Добровольное медицинское страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности, преимущества и недостатки, перспективы развития добровольного медицинского страхования в России.
Задачи работы:
рассмотреть теоретические аспекты формирования медицинского страхования;
провести анализ современного положения добровольного медицинского страхования в России и экономическую оценку;
рассмотреть развитие и перспективы ДМС в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования медицинского страхования 5
1.1. Развитие медицинского страхования в России 5
1.2 Добровольное медицинское страхование 9
Глава 2. Анализ современного положения добровольного медицинского страхования в России и экономическая оценка 19
2.1.Предпосылки возникновения ДМС в России 19
2.2. Динамика развития рынка ДМС 22
Глава 3. Развитие и перспективы ДМС в России 34
3.1.Основания развития ДМС в России 34
3.2.Развитие ДМС 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая по ДМС.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

В Законе РФ «О медицинском  страховании граждан Российской Федерации» основная цель медицинского страхование сформулирована следующим образом: «...гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия».

Исходя из этой общей  цели, можно выделить несколько частных  задач:

  • социальные задачи: охрана здоровья населения; обеспечение производства населения; развитие сферы медицинского обслуживания;
  • экономические задачи: финансирование здравоохранения, «пение его материальной базы; защита доходов граждан и их семей, перераспределение средств, идущих на оплату медицинских услуг между различными группами населения. ДМС актуально только в рыночной экономической системе, где оно представляет собой финансовый механизм управления рисками, связанными с нарушением здоровья человека. Социально-экономическое значение ДМС заключается в дополнении гарантий по медицинскому обслуживанию, предоставляемых населению бесплатно через системы бюджетного финансирования медицинских учреждений ОМС. Это касается в первую очередь проведения дорогостоящих методов лечения и диагностики, применения современных медицинских технологий, обеспечения комфортных условий лечения, осуществления тех видов лечения, которые не включены в сферу «медицинской помощи по жизненным показаниям».

Добровольным медицинским  страхованием в той или иной степени  занимается большинство страховщиков: по данным страхового надзора, около 75% зарегистрированных страховых компаний имеют лицензию на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию. Однако большинство из них страхуют лишь персонал связанных с ними компаний, доля ДМС в их страховых портфелях незначительна, а конкуренция между такими компаниями сведена к минимуму.

Подобные страховщики, как правило, работают в узкой  нише, обслуживая страховые интересы лишь одного или нескольких аффилированных предприятий. В сущности, в подобных случаях речь идет о налогосберегающих схемах, имеющих мало общего с реальным страхованием. При схемных операциях соблюдаются все формальности, требуемые для ухода от налогов: в полис включается некая якобы рисковая часть, в реальности невыполнимая. На деле же происходит простая оплата медицинской услуги15.

Реальное страхование - рисковое, при котором страхователь вносит статистически рассчитанную плату за лечение, необходимое "среднему" человеку его возраста за год, а получает те услуги, которые потребуются ему по медицинским показаниям. Именно реальное ДМС наиболее активно развивается в последние три-четыре года, в то время как объем псевдостраховых схемных операций неуклонно сокращается. Ориентированные на долгосрочное развитие страховщики зарабатывают за счет своей основной деятельности - защиты рисков, а не от комиссионных за сомнительные операции.

Реальным медицинским  страхованием занимаются преимущественно лидеры рынка ДМС - ведущие универсальные страховщики федерального уровня, на которых приходится более половины всех взносов в этом сегменте. Так, всего лишь около десятка компаний обеспечивают медицинской защитой персонал большинства крупных производственных комплексов России, заодно предоставляя услуги среднему и малому бизнесу, а также частным клиентам.

 

2.2. Динамика  развития рынка ДМС

 

По оценкам BusinesStat, в 2011 г стоимостный объем рынка добровольного медицинского страхования в России составил 97,3 млрд руб, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,3%. При этом число оказанных по ДМС медицинских приемов выросло всего на 3%. Выручка ДМС растет опережающими темпами по отношению к численности оказанных приемов. Основным фактором роста выручки является повышение цен на медицинские услуги в целом и полисы ДМС в частности. Средние цены приемов ДМС в2011 г выросли на 10% и составили 968,6 руб за прием. Рост цен, в свою очередь, связан с увеличением зарплат персонала, ставок аренды помещений, цен импортного оборудования и лекарств.

В ближайшие годы средние  цены на обслуживание по программе  ДМС будут расти медленнее, чем  на разовые услуги коммерческих клиник. К2016 гсредняя цена медицинского приема по ДМС составит 1550,8 руб за прием. Относительно медленный подъем цен связан с наличием у страховщиков прибыли, составляющей разницу между страховыми премиями и страховыми выплатами. Эта прибыль позволяет страховым компаниям брать на себя часть расходов, возникающих после подъема цен клиниками16.

С 2007 по 2011 гг средняя  цена полиса ДМС выросла на 53% и  достигла 5,2 тыс руб за годовой  полис. Поскольку 83% объема рынка ДМС  занимает корпоративное страхование, то и средняя цена полиса более приближена к оптовой цене для крупных организаций, то есть к минимально возможной цене. Из-за исчерпания сегмента крупных клиентов страховщики вынуждены плотнее работать с физическими лицами и мелким бизнесом, из-за чего средняя цена полиса будет ежегодно возрастать и к2016 г достигнет 9,2 тыс руб за полис.

В таблице 1 приведен список компаний-лидеров по взносам по ДМС, собранным в 2011 году.

Таблица 1 17

Компании - лидеры в добровольном медицинском страховании, 2011 г.

Место

Компания

Взносы, тыс. руб.

Выплаты, тыс. руб.

Рейтинг надежности

1

Группа СОГАЗ

6229329

6850173

А++

2

ЖАСО

4463046

3363686

А

3

РОСНО

3411379

1796066

А++

4

МАКС

2092398

2007524

А++

5

"Ингосстрах"

1882150

1552953

А++

6

"РЕСО-Гарантия"

1487436

994391

-

7

Группа компаний "Росгосстрах"

1356723

968809

А++

8

Группа "УралСиб"

995609

597972

А+

9

Группа "КапиталЪ"

816808

648895

А++

10

"Ренессанс Страхование"

807670

526864

А+

11

"Энергогарант"

737326

433737

А+

12

"Шексна"

680103

616532

А+

13

"АльфаСтрахование"

544877

393799

А++

14

Страховой дом ВСК

487023

358563

А++

15

"Россия"

472929

372931

А+

16

"Медэкспресс"

438328

253482

-

17

"AIG Россия"

357358

351299

-

18

"Согласие"

305065

254546

А+

19

СК "Сургутнефтегаз"

295172

935167

А+

20

"Спасские ворота"

237933

160117

А+


 

Таблица 2

Показатели страховых компаний

 

Год

Страховые взносы по добровольному  страхованию, тыс. руб.

Собственные средства, тыс. руб.

Страховые резервы по видам иным, чем страхование жизни (без учета  доли перестраховщиков), тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Уровень выплат по добровольному страхованию (%), %

2001

12 251 945,00

-

-

250 765,00

63,0

2002

11 752 928,00

1 408 459,00

2 607 056,00

396 275,00

122,0

2003

9 039 417,00

1 469 251,00

3 792 208,00

34 213,00

56,7

2004

37 992,00

2 096 000,00

5 624 000,00

92 098,00

42,0

2005

10 288 459,00

3 522 254,00

7 741 863,00

646 813,00

37,0

2006

16 144 195,00

4 969 919,00

11 909 731,00

-

-

2007

20 966 860,00

6 760 713,00

18 584 876,00

129 555,00

-

2009

20 555 905,00

7 098 145,00

21 149 591,00

-1 460 826,00

-

2010

18 213 222,00

7 456 767,00

21 942 149,00

369 949,00

-

2011

11 611 133,00

7 421 413,00

22 460 280,00

203 525,00

-


 

Среди компаний, активно  работающих на рынке реального ДМС, можно условно выделить несколько  групп, различающихся по стратегии  привлечения клиентов.

Первая группа - страховые  компании, являющиеся "дочками" финансово-промышленных холдингов. Основная задача этих страховщиков - организация медицинского обслуживания материнской структуры и аффилированных с ней компаний18.

 Как правило, эти  компании работают в регионах  в соответствии с географией  бизнеса учредителей. Накопив  опыт работы с "родственными" клиентами, они начинают активно предлагать свои услуги их партнерам и иным предприятиям, работающим в соответствующих регионах. Зачастую в подобных случаях страхование осуществляется с полным или частичным учетом принципов возвратности. К числу таких компаний можно отнести большинство лидеров: Группа "СОГАЗ", включающая компании "СОГАЗ" и "Газпроммедстрах", ЖАСО, входящие в страховую группу "КапиталЪ" компании "КапиталЪ Страхование" и "КапиталЪ Медицинское страхование", "Шексна", СК "Сургутнефтегаз", СКМ, "Согласие". Кроме того, свои сегменты рынка имеет "Энергогарант", традиционно страхующий региональные АО-энерго и близкие к электроэнергетике компании.

Вторая группа - компании, работающие в программе обязательного  медицинского страхования (через специально созданных "дочек") и во многом на этом строящие свою маркетинговую политику. Известность людям, возможность координировать финансовые потоки, идущие по каналам обязательного и добровольного страхования, а также налаженные отношения со всеми московскими поликлиниками и больницами позволяют этим страховщикам занимать лидирующие позиции в ДМС. В первую очередь к числу этих компаний можно отнести МАКС, РОСНО и "Спасские ворота". Эти три компании являются лидерами московского рынка классического медицинского страхования. Однако совмещают деятельность ДМС и ОМС не только они. На таких принципах работают многие как московские, так и региональные страховщики19.

Третья группа страховщиков - компании, ориентированные исключительно на рыночную клиентуру. Они работают только с теми клиентами, которых удалось привлечь различными маркетинговыми программами. В любой из компаний этой группы можно купить весь набор существующих на рынке страховых программ: амбулаторное лечение с прикреплением к любому из ведущих медицинских учреждений, стационарное лечение, "Скорая помощь", "Личный врач" и т.п. К числу таких страховщиков можно отнести ведущие российские универсальные страховые компании "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", компании системы "Росгосстрах", "УралСиб", "Ренессанс Страхование", "AIG Россия", "Россия". Активно работают на рынке массового ДМС Страховой дом ВСК и "АльфаСтрахование". Первое и второе место в списке крупнейших игроков на рынке ДМС заняли компании, отнесенные к первой группы, т.е. кэптивы. Однако основная конкуренция развивается в рамках второй и третьей групп между такими компаниями, как РОСНО, "Ингосстрах", МАКС и т.д. Анализ взносов по добровольному медицинскому страхованию по итогам первого полугодия 2006 года отражает временное усиление роли компаний, входящих в первую группу и получающих значительную часть страховых премий в начале года, тогда как компании, собирающие страховые взносы равномерно в течение года теряют свои позиции.

Несмотря на то, что  внутригодовая статистика рынка  ДМС в значительной степени искажена фактором сезонности, можно сделать вывод о динамичном развитии рынка добровольного медицинского страхования: за первое полугодие 2009 года три крупнейших игрока собрали больше страховых взносов, чем за весь предыдущий 2010 год. Так компании, входящие в Группу "СОГАЗ", собрали премий по ДМС за 2011 год на сумму 6,2 млрд рублей, а за шесть месяцев 2012 года - на сумму 6,5 млрд рублей.

Таблица 3

Компании-лидеры в добровольном медицинском страховании, 1 полугодие 2012 г.

Место

Компания

Взносы, тыс. руб.

Выплаты, тыс. руб.

1

Группа "СОГАЗ"

6532071

3189994

2

ЖАСО

4486340

1719340

3

РОСНО

3510307

1086686

4

Группа "Ингосстрах"

1637166

908209

5

Группа "РЕСО-Гарантия"

997451

572125

6

Группа "Росгосстрах"

918935

518435

7

СК "Сургутнефтегаз"

839404

367910

8

Группа "Шексна"

790550

327383

9

Группа МАКС

787854

388403

10

Группа "КапиталЪ"

688119

322103

11

"Ренессанс Страхование" (включая "Прогресс-Нева")

645600

338666

12

Группа "УралСиб"

620144

356657

13

Группа "АльфаСтрахование"

503273

225464

14

Страховой дом ВСК

430899

180122

15

"Медэкспресс"

374190

134935

16

СКМ

337507

186367

17

"Согласие"

328169

127180

18

"Энергогарант"

323736

241681

19

Группа "Русский мир"

252260

98637

20

"Россия"

247468

158275

Информация о работе Добровольное медицинское страхование в России