Задачи экономической и предпринимательской этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Конец 20 века отмечен глобальным мировым кризисом. Продолжающееся разрушение естественной окружающей среды, рост населения, голод, нищета и слаборазвитость третьего, а с недавних пор также и второго мира, грозящая миграция нищеты, гонка вооружений, войны, а также продолжительная безработица волнуют многих людей. Наиболее морально восприимчивые современники жалеют об отсутствии моральных обязательств в экономике. И поэтому они требуют больше морали и этики для преодоления кризиса. Поскольку во всех кризисах экономика занимает центральное место, особенно большие ожидания связываются с «экономической этикой».

Файлы: 1 файл

экономическая этика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Рамочный  порядок, по системным причинам всегда неполный и по прагматическим причинам становящийся все более недостаточным, представляет собой для нас системную точку отсчета для самостоятельной, инновативной предпринимательской этики: это мы подробно рассмотрим во второй части книги.

2.2.1 Демократия как основа рыночной  экономики

В критике направлений либерализма  мы разъяснили, что рынки могут  функционировать только с системной предпосылкой политического порядка, где определены общие рыночные правила игры и в особенности первоначальные права на распоряжение и тем самым изначальное распределение. Политический порядок системно предшествует рынку.

Этим  политическим порядком сегодня может быть только демократия. Хотя исторически рыночные экономики существовали в просвещенных монархиях, но итоговым пунктом размышлений А. Смита, в соответствии с которыми «благополучие народов» систематически включает благо всех отдельных людей и, в конечном счете, опирается на них, является демократия.

Основная  мысль данной теории современной  демократии состоит в том, что  для интеграции общества нельзя более  воспользоваться инстанциями, которые  внешни воле индивидуумов[28] как, например, Бог, космос, природа, законы истории, эволюция или, с недавних пор, законы языка. Оплаченный кровью урок европейских религиозных войн состоит в том, что внешние инстанции, в особенности религия, оказываются несостоятельными как основы интеграции обществ. В расчет принимается еще только современная демократия[29]: в ней люди, которых это касается, самостоятельно и сообща определяют, как они хотят устроить свою совместную жизнь. Желания индивидуумов считаются в политике и политической теории единственным источником ценностей, а договоренности индивидуумов представляют единственную легитимацию правил и институтов, начиная с прав человека по отношению к конституциям, законам и экономическим порядкам и до моральных норм и культурных стандартов поведения. Таким образом, демократия является ни "формой государства", ни "методом" для определения служб государства; ее нельзя также изначально ограничивать только собственно политической сферой. В теоретической структуре демократию следует понимать как универсальный принцип человеческого сосуществования.

В этом смысле демократию ни в коем случае нельзя ложно понимать как  власть большинства: демократия - это  власть всех или власть от имени  всех. Чтобы сделать что-либо законным, власти необходимо согласие всех, кого касается эта власть. Поэтому в  перестройке правилом голосования считается строгий консенсус. В политическом процессе оно также сохраняется в силе в наиболее важных вопросах: права человека и основные права. В вопросах, которые оценены самими людьми, которых это касается, как менее важные, на благо и тем самым с принципиального согласия всех отклоняются от жесткого правила принятия консенсусного решения: правило большинства, бюрократические распоряжения. Так для реальных политических процессов в демократии появляется классифицированная система компетенции принятия решений исходя из основной нормативной идеи консенсуса.

Это нормативный исходный пункт характеризуется  совершенно определенным узким ограничением совместным общественным действием  и индивидуальным правом вето, выраженными  в требовании легитимации консенсуса. Системное преимущество имеет коллективное действие (не "коллектив"), но при таком коллективном решении каждый индивидуум обладает правом наложения вето. Таким образом выражается то, что индивидуум и общество системно зависят друг от друга. Общество - ничто без индивидуумов, которые одобряют его порядок, а индивидуумы - ничто без общества, без общности с другими людьми, которые поддерживают индивидуума и вообще делают возможным его развитие.


Информация о работе Задачи экономической и предпринимательской этики