Значение и задачи малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

Бизнес план-Блинная.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)


1. Значение и задачи малого предпринимательства в России.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.              Малый российский бизнес обладает некоторыми особенностями. Наиболее значимыми из них являются: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества; неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки; работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.                                                                                                                              Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного бизнеса в целом.

В нашей стране после долгих лет спячки начала просыпаться творческая инициатива и предприимчивость.                                                                                                  Чтобы в развитии российского малого бизнеса наступил перелом, нужно как можно скорее избавится от одолевающих малое предпринимательство негативных тенденций.                                                                                    Одним из важнейших негативных факторов является стремление правительства обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитный бюджет на основе фискального изъятия сверхвысоких налоговых ставок с предприятий и населения. Это ведет к снижению стимула к расширению производства, вложению средств в наукоемкие, медленно окупаемые производства, переносу основного акцента бизнеса в торговую и посредническую деятельность. Экономическая ситуация способствует расцвету спекулятивной деятельности, проведению краткосрочных операций с «горячими» доходами. Не говоря уже о прогрессивном сокращении промышленного сектора и падении уровня жизни населения. Исключительная недолговечность большинства мелких фирм обусловлена нестабильностью общей экономической ситуации и отсутствием стимулов к долгосрочному инвестированию в экономику.                                                        Наблюдается вытеснение большинства мелких фирм на периферию НТП, отражающее их неспособность переломить за счет прорыва на экспортные рынки негативных последствий примитивизации внутреннего спроса.                                                                                                                                                          Отсутствует минимальное представление о специфике бизнеса как профессии, о бизнес - планировании. Организаторами малого предприятия часто испытывается острая потребность в квалифицированных менеджерах. Информационный голод о передовых технологиях, новинках рекламы становится ощутимым препятствием на пути индивидуальной рыночной деятельности.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Краткая характеристика современного состояния малого предпринимательства в г. Камышине

Переход к рынку от командно-административной системы и появление обособленного сектора экономики - малого предпринимательства в последние годы наложили свой отпечаток на состояние экономики города Камышина, в связи с чем произошли крупные структурные изменения. В последние годы на фоне общего спада производства и кризисного состояния градообразующих предприятий наблюдается абсолютный и относительный рост малого предпринимательства в г. Камышине.                                                                      Малый бизнес в городе Камышине имеет в своей специфике ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия и фирмы строят свою деятельность исходя прежде всего из потребностей местного (городского) рынка, объема и структуры локального спроса.                                                        В г.Камышине на 1 января 2010 года осуществляют деятельность 445 предприятий малого бизнеса и 4480 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.                                                        По видам экономической деятельности предприятия малого бизнеса подразделяются:                                                                                                                                                                        - обрабатывающее производство – 73                                                                                                  - строительство – 81                                                                                                                                            - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 288.                             Численность работающих в сфере малого предпринимательства 14 тыс. чел., что составило 28,7% от численности занятых в экономике города.                В сфере малого предпринимательства по-прежнему лидирует торговля и сфера услуг. Годовой оборот малых предприятий составил 2133 млн. руб.                 В 2009 году в целях поддержки предпринимательской инициативы безработных граждан в рамках программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области порядка 50 горожан получили субсидии на открытие собственного дела. Преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества в соответствии с Законом 159-ФЗ воспользовались 45субъектов малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства принимали участие в размещении муниципальных заказов. По итогам года объем поставок для муниципальных нужд, размещенных на предприятиях малого и среднего бизнеса составил 140 млн.руб., что составило 60% от общего объема поставок (233,3 млн.руб.).              На территории городского округа-город Камышин проводится работа по реализации мероприятий городской целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г.Камышине на 2007-2010 годы». На реализацию мероприятий данной Программы в бюджете городского округа предусмотрено финансирование на период 2007-2010гг. В ходе реализации мероприятий данной Программы в 2007 году освоено 466 тыс.руб. бюджетных средств городского округа - город Камышин, в 2008 году 1188,7 тыс.руб., в 2009 году по данным отдела учета и отчетности Администрации городского округа-город Камышин было предусмотрено 850 тыс. руб. (освоено 688,8 тыс.руб.).                                                                                    Преобладающей отраслью является торговля и общественное питание, что составляет 34,6%. Такая тенденция сохранится и на ближайшее время. Это происходит потому, что в торговле коэффициент оборачиваемости капитала намного выше (в среднем 5-6 оборотов), тогда как в промышленности, например, не более 2-х оборотов в год.                                          Негативное влияние на развитие малого бизнеса в городе Камышине оказывают такие факторы, как общая экономическая и политическая нестабильность в России, неразвитость инфраструктуры, фискальная система налогообложения и нестабильность налогового законодательства, неравноправие, а порой и игнорирование малого бизнеса на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, слабость управленческих навыков собственников и специалистов малых предприятий, криминализация экономики и др.                                                                                                                                            Поэтому дальнейшее «процветание» малого предпринимательства в городе Камышине должно быть неразрывно связано с перспективами развития общей российской политики по поддержке и развитию малого предпринимательства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексов РФ, а механизм создания и функционирования отдельных из них - федеральными законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям. Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. Не относится к организационно-правовой форме простое товарищество. В соответствии с ГКРФ оно утверждается без образования юридического лица.                                                                                    Хозяйственными товариществами- являются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищество на вере.                                                                                    Полное товарищество- Им признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество)- Это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.                            Общество с дополнительной ответственностью- это общество, которое признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости своих вкладов, установленных учредительными документами общества.                                                                                                                                                          Общество с ограниченной ответственностью -признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.                                                                                                                Акционерное общество- это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций; удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу. Акционерное общество может быть открытым и закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.                            Открытое акционерное общество-это общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального закона.

Закрытым акционерным обществом является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного, круга лиц. Закрытое общество не имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит тому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Государственные предприятия.

Во многих странах современного мира активным предпринимателем является государство, в собственности которого находится от 5-10 до 35-40% основного капитала. В бывших социалистических странах государству принадлежала подавляющая часть производственных фондов, что сделало его, по существу, единственным хозяйствующим субъектом в экономике. Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.                                                        Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их.

Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.                            От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.                            Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.              Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.                            Государственное или муниципальное имущество не принадлежит унитарному предприятию, оно неделимо:                                                                                                  -не может быть распределено по вкладам (долям, паям);                                                        -не может быть распределено между работниками предприятия;                                          -находится у него на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.                                                                                                                              Предприятие, организуемое по решению органов местной власти, относится к категории муниципальных унитарных предприятий. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием. Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления.                                                                                                                              Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия - хозяйственные предприятия, созданные по решению правительства РФ и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.                                                                                                  Руководитель унитарного предприятия назначается собственником (либо уполномоченным собственником органом) и ему подотчетен.

Информация о работе Значение и задачи малого предпринимательства в России