Анализ системы социального страхования и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели надо рассмотреть ряд задач, а именно:
описать сущность социального страхования и его необходимость;
рассмотреть фонд социального страхования и характеристику его деятельности;
изучить нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования;
проанализировать систему формирования доходов и расходов средств ФСС;
рассмотреть перспективы совершенствования социального страхования в России.

Содержание работы

Аннотация………………………………………………………………..….…3
Введение…………………………………………………………………..……4
1. Теоретические основы социального страхования в России………..….…6
1.1. Сущность социального страхования и его необходимость………..…....6
1.2.Фонд социального страхования и характеристика его деятельности………………………………………………………………..…..9
1.3. Нормативно-правовое регулирование деятельности социального страхования ……………………………….……………………………..……17
2. Анализ системы социального страхования и перспективы её развития..............................................................................................................22
2.1. Анализ системы формирования доходов Фонда социального страхования ……………………………………………………….…….….....22
2.2. Оценка расходования средств Фонда социального страхования………………..……………………………………………...…...27
2.3. Перспективы совершенствования социального страхования в России.................................................................................................................31
Выводы и предложения………………………………………………………35
Список использованной литературы………………..………….….………...37

Файлы: 1 файл

страхование.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

- Федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства [ 5 ];

- Федеральный закон от 16 июля 1999г. №165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования». Регулирует отношение в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования [ 6 ];

 - Федеральный закон от 12 января 1996г. № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности [ 7 ];

- Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 г. № 309. Настоящее положение определяет порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление [ 8 ].

Таким образом, социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. При помощи социального страхования общество решает следующие задачи: формирует денежные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; обеспечивает необходимое количество и структуру трудовых ресурсов; сокращает разрыв в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества; добивается выравнивания жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс. Фонд социального страхования РФ создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа в 1992 г. в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Основные задачи фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации гос. программ охраны здоровья и программ по социальному страхованию; осуществление мер по обеспечению устойчивости фонда; разработка совместно с министерством труда и социального развития положений по соц. страхованию; проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам соц. страхования. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ системы социального страхования и перспективы её развития

 

2.1. Анализ системы формирования доходов Фонда социального страхования

В настоящее время  такой вид экономических отношений, как страхование набирает обороты  в своем развитии. Происходит это, потому что население в целом, и каждый гражданин в частности стремится обезопасить свою жизнь от различного рода рисков. Результатом этого процесса является появления государственных фондов социального страхования.

Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, то необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.

Динамику основных показателей ФСС за период 2009-2011 гг. рассмотрим на основе таблицы 2.1.1

Таблица 2.1.1

Динамика основных показателей ФСС за период 2009-2011 гг. ( млрд. руб.) [ 17 ]

Показатели 

2009 год

2010 год

2011 год

Отклонение + / -

2009-2010

2010-2011

Доходы

440,1

463,8

558,6

+ 23,7

+ 94,8

Расходы

448,5

491,2

497,6

+ 42,7

+ 6,4

Профицит(+) / Дефицит(-)

- 8,1

- 27,4

+ 61

   

 Таким образом, в рассматриваемом периоде дефицит бюджета наблюдается в 2009г. (8,1 млрд. руб.) и в 2010г. (27,4 млрд. руб.), а в 2011г. Бюджет ФСС является профицитным. Указанный дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющих детей.

Подробнее рассмотрим динамику основных показателей ФСС за 2009-2011 гг. (млрд. руб.) на рис. 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Динамика основных показателей ФСС за 2009-2011 гг. в млрд. руб. [ 17 ]

Наибольший рост доходов наблюдается в 2011 году. Это обусловлено увеличением сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Среди факторов, повлиявших на увеличение доходов в 2011 году, основными является то, что организация работы Фонда социального страхования стало максимально соответствовать новым принципам и подходам его работы. Эти подходы были предложены при формировании представленного в Государственную думу РФ бюджета ФСС РФ на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов. Он сверстан в строгом соответствии со страховыми принципами. Предусматривает, что средства федерального бюджета будут использоваться лишь на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по обязательному социальному страхованию и на выполнение государственных функций.

 Поскольку главным  фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов. Динамика доходов Фонда социального страхования представлена в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2

Динамика доходов ФСС за 2009 -2011 гг. в млрд. руб. [ 17 ]

Группа доходов

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста

( 2011г. к 2009г, млрд. руб.)

Темп прироста

( 2011г. к 2009г., % )

доходы, всего:

440,1

463,8

558,6

126,93

26,93

налоги, страховые взносы

291,6

326,9

394,4

135, 25

15,71

поступления из федерального бюджета

131,5

119,4

145,9

110,95

10,95

поступления из федерального фонда ОМС

17,0

17,5

18,3

107,65

7,65


Как видно из таблицы, темп роста доходов по всем статьям  в период 2009-2011гг. значительно увеличивается. Наибольший рост отмечается в группе налогов и страховых взносов ― 135,25 %. Поступления средств из других бюджетов в среднем увеличилось на 11, 44 %.

Проанализируем за счет, каких групп доходов происходит увеличение денежных средств Фонда социального страхования в 2009-2011 гг. Для этого построим структуру доходов ФСС за 2009-2011 гг.

Таблица 2.1.3

Структура доходов  фонда ФСС за 2009-2011 гг. в млрд. руб. [17]

Группа доходов

2009 год

Уд. вес (%)

2010 год

Уд. вес (%)

2011 год

Уд. вес (%)

Отклонение +/-

09-10гг.

10-11гг.

1. налоги, страховые взносы

291,6

66,26

326,9

70,48

394,4

70,61

+35,3

+67,5

2.поступления из федерального  бюджета

131,5

29,88

119,4

25,74

145,9

26,12

-12,1

+26,5

3.поступления из федерального  фонда ОМС

17,0

3,86

17,5

3,77

18,3

3,28

+0,5

+0,8

 Всего:

440,1

100

463,8

100

558,6

100

+23,7

+94,8


 

Как видно из таблицы  по всем группам доходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом, наблюдается значительное увеличение.

Доходы ФСС в 2011 году увеличились на 94,8 млрд. руб. по сравнению с 2010г. Наиболее удельный вес в доходах ФСС в 2011 году приходится на налоги и страховые взносы - 70,61%. Поступления из федерального бюджета в в общем объеме составляют – 26,12 %, а на поступления из федерального фонда ОМС приходиться – 3,28 %.

Для наглядности построим рисунок структуры доходов ФСС РФ.

 Рис. 2.1.2 Структура доходов ФСС за 2009-2011гг., %. [ 17 ]

Как видно из рисунка  наибольший удельный вес в доходах Фонда социального страхования занимают налоговые поступления и неналоговые поступления, в части страховых взносов и их доля с каждым годом лишь увеличивается.

Таким образом, в 2010 году наблюдается повышение доходов от налогов, страховых взносов и поступлений из федерального фонда ОМС, однако поступления из федерального бюджета сократились, так как в 2009 году произошло увеличение налоговых доходов фонда. В 2011 году происходит увеличение всех групп доходов ФСС, и в последствии чего доходы фонда значительно увеличиваются. Вследствие чего за 2011 год бюджет Фонда исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 61 миллиард рублей. При этом складывающийся текущий дефицит по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 26,5 миллиарда рублей был обеспечен за счет межбюджетных трансфертов, перечисленных в бюджет Фонда в 2011 году из федерального бюджета.

 

2.2. Оценка расходования средств Фонда социального страхования

Анализ расходов может проводиться двумя методами: горизонтальным и вертикальным.

Горизонтальный анализ - это деление каждой расходной статьи отчетного года на соответствующую статью расходов базисного года для выявления направлений и закономерностей изменений относительной значимости статей расходов в течение определенного периода.

 Вертикальный анализ отчетности подразумевает представление всех статей отчетности в виде относительных показателей. Он позволяет получить наглядное представление о том, какую долю составляют те или иные расходы предприятия в общей сумме расходов , что позволяет судить о степени их влияния на деятельность предприятия.

Проанализируем статьи расходов ФСС РФ за 2009-2011 гг. горизонтальным методом.

Таблица 2.2.1

Динамика расходов ФСС за 2009 - 2011 гг. в млрд. руб. [ 17 ].

Статьи расходов

2009 год

2010 год

Темп роста 2010 к 2009г.(%)

2011 год

Темп роста 2011г. к 2010г.( %)

1

2

3

4

5

6

1.Выплаты пособий по временной  нетрудоспособности

149,1

182,5

122,4

151,7

83,1

Продолжение таблицы  2.2.1.

1

2

3

4

5

6

2.Выплата пособий и страховых  выплат по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболевания

34,9

38,6

110,6

42,0

108,8

3.Выплаты пособий по беременности  и родам

57,3

67,3

117,5

75,6

112,3

4.Выплаты пособий по уходу  за ребенком до достижения  им возраста 1,5

36,9

42,7

115,7

46,2

108,2

5.Финансирование исполнительной  дирекции Фонда

13,8

14,8

107,2

17,7

119.6

6.Финансирование других мероприятий  по социальному страхованию

97,3

104,0

106,8

122,0

117,3

Расходы, всего:

448,5

491,2

109,52

497,6

101,3


Таким образом, общая сумма расходов на 2010 год составляла 463,8 млрд. рублей (105,39 % к уровню 2009 года). Из них: на выплату пособий по временной нетрудоспособности 182,5 млрд. руб. (122,4%); на выплату пособий и страховых выплат по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболевания 38,6 млрд. руб. (110,6%); на выплату пособий по беременности и родам 67,3 млрд. руб. (117,5%); на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 42,7 млрд. руб. (115,7%); на финансирование исполнительной дирекции Фонда 14,8 млрд. руб. (107,2%); и на финансирование других мероприятий по социальному страхованию 104 млрд. руб. (106,8%). В 20010 году прослеживается рост всех статей расходов, что ведет к увеличению  расходов Фонда социального страхования на 94,8 млрд. рублей по сравнению с расходами предыдущего года. Наибольший рост связан с увеличением выплат пособий по временной нетрудоспособности, который вырос с 149,1 млрд. руб. до  182,5 млрд. руб., рост составил 33,4 млрд. рублей.

На 2011 год расходы Фонда составляют 558,6 млрд. руб. (120,4% к уровню 2010г.). Из них: на выплату пособий по временной нетрудоспособности 151,7 млрд. руб. (83,1%); на выплата пособий и страховых выплат по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболевания 42 млрд. руб. (108,8%); на выплаты пособий по беременности и родам 75,6 млрд. руб. (112,3%); на выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5, 46,2 млрд. руб. (108,2%); на финансирование исполнительной дирекции Фонда 17,7 млрд. руб. (119,6%); и на финансирование других мероприятий по социальному страхованию 122 млрд. руб. (117,3%). В 2011 году расходы Фонда социального страхования выросли на 94,8 млрд. рублей. Увеличение в первую очередь обусловлено увеличением выплат пособий по временной нетрудоспособности на 29,3 млрд. рублей.

Наибольший темп роста наблюдался в период 2009-2010 гг. на пособия по временной нетрудоспособности. Он составил 122,4%. Наименьший наблюдался в тот же период на финансирование других мероприятий по социальному страхованию, который составил 106,8%. А уже в 2011 году на выплате пособий по временной нетрудоспособности наблюдается наименьший темп роста - 83,1%, а наибольший темп роста - финансирование исполнительной дирекции - 119,6%.

Рассмотрим динамику изменения всех групп расходов Фонда  социального страхования на рис. 2.2.1.

.

Рис.2.2.1. Динамика расходов ФСС за 2009 - 2011 гг., млрд. руб. [ 17 ].

Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в расходах ФСС принадлежит выплатам пособий по временной нетрудоспособности, который имеет тенденцию к снижению. Если рассматривать всю картину в целом, то следует указать, что сумма расходов по указанным статьям увеличивается в среднем на 12 %, за исключением выплат по временной нетрудоспособности.

Информация о работе Анализ системы социального страхования и перспективы её развития