2. Описание 
предприятия
В этом разделе приводится 
история предприятия, сведения об его 
развитии за прошедшее время, описывается 
текущая ситуация, даются сведения 
об участниках проекта и руководителях 
предприятия. Здесь также следует 
подробнее раскрыть суть проекта, историю 
возникновения идеи.
Если речь идет о составлении 
бизнес-плана для совершенно нового 
предприятия, то предоставляется следующая 
информация:
  - Планируемая организационно-правовая форма. 
 
  - Сведения об учредителях.
 
  - Опыт предпринимательской деятельности учредителей. 
 
3.  Описание 
среды реализации проекта
Здесь необходимо показать, 
насколько среда, в которой будет 
реализовываться проект, может способствовать 
или препятствовать его осуществлению 
и как может быть преодолено ее 
тормозящее влияние:
  - Оценка текущего состояния экономики страны и ожидание тенденции развития (описание инфляционных колебаний).
 
  - Текущее состояние производства в отрасли, к которой относится проект, и ожидаемые тенденции развития.
 
  - Спрос на продукцию отрасли и ожидаемые тенденции его изменения; 
 
  - тенденция изменение спроса на производимую или планируемую к производству продукцию (услуги) в районе ее предполагаемого сбыта.
 
  - Влияние импорта на изменение спроса на продукцию (услуги). 
 
  - Текущее финансовое положение предприятия, возможность реализации проекта за счет собственных средств.
 
  - Наличие организации, способной защищать интересы перед местными, региональными и федеральными властями. 
 
4. Описание 
продукции (услуг)
В этом разделе необходимо 
подробно охарактеризовать производимую 
продукцию или услуги, произвести 
сравнение ее с продукцией конкурентов, 
проанализировать планы развития производства:
  - Характеристика продукции (услуг). 
 
  - Потребности, которые призвана удовлетворить продукция (услуги); 
 
  - Особенности продукции (услуги), ее отличие от продукции конкурентов, например, более выгодные ценовые, технические или качественные параметры, особенность в упаковке, преимущества дизайна (по возможности сравнить технические, качественные параметры своей продукции с той продукцией, которая сегодня имеется на рынке, их цены). 
 
  - Стадия развития продукта (идея, эскизный вариант, рабочий проект, прототип, опытная партия, действующие серийное производство). 
 
  - Время, в течение которого этот продукт будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций). 
 
  - Организация сервиса товара (гарантийное и послегарантийное обслуживание). 
 
  - Патенты или авторские свидетельства, защищающие данный продукт; 
 
  - наличие возможностей дальнейшего совершенствования и видоизменения продукции (услуг). 
 
5. Анализ 
рынка сбыта и маркетинг     
 В этом разделе необходимо 
убедительно показать, что производимая 
или планируемая к выпуску 
продукция (услуга) имеет рынок 
сбыта.
В этом разделе следует 
уделить внимание следующим вопросам.
  - Территориальное расположение рынка сбыта Вашей продукции (услуг).
 
  - Основные типы клиентов, на которых рассчитана продукция (услуги).
 
  - Требования клиентов к цене продукции (услуг), ее качеству и обслуживанию. 
 
  - Ожидаемые тенденции развития рынка сбыта.
 
  - Факторы, от которых зависит спрос на продукцию. 
 
  - Перечень основных конкурентов.
 
  - Описание (по возможности) технического уровня и финансового положения предприятий-конкурентов.
 
  - Ценовая политика конкурентов. 
 
  - Используемые конкурентами способы стимулирования сбыта.
 
  - Предлагаемая стратегия в конкурентном соревновании. 
 
  - Расчет и обоснование цены продукта (услуги), ценовая политика.
 
  - Система продвижения продукции (услуг) на рынок и ее реализации.
 
  - Соображения по организации рекламы.
 
  - Стимулирование сбыта и сервисное обслуживание клиентов. 
 
6. Производственный 
план
Здесь необходимо привести 
полное описание производственного 
процесса, из которого следует, что 
предприятие в состоянии производить 
нужное количество товара с выполнением 
обязательств по срокам, и какое 
можно  организовывать производство 
и имеете необходимые для этого ресурсы.
В данном разделе необходимо 
раскрыть следующие вопросы:
  - Место размещения производства. 
 
  - Требуемая производственная мощность предприятия.
 
  - Наличие или потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях. 
 
  - Наличие или потребность в технологическом и вспомогательном оборудовании (где намечено приобрести его, на каких условиях, и в какие сроки).
 
  - Потребность в поставках сырья, материалов и комплектующих.
 
  - Схема транспортировки сырья и материалов, готовой продукции (оказания услуг).
 
  - Характеристика основных поставщиков расходных материалов (репутация поставщиков и опыт работы человека, собирающегося открыть своё собственное дело с ними), описание условий поставок.
 
  - Потребность в топливно-энергетических ресурсах, основные источники снабжения. 
 
  - Наличие или потребность в производственном, инженерно-техническом и административном персонале.
 
  - Существующая и планируемая организационная структура предприятия, способ взаимодействия подразделений друг с другом (лучше изобразить в виде схемы). 
 
  - Возможности набора и подготовки квалифицированных кадров для предприятия. 
 
  - Условия оплаты и стимулирования персонала.
 
  - краткое описание технологии производства продукции (оказания услуг).
 
  - Контроль качества.
 
  - Расчет себестоимости и цены производимого продукта. 
 
 
     Следует учитывать, что при 
анализе бизнес-плана данный раздел 
рассматривается с точки зрения 
рациональности технологической 
схемы, обеспечения сокращения 
затрат труда, времени и материалов, 
а также возможности изменения 
продукции с учетом требований 
рынка.   
 В этом разделе также 
должен быть помещен календарный 
план выполнения работ в рамках 
проекта, который должен включать 
прогноз сроков мероприятий и 
потребности в финансовых ресурсах 
для его реализации.  
Необходимо учесть затраты 
времени и денежных средств на 
реализацию следующих стадий проекта: 
  - Юридическая регистрация предприятия (если создается новое предприятие).
 
  - Получение денежных средств. 
 
  - Осуществление программы капиталовложений.
 
  - Наём рабочей силы.
 
  - Изготовление опытной партии продукции. 
 
  - Оценка и тестирование (сертификация) выпускаемой продукции. 
 
  - Организация сбыта. 
 
  - Получение заказов. 
 
7. Финансовый 
план    
 Это важнейший раздел 
бизнес-плана. Здесь задача состоит 
в том, чтобы обобщить материалы 
предыдущих разделов и представить 
их в стоимостном выражении.    
 Если проект реализуется 
на действующем предприятии, наряду 
с прогнозируемым движением денежных 
потоков (поступлениями и выплатами) 
должно быть подробно описано 
его текущее финансовое состояние.
    
 Основные плановые 
документы, которые должны быть 
представлены в финансовом плане:
  - Отчет о прибылях и убытках.
 
  - Отчет о движении денежных средств.
 
  - Балансовый отчет. 
 
В дополнение к этому необходимо 
приложить расчеты основных показателей 
ликвидности, деловой активности, финансовой 
устойчивости и рентабельности, а 
так же прогнозируемые показатели эффективности 
проекта.
Следует подробным образом 
описать потребность в финансовых 
ресурсах, предполагаемые источники 
и схемы финансирования, а также 
ответственность и предлагаемую 
систему гарантии. Особое значение 
следует уделить описанию текущего 
и прогнозируемого состояния 
окружающей экономической среды (инфляции, 
условий проведения платежей, налогового 
климата и т.п.).   
 В этом разделе необходимо 
также привести график возврата 
кредитных ресурсов.
8. Оценка 
рисков и страхование   
 В условиях рыночной 
системы хозяйствования предприятие 
должно предвидеть возможные 
риски. Природа этих рисков 
разнообразна: природные, стихийные 
бедствия, политическая обстановка, 
кредитные, валютные и процентные 
риски, законодательные изменения 
и другие факторы. Предприниматель 
должен предвидеть эти риски 
и уменьшить потери от них.   
 Поэтому в настоящем 
разделе должны быть разработаны 
меры профилактики рисков.    
 Необходимо определить 
типы рисков, негативные последствия 
и разработать меры их профилактики, 
учитывающие и страхование имущества 
и уровня дохода, страхование 
жизни, здоровья и трудоспособности 
открывающего собственное дело 
и персонала предприятия и 
т.д..
9. Приложение
В приложение включаются документы, 
которые могут служить подтверждением 
или более подробным объяснением 
сведений, представленных в бизнес-плане. 
К таковым могут относиться следующие 
документы (информация):
  - биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы.
 
  - Результаты маркетинговых исследований.
 
  - Аудиторское заключение. 
 
  - Подробные технические характеристики продукции.
 
  - План предприятия. 
 
  - Гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции.
 
  - Договора аренды, найма, лицензионные соглашения.
 
  - Заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности.
 
  - Статьи из журналов и газет о деятельности предприятия.
 
  - Отзывы авторитетных организаций и др.
 
Для создания и развития 
бизнеса необходимы производственные 
ресурсы в виде оборудования, сырья, 
материалов, информация о которых 
может быть получена из различных 
источников.     
 В зависимости от 
характеристик ресурсов, возможностей 
предпринимателя и показателей 
производимой продукции информационный 
рынок можно сегментировать по 
географическому признаку. При этом 
выделяются три больших сегмента: 
  - Регион в котором живёт человек, открывающий своё собственное дело.
 
  - Россия.
 
  - Страны дальнего и ближнего зарубежья.
 
 
 
Список литературы
 
 
 
  - Бизнес-планирование. Под ред В. М. Попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
 
  - Бусыгин А. В. Предпринимательство. – М.: Дело, 1999.
 
  - Горемыкин В. А. Бизнес план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана (2-е изд.) – М.: «Ось-89», 2003.
 
  - Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002;
 
  - Индивидуальные предприниматели: правовые основы деятельности, учет, налогообложение – М.: ЗАО «Издательский дом «Главбух», 2003.
 
  - Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство. М.: «ИНФРА – М», 2002г.
 
  - Торкановский Е.М. «Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России». – М.: Бизнес и политика,1998.