондами: ФСС - в двух отраслях страхования (социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) [3].

Начало системе социальной защиты и страхования в России было положено еще в 1861 году. С тех пор было внесено не один десяток изменений в порядок и организацию социального страхования с целью обеспечения оптимальной социальной защиты граждан.

Однако на сегодняшний день остаются нерешенными определенные проблемы обязательного социального страхования. Хотя элементы, характерные для оптимальной целостной системы соцстрахования в современной России все-таки вырисовываются.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в социальном страховании является низкая заинтересованность работодателей в уплате страховых взносов в ФСС. Ведь количество денежных возмещений из фонда значительно меньше суммы уплаченных взносов.

Работники же рассматривают страховые взносы, как лишение части своего заработка, а не как инвестицию в будущее на случай потери дохода в связи с социальным риском. А тем временем качество условий труда в отношении безопасности оставляет желать лучшего.

Все по причине того, что многие работодатели пытаются различными способами снизить свои тарифы по страховым взносам, при этом необоснованно указывая несоответствующий реальности вид своей деятельности и прочие документы для получения льготы.

Но это, к сожалению не единственная проблема социального страхования российских граждан, есть и другие, более серьезные проблемы, которые мы рассмотрим с вами прямо сейчас. [19]

Еще одной проблемой, характерной для системы соцстрахования в России является отсутствие реального разделения систем соцстрахования и соцзащиты населения.

С одной стороны, ФСС осуществляет выплаты в случаях временной нетрудоспособности, по причине несчастных случаев, возникающих на производстве или в случае подтверждения профзаболевания у работника, что есть видом страхования.

С другой - осуществляет выплаты пособий, связанных с материнством, на погребение, лечение в санаторно-профилактических учреждениях и т.д., что является не страховыми случаями, которые больше относятся к социальной помощи, нежели к страхованию.

В связи с этим, можно выделить следующие проблемы социального страхования в России:

  • проблема сохранения не страховых принципов из-за отсутствия обоснованной зависимости величины выплачиваемых пособий от общего количества отчислений;
  • финансовая неустойчивость системы социального страхования, возникающая за счет опережения расходов фонда над доходами;
  • недостаточное обоснование расходов фонда: уровень выплат по основным социальным рискам (по старости, инвалидности и в связи с утерей кормильца) значительно ниже, чем предусмотрено Конвенцией МОТ, в то же время выплаты в связи с временной нетрудоспособностью могут достигать 100%; 
  • демографическая проблема: ежегодно доля трудящегося населения в России существенно сокращается. [18]

Фактическое исполнение бюджета Фонда за 2014 год составило по доходам 603,5 млрд рублей (102,2% к плану) и по расходам 566,2 млрд рублей (91,4%). В 2013 году бюджет Фонда был исполнен по доходам на 108,8% и по расходам на 90,1%. 

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством поступили в 2014 году в сумме 385,4 млрд рублей, или 107,7% к запланированному показателю (2013 год - 111,3%). 

На увеличение доходов от указанных страховых взносов повлиял в основном рост фонда заработной платы для начисления страховых взносов по сравнению с расчетной величиной на 7,0 млрд рублей, а также поступления доходов дополнительно к плановым значениям от плательщиков, применявших льготные тарифы страховых взносов в 2014 году, в сумме 13,7 млрд рублей. Доля застрахованного фонда заработной платы составила в 2014 году 81,32% (2013 год-81,08%).

 По итогам 2014 года уровень сбора страховых взносов по данному виду страхования составил 99,6% при запланированном показателе 98,0%, что дополнительно дало 6,8 млрд рублей поступлений страховых взносов.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в сумме 88,7 млрд рублей, или 108,5% от запланированного уровня (2013 год -

114,4%). Увеличение фонда  заработной платы относительно  запланированного на 4,4% позволило  обеспечить рост поступлений  указанных страховых взносов  в бюджет Фонда на 3,7 млрд рублей. Коэффициент сбора страховых  взносов по данному виду страхования  составил 98,8% против запланированных 97,0%. Средневзвешенный по отраслям  тариф страховых взносов сложился  в размере 0,53%, что на 0,02 процентных  пункта больше планового значения. Это дало дополнительные поступления  страховых взносов соответственно  в сумме 1,5 млрд рублей и 1,7 млрд  рублей.

 Основная часть расходов  Фонда (395,8 млрд рублей, или 69,9% всех  расходов, в 2013 году - 66,3%) направлена на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет и другие выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В целом расходы на эти цели в 2014 году составили 90,6% к плановым показателям (2013 год - 88,4%). 

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 162,4 млрд рублей, или 82,3% к плану (2013 год - 80,0%), и выросли относительно 2013 года на 16,0 млрд рублей, или на 10,9%. Снижение указанных расходов по сравнению с запланированными показателями обусловлено в основном сокращением относительно плановых расчетов числа случаев временной нетрудоспособности (на 12,5%) и соответственно оплаченных дней нетрудоспособности (на 15,0%), что свидетельствует о снижении заинтересованности части застрахованных граждан в получении листков временной нетрудоспособности, прежде всего в случае относительно легкого заболевания. 

Расходы на выплату пособий в связи с материнством, осуществляемые Фондом, составили 214,9 млрд рублей, или 96,8% к плану (2013 год - 95,3%), и увеличились по сравнению с 2013 годом на 9,4 млрд рублей (4,6%). Страховые выплаты и другие расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2014году составили 69,5 млрд рублей или 91,3% к плану (2013 год - 94,2%). Уменьшение расходов по сравнению с плановыми показателями обусловлено в основном снижением числа единовременных и ежемесячных страховых выплат, оплаченных дней временной нетрудоспособности по этому виду страхования в результате сокращения числа несчастных случаев на производстве и снижения уровня их тяжести (в 2014 году процент утраты трудоспособности составил 43,40% против 43,65% в 2013 году). 

За счет средств федерального бюджета в 2014 году финансировались расходы Фонда на выплату предусмотренных законодательством пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, а также на государственную социальную помощь отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, выплаты неработающим гражданам пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Расходы на эти цели с учетом остатков средств за 2013год составили 83,1 млрд рублей, или 97,3% к плану (2013 год - 78,0 млрд рублей, или 96,6%). За счет федерального бюджета в 2014 году также осуществлялось выделение средств на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в сумме 5,4 млрд рублей и на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в сумме 23,6 млрд рублей. 

С учетом привлеченных средств федерального бюджета на эти цели бюджет Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством был исполнен с профицитом в сумме 17,6 млрд рублей (без их учета - с дефицитом в сумме 11,4 млрд рублей). 

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда исполнен с профицитом в сумме 20,6 млрд рублей.

 В 2014 году Фондом за счет перечисленных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществлялась оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и после родов, а также диспансерного наблюдения ребенка в первый год жизни. Расходы на эти цели с учетом остатков за 2013 год составили 17,85 млрд рублей, или 93,8% к расходам, утвержденным в бюджете Фонда (2013 год - 18,2 млрд рублей, или 95,4%). 

Остатки указанных средств на конец прошлого года в сумме 1,64 млрд рублей будут использованы Фондом в 2015 году на те же цели. 

Фонд обеспечил в 2014 году экономию расходов на содержание аппарата органов управления, которые составили 23,7 млрд рублей, или 93,6% к плану (2013 год - 92,7%). [22]

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, его формирование