Выбор сферы деятельности и формы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

В современном мире пред¬приниматель — это человек, способный понять перспективу и потреб¬ности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управ-ления производством и использованием производственных ресурсов в расчете наполучение дохода.
Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономи¬ки, приносящей доход.

Содержание работы

1. Выбор сферы деятельности и формы предприятия
2. Разработка стратегии и тактики нового предприятия
3. Разработка технико-экономического обоснования создания нового предприятия
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Основы предпринимательской деятельности.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)

Стратегия в области торговли и услуг включает такие важнейшие  области, как новые товары, услуги, маркетинг. Имидж предприятия в  наибольшей степени определяется новыми товарами и услугами. При формировании стратегии важнейшим являются ответы на вопросы, как потребители относятся  к продукции предприятия, купят  ли они ее и сколько готовы за нее заплатить. От этого, собственно, зависят прогнозируемые объемы производства. Предприниматель должен постоянно  изучать рынок и, прежде всего  спрос. Особенно важно уметь определить спрос на перспективу, иначе невозможно разработать стратегию деятельности. 

Разработка стратегии  должна опираться на анализ предложения  и оценку конкуренции. Главным в  изучении предложения считается  возможность определения меры насыщенности рынка предпринимательской деятельностью. Если насыщенность недостаточна, то предприниматель  может найти производственную нишу для своей деятельности. Для отыскания  такой ниши требуется изучение справочников, рекламных изданий, статистических материалов, непосредственное общение  с производителями и потребителями. В последние годы возможности  изучения предложения и спроса быстро растут в связи с развитием  информационных технологий, созданием  региональных и глобальных компьютерных сетей. 

При определении стратегии  важно правильно оценить характер и силу конкуренции. Если конкуренция  очень сильна, предприниматель, выбирая  стратегию, должен серьезно взвесить свои возможности, включая реальные ресурсы, производственные мощности, исследовательский  потенциал, рекламу, конкурентоспособность. 

Стратегия производства тесно  связана со стратегией маркетинга. Предприниматель для разработки эффективной стратегии маркетинга должен получить ответы на следующие  вопросы: 

•   где находится  потребитель и почему он покупает; 

•   оптовые или розничные  покупатели у фирмы; 

•   продукция приобретается  для конечного или промежуточного потребления; 

•   как потребитель  покупает: непосредственно у изготовителя, через специализированные организации-распространители иди через посредников; 

•   какую выбрать  форму торговли: прямой контакт с  потребителем, продажу по предварительным  заказам или реализацию розничными торговцами; 

•   имеется ли возможность  предложить то, что отсутствует у  конкурентов; 

•   нужны ли вспомогательные  службы (например, ремонтные) и есть ли возможность их организовать; 

•   какой должна быть ценовая политика? 

От ответов на эти и  некоторые другие вопросы зависит  стратегия маркетинга, а, следовательно, и стратегия производства. 

Сегодня «стратегия» является одним из основных понятий науки об управлении. Стратегическое управление — это не только установление параметров будущего состояния организации, но и прежде всего обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений сегодня, нацеленных на достижение выбранных целей.

В наше время ученые-экономисты в структуру стратегии включают:

    • долговременные цели (планы, программы), определяющие 
      деятельность организации на перспективу (стратегические цели);
    • технологии, с помощью которых реализуется достижение 
      стратегических целей;
    • ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей;
    • систему управления, обеспечивающую достижение стратегических целей, в том числе людей как основную составляющую часть системы управления.

Деятельность организаций  различается как специализацией, так и целями, которых организация  стремится достичь, обладая определенными ресурсами, технологиями и уровнем менеджмента. Этим и объясняется разнообразие классификационных признаков, лежащих в основе стратегического развития организации.

Стратегии развития организации  различаются и по их предназначению, по уровню, на котором предполагается их использование. Так, первый уровень выработки стратегии — определение корпоративной стратегии, используемой при управлении развитием организаций, занятых в нескольких областях деятельности; компаний, занятых в нескольких сферах бизнеса, и т.д.

Второй уровень  — определение стратегии для организаций, занятых в одной области деятельности. Если, скажем, фирма входит в состав крупной компании, занятой в различных сферах бизнеса, то при выработке ее стратегии должна учитываться корпоративная стратегия компании.

Третий уровень — определение стратегии для функциональных подразделений организации, занятых обеспечением одного из направлений реализации стратегии организации. К этому уровню относится, например, выработка стратегии разворачивания производства, маркетинга, обеспечения необходимого финансирования и т. д.

Четвертый уровень  — линейный. Здесь определяется стратегия основных подразделений организации, ее филиалов, представительств и т.д.

Стратегии организаций различаются;

    • по способам достижения конкурентных преимуществ - глобальные стратегии;
    • по управлению различными сферами деятельности — корпоративные, или портфельные  стратегии;
    • по способу реакции на изменение внешних и внутренних условий функционирования организации — функциональные стратегии.

 

  1. Разработка технико-экономического обоснования создания нового предприятия

Выбор оптимального варианта осуществления предпринимательской  деятельности дает возможность технико-экономического обоснования (ТЭО) предполагаемого  проекта.

При создании предприятия, связанного с производственной деятельностью, целесообразно разрабатывать технико-экономическое  обоснование (ТЭО). В его состав включается:

    • Анализ спроса на продукцию, товары или услуги, планируемые к производству.
    • Производственные показатели:
    • Наличие конструкторской, технологической и др. требуемой документации.
    • Производственная программа.
    • Перечень необходимых для выполнения программы машин, оборудования, инструментов, сырья и материалов.
    • Наличие производственных мощностей или проект их создания.
    • Имеющееся в наличии оборудование и др. элементы основных производственных фондов.
    • Рентабельность отдельных видов продукции или услуг.

Финансовые показатели:

    • Намечаемая  выручка от реализации.
    • Размер материальных затрат.
    • Отчисления в бюджет.
    • Фонд оплаты труда.
    • Чистая прибыль.
    • Социальные показатели:
    • предполагаемая численность работников.
    • Ожидаемый размер оплаты труда.
    • Средняя реализация на одного работающего.
    • Возможность использования труда инвалидов и пенсионеров.

Международная практика показывает, что универсальных методов, применяемых  во всех технико-экономических обоснованиях, нет. Один из наиболее полных документов, содержащих описание порядка проведения технико-экономического обоснования (ТЭО), разработан Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это документ, который разрабатывается  для вновь создаваемых и реконструируемых предприятий и подтверждает экономичность  проектирования и работы будущего предприятия. В процессе ТЭО устанавливается  производственная мощность предприятия, потребности его в материалах, сырье, полуфабрикатах и источниках их получения, уточняется место размещения нового предприятия, решаются транспортные вопросы, определяется себестоимость  продукции и общие затраты  на ее производство, необходимые капитальные  вложения и их экономическая эффективность. От качества ТЭО зависит не только решение кратковременных проблем, связанных с капитальным строительством и вооружением завода новой техникой, но и эффективность его дальнейшей деятельности - его будущее как  производителя.

ЮНИДО рекомендует следующий  состав материалов в предварительном  и окончательном технико-экономическом  обосновании:

    • общие данные и условия;
    • мощности предприятия и рынок;
    • материальные факторы производства;
    • место нахождения предприятия;
    • проектно-конструкторская документация;
    • организация производства и накладные расходы;
    • трудовые ресурсы;
    • планирование сроков осуществления проекта;
    • финансово-экономическая оценка проекта.

В условиях перехода к рыночным отношениям и конкуренции ТЭО, кроме  сведений о прогнозных объемах производства и реализации товара, затратах на производство, прибыли и рентабельности, должен содержать данные о рынках сбыта, спросе на продукцию, ценах, т.е. должен содержать результаты маркетинговых  исследований.

Создание и функционирование предприятий в рыночной экономике  существенно облегчается и происходит гораздо эффективнее, если комплекс институтов, определяющий эту систему, достаточно полный и взаимосвязанный. Таким образом, благоприятные предпринимательские  условия зависят не только от непосредственных мер текущей экономической политики (например, изменения ставки налога на прибыль, или поддержки инвестиций),  но и  от того, насколько целостными и непротиворечивыми являются институциональная  среда, базисные параметры деятельности предприятий. Наиболее общие институты, конституирующие рыночную конкурентную экономику, - ценовой механизм, стабильная денежная единица, открытые рынки, частная  собственность – предоставляют  конкретные механизмы, делающие возможным  эффективное предпринимательство.

Для каждого предприятия  важным является определение основных направлений повышения эффективности  производства, факторов его роста, методов  определения эффективности.

Разработка технико-экономического обоснования создания нового предприятия включает пять логически упорядоченных, последовательно выполняемых этапов.

На первом этапе устанавливается рациональная организационная структура предприятия, а также выбираются численность и профессиональный состав его работников, производится расчет необходимых средств на оплату труда.

На втором этапе рассчитываются основные параметры имущественного комплекса предприятия. Для оценки экономической целесообразности создания предприятия необходимо определить основные параметры имущественного комплекса предприятия в составе:

  • внеоборотных активов:
    • нематериальные активы;
    • основные средства планируемого производственного процесса, состоящие в основном из оборудования, которым оснащены рабочие места персонала предприятия, и помещений, в которых располагаются производственные и административно-хозяйственные подразделения и службы предприятия;
  • оборотных средств, необходимых для производства и реализации 
    продукции.

К основным средствам относятся  средства труда, функционирующие в  сфере производства в течение  длительного времени. В состав основных средств включаются здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, прочие производственные средства длительного пользования.

Для нормальной организации  процесса производства и реализации продукции наряду с основными предприятию необходимы оборотные средства, которые включают в себя:

•    стоимость предметов труда, находящихся в сфере производства, - производственных запасов (сырье, материалы, комплектующие изделия) и незавершенного производства (детали и сборочные единицы, находящиеся на разных стадиях производственного процесса);

•    стоимость готовой продукции, находящейся на складе предприятия и ожидающей отгрузки потребителям, а также продукции, отгруженной потребителям, но не оплаченной ими;

•    денежные средства на счетах и в кассе предприятия.

Для обеспечения эффективной  работы предприятия необходимо стремиться к рациональному сокращению размеров оборотных средств. С этой целью  на предприятии должна быть налажена система учета и нормирования оборотных средств.

Информация о работе Выбор сферы деятельности и формы предприятия