Анализ системы социального страхования и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели надо рассмотреть ряд задач, а именно:
описать сущность социального страхования и его необходимость;
рассмотреть фонд социального страхования и характеристику его деятельности;
изучить нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования;
проанализировать систему формирования доходов и расходов средств ФСС;
рассмотреть перспективы совершенствования социального страхования в России.

Содержание работы

Аннотация………………………………………………………………..….…3
Введение…………………………………………………………………..……4
1. Теоретические основы социального страхования в России………..….…6
1.1. Сущность социального страхования и его необходимость………..…....6
1.2.Фонд социального страхования и характеристика его деятельности………………………………………………………………..…..9
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования ……………………………….……………………………..……17
2. Анализ системы социального страхования и перспективы её развития..............................................................................................................22
2.1. Анализ системы формирования доходов Фонда социального страхования ……………………………………………………….…….….....22
2.2. Оценка расходования средств Фонда социального страхования………………..……………………………………………...…...27
2.3. Перспективы совершенствования социального страхования в России.................................................................................................................31
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………..………….….………...37

Файлы: 1 файл

страхование.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализ расходов Фонда социального страхования  показал, что сумма расходов с каждым годом имеет тенденцию к увеличению. Происходит это увеличение за счет увеличения выплат по статьям расходования. Так темп роста финансирования исполнительной дирекции Фонда в 2011 году по отношению к 2010 году составил - 119,6%, что на 12,4 % больше чем показатель 2010 к 2009. Также увеличение можно проследить и по остальным статьям, за исключением выплаты пособий по временной нетрудоспособности, тут прослеживается снижение расходов и темп роста равен – 83,1%.

 

2.3. Перспективы совершенствования социального страхования в России

Формирование системы  обязательного социального страхования  в стране требует концептуального  и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:

- определение финансовых  механизмов отдельных видов и  всей системы социального страхования  с учетом формирования оптимальной  нагрузки субъектов страхования,  увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;

- разработка методологических  и правовых основ для формирования  собственного правового поля  социального страхования, имеющего  четкие законодательные рамки  и не допускающие смешения  с правоотношениями, регулирующими социальную помощь и государственное социальное обеспечение;

- разграничение функций  и полномочий по организации  и управлению системой и отдельными  видами социального страхования  основных социальных субъектов  (работодателей, работников и  государства) с их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;

- определение инструментария  и инфраструктуры управления социальным страхованием - моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.

Так как каждый вид  социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется  для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация  социального страхования развиваются  по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

Формирование цивилизованной системы социального страхование в России возможно при условии применения междисциплинарного и внутрисистемного подходов, позволяющих учитывать «внешние» и «внутренние» факторы, влияющие на взаимосвязь базовых ее элементов по экономическому и административному регулированию и управлению системой.

В ряду наиболее крупных  «внешних» систем выступает система  заработной платы, которая определяет масштаб и тип охвата социальным страхованием (наемные и / или самозанятые работники, методы и формы финансирования, масштабы формального и неформального секторов занятости) и позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциала социального страхования. В этой связи все более актуальным вопросом является разработка концепции совершенствования системы заработной платы и доходов населения и включения ее важнейших направлений в бюджетный процесс всех уровней.

Итак, система социального страхования требует внесения значительных изменений. Необходимо разработать механизм совершенствования управления социальным страхованием, который предусматривает социальное партнерство между государством, работодателями и профсоюзами по выработке решений о размерах страховых взносов, установлении дополнительных источников финансирования и расширения форм социального страхования.

Автором предложен комплекс мер по оптимизации системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

  1. четко определить объект социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  2. использовать страховые принципы в страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  3. определить миссии ФСС РФ;
  4. формировать резервы средств для осуществления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( прежде всего за счет капитализированных платежей в случае ликвидации предприятия);
  5. установить страховые тарифы не на один год, а хотя бы на три года.

Для обеспечения предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний предлагается наделить ФСС РФ правом осуществления надзорных и контрольных функций.

Таким образом, проанализировав систему формирования доходов и расходов средств Фонда социального страхования за 2009-2011 гг. можно сделать следующие выводы:

  1. в 2011 году происходит увеличение всех групп доходов ФСС, и в последствии чего доходы фонда значительно увеличиваются. И за 2011 год бюджет Фонда исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 61 миллиард рублей;
  2. анализ расходов Фонда социального страхования показал, что сумма расходов с каждым годом имеет тенденцию к увеличению. Происходит это увеличение за счет увеличения выплат по статьям расходования, но не смотря на все эти факты бюджет Фонда социального страхования в 2011г. является профицитным;
  3. формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба и т. д.

 

 

 

Выводы и предложения

В результате исследования системы социального страхования в России можно сделать следующие выводы:

1. Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, а потери кормильца, необходимости получения медицинской помощи и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Система социального страхования все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.

2. Фонд социального страхования РФ создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа в 1992г. в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Фонд социального страхования РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ». Основными задачами Фонда являются: обеспечение выплат; разработка предложений по тарифам страховых взносов; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.

3. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

4. При исследовании динамики доходов и расходов Фонда социального страхования за период 2009-2011 гг. было выявлено, что в 2011 гг. бюджет ФСС был профицитным, а до 2011 г. бюджет ФСС является дефицитным. Это обусловлено, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей, социального пособия на погребение.

5. Анализ расходов Фонда социального страхования показал, что сумма расходов с каждым годом имеет тенденцию к увеличению. Происходит это увеличение за счет увеличения выплат по статьям расходования. Удельный вес в расходах ФСС принадлежит выплатам пособий по временной нетрудоспособности, который имеет тенденцию к снижению.

6. В данной работе были предложены меры по оптимизации системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

1) четко определить объект социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) формировать резервы для осуществления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (прежде всего за счет капитализированных платежей в случае ликвидации предприятия);

3) установить страховые тарифы не на один год, а хотя бы на три года и т.п.

 

Список использованной литературы

 

    1. Нормативно-правовые материалы:
  1. Трудовой кодекс РФ. Часть 2 / Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - №44. – Ст.21.
  1. Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. –№29. – Ст.3686.
  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. –№2. – Ст.198.
  3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. –№228. – Ст.3.
  4. Федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. –№21. – Ст.1929.
  5. Федеральный закон от 16 июля 1999г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 29 ноября 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. –№210. – Ст.129
  6. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. –№3. – Ст.146
  7. Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 г. № 309. (с изменениями от 15 июля 2008г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. –№7. – Ст.612.
  8. Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. –№4961. – Ст.8

 

    1. Специальная литература:
  1. Верховцев, А. В. Государственное социальное страхование / Верховцев. ИНФРА-М, 2000. - 200 с.
  1. Карчевский, В.В. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды / Под ред. В.В. Карчевского. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 224 с.
  2. Лупей, Н.А., Соболев. В.И. Финансы: учебник / Н. А. Лупей, В.И. Соболев. –М. : ИНФРА М, 2012. – 400 с
  3. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 393 с
  4. Малиновская, О.В. Финансы- учебное пособ. / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.:ИНФРА-М, 2012. -320с.
  5. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Г.Б. Поляк.- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012.-375 с.

 

III. Интернет-ресурсы:

16. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ

17. www.fss.ru – Фонд социального страхования РФ


Информация о работе Анализ системы социального страхования и перспективы её развития