Упаковка грузов и товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Каждый пятый покупатель руководствуется при выборе товара упаковкой. Ведь упаковка работает как маркетинговый и рекламный инструмент постоянно, а не только во время рекламной кампании. Доказано, что активнее всего взгляд покупателе привлекает желтый цвет, Исходя из этого, стоит помнить, что шаблонный подход к упаковке сводит ее ресурс к нулю, тогда как обосновано рискованные решения могут уловить и закрепить ту эмоцию, которая сделает упаковку (следовательно - товар) запоминающимся и желанным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1 глава: Сущность упаковки.
1.1. Понятие и функции.
1.2. История развития упаковки.
1.3. Требования к упаковке.
2 глава: Анализ современной упаковки.
2.1. Виды упаковки
2.2. Маркировка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 81.36 Кб (Скачать файл)

В XIX веке появились специальные виды упаковочной бумаги. Так, в 1827 году во Франции была изобретена «вощанка» – дешевая, покрытая с одной стороны олифой упаковочная бумага, а в 1853 году в Великобритании был выдан патент на так называемую пергаментную бумагу.

Появление гофрированного картона было связано с необходимостью создания не просто упаковочного материала, а материала, обеспечивающего защиту товара от механических воздействий. Сначала в 1871 году американец Альберт Джонсон предложил использовать для упаковки стеклянных колб и бутылок гофрированную бумагу. Спустя три года был запатентован двухслойный гофрокартон. Владелецем патента стал американец Оливер Лонг, предложивший приклеивать к гофрированному картону плоский слой бумаги. А в 1881 году в США была выпущена первая машина с механическим приводом для изготовления двухслойного гофрокартона и сматывания его в рулоны. Еще год спустя американский подданный Роберт Томпсон запатентовал трехслойный гофрокартон. В 1916 году появился пятислойная, а в 1953 году – семислойная версии материала. С течением времени изменялись виды и размеры гофров. И поныне, рынок постоянно диктует все новые и новые требования к гофроупаковке.

 

Великолепная «жестянка» и консервная банка

Первые «жестянки» - табакерки, сделанные из листовой латуни и меди, подарил миру XVI век. Эти изделия стали прототипом жестяных банок и коробок, ставших популярными в XVIII–XIX веках. Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в старой доброй Англии. Сначала это были серийные коробки для бисквита. Затем в «жестянках» стали продавать чай, печенье, леденцы и другие продукты питания. Жестяные коробки и банки так искусно декорировали, что они с успехом выполняли сразу две функции – упаковки и предмета кухонного интерьера. Постепенно украшение внутреннего пространства кухни нарядными «жестянками» стало традицией для многих стран, которая отчасти сохранилась и поныне.

В России производство металлических упаковочных коробок началось в 80-е годы XIX века. Первоначально коробки украшались бумажными этикетками, позднее рисунок и рекламную информацию стали печатать методом хромолитографии непосредственно на жести.

Наиболее известными российскими предприятиями, специализировавшимися на производстве «жестянок» были акционерное общество В.В. Бонакер, печатня «А. Жако и К», фабричное жестяное издательство торгового дома «Жестянка», «Хромолитография по жести фабричного торгового товарищества Н.С. Растеряев», «Фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве».

В 1810 году англичанин Питер Дюранд предложил использовать жестяную банку для упаковки консервированных продуктов. Так появилась консервная банка. Ноу-хау Дюрандазаключалось в том, что жестяная крышка припаивалась к корпусу банки, обеспечивая абсолютную герметичность содержимого. Спустя пару лет «открытие» Дюранда было успешно внедрено в производство – в 1812 году в английском городе Бермодси было основано первое консервное производство с жестяными банками. А еще через год пробные партии консервов отправились для испытания в армию и на флот.

Поначалу консервные банки изготавливались из такой толстой жести, что ее не всегда могли открыть даже молодцы, обладавшие недюжинной силой. Печально прославилась четырехфунтовая жестянка с жареной телятиной, которая выдержала (в 1824 и 1826 году) два арктических путешествия капитана У. Пэрри и вернулась в порт невредимой, так как

никто из членов экипажа корабля «Гекла» так и не сумел открыть ее. В качестве музейного экспоната банка простояла не открытой до 1938 года, когда ученые извлекли ее содержимое для исследования. Анализ содержимого показал, что мясо, законсервированное более сотни лет назад, не потеряло своей питательной ценности, и было пригодно в пищу. Подопытные крысы и кошка уплетали «столетнюю» телятину за обе щеки. Изобретение консервного ножа в 1865 году существенно упростило извлечение содержимого консервных банок, что значительно увеличило объем потребления консервированных продуктов.

В бытовое употребление консервы входили постепенно. В 30-годы XIX века в лавках Европы и Америки продавались консервированные устрицы, мясо, а также фрукты и овощи, а в 40-х в России было изобретено и законсервировано порошковое молоко.

Самой известной консервной банкой в истории стала красно-белая упаковка супов-концентратов торговой марки «Campbells». Дизайн этикетки для супов «Campbells» разработал известный американский художник, основатель поп-арта Энди Уорхолл. Свое творение мистерУорхолл увековечил, написав картину под названием «12 банок супа «Campbells».

 

Три истории в одном тюбике

Как вы думаете, что объединяет импрессионизм, «кариозные монстров» и космос? Конечно же, тюбик. Сомневаетесь? Объяснения последуют.

Итак, годом рождения тюбика принято считать 1841 год, когда американский ученый и художник Джон Рэнд запатентовал изобретенные им оловянные тюбики для хранения скоропортящихся красок. С появлением тюбиков, существенно обогатилась цветовая палитра, были созданы многочисленные новые краски (например, синий кобальт, заменивший ультрамарин), что принесло в общей сложности более 90 новых тонов. Эти свежие, яркие, привлекательные цвета и привели к появлению импрессионизма.

Следующим этапом в истории тюбиков стало изобретение в 1850 году доктором-дантистом Вашингтоном В. Шеффилдом из Нью-Лондона зубной пасты, которая боролась с «кариозными монстрами» гораздо лучше, чем зубной порошок. В качестве упаковки для своего гениального изобретения Шеффилд решил использовать металлические тюбики. Однако Шеффилд не был бизнесменом и не догадался

запатентовать свое изобретение. Более предприимчивым оказался нью-йоркский аптекарьКолгейт, который спустя несколько лет перенял опыт Шеффилда и запатентовал тюбик для зубной пасты как собственное изобретение. Так появилась всемирно известная зубная паста«Colgate». А в 1890 году компания Colgate-Palmolive впервые в мире выпустила зубную пасту в тюбиках современного типа. Постепенно олово и свинец, из которых делались первые тубы, заменили на алюминий, а позже – на пластик. Однако по форме тюбик остался верен своим американским предкам.

«Космическая одиссея» тюбиков началась в 1964 году, когда на одном из химкомбинатов в Эстонии было налажено производство алюминиевых туб большого размера для упаковки продуктов питания советских космонавтов. Но тубы эстонского производства имели маленькое выходное отверстие (6 мм) и были удобны только для продуктов пастообразной консистенции, а для упаковки первых и вторых блюд не подходили. Чтобы питание на орбите стало полноценным, в 70-е годы Тираспольский завод металлолитографии освоил производство туб с 8 миллиметровым отверстием. Это предприятие выпускало тубы для космоса вплоть до 1985 года. В период перестройки правительство РФ производство «космических» тюбиков перепоручило парфюмерно-косметической фабрике «Свобода».

Сегодня тюбики – это не только «земная» и «космическая» тара, но и предмет коллекционирования тубоделистов - настоящих фанатов всего тюбикообразного.

 

«Ты вершина всего, ты - целлофан!»

«Ты вершина всего, ты - целлофан!», - спел в 1934 году, обращаясь к своей возлюбленной, популярный американский певец Коул Портер. И он был недалек от истины. Прозрачный, влагонепроницаемый и блестящий целлофан, в то время буквально творил чудеса. Покупатели, несмотря на бушевавшую в 30-е годы в Америке экономическую депрессию, активно раскупали товары в целлофановой обертке. «Целлофанированные» товары казались покупателям более современными и свежими. Изобрел целлофан в 1911 году швейцарский химик, безуспешно пытавшийся придумать покрытие для скатертей, спасающее их от пятен. Промышленные масштабы производство целлофана обрело после того, как компания «Du Pont» в 1923 году запатентовала материал и в 1927-м произвела ключевое усовершенствование, превратившее целлофан во влагонепроницаемый материал для хранения продуктов.

 

Эра пластмасс

В 1907 году немецкий ученый Фредерик Киппинг открыл силикон, а его бельгийский коллегаЛео Хендрик Бэкленд изобрел фенолоформальдегидную смолу - эти открытия, перевернули мир, положив начало эре пластмасс. Долгое время пластмассу использовали в качестве заменителя натуральных материалов при производстве разнообразных бытовых приборов и утвари. Пластмассы хорошо подходили для создания обтекаемых, изящных форм, которых требовал стиль модерн. Однако в упаковочном производстве возможности пластмассы до второй мировой войны не нашли должного применения, если не считать декоративных крышек, бесплатных приложений и окошек в складных картонных коробках.

На войне пластмассовые упаковки получили большее распространение. Одним из самых ярких примеров стала производившаяся для американских солдат этилцеллюлозная фляга с завинчивающейся крышкой. В пластмассовые емкости упаковывалось оружие, медикаменты и продукты. Целлофановые обертки на американских сигаретных пачках и термоформованные блистер-упаковки для лекарств появились также во время второй мировой войны. После победы союзников пластмассовая упаковка постепенно стала входить в жизнь мирных граждан по обе стороны океана.

Полиэтилентерефталат (ПЭТ), впервые полученный в 1941 году английскими химиками Уинфилдом и Диксоном, в упаковочных целях начал использоваться лишь в начале 60-х годов. Из ПЭТ в эти годы стали производить ткани для мешков и мягких контейнеров, растягивающиеся и липкие ленты, неориентированные и ориентированные пленки, а затем и гибкие материалы для термоформования. В конце 70-х гг. специалисты фирмы «Du Pont Company» (США) научились делать из ПЭТ «преформы» и выдувать из них бутылки для газированных напитков. В России производство ПЭТ-бутылок было освоено лишь в середине 90-х годов.

 

Tetra Pak: от идеи к воплощению

«Еще ни разу в истории человечества математическая идея не находила столь удачного практического воплощения», - так отозвался о знаменитом тетраэдре Tetra Pak великий датский физик Нильс Бор. Действительно, история упаковки Tetra Pak началась с того, что шведу Рубену Раусингу пришла идея о создании принципиально новой экономичной и гигиеничной упаковки для молока и молочных продуктов. Но путь от идеи до воплощения оказался длиной в 24 года.

В 1929 году Рубен вместе со своим другом и единомышленником Эриком Окерлундом основал небольшое предприятие «Окерлунд и Раусинг». Предприятием не без успеха было создано несколько вариантов упаковки для муки, сахарного песка, других сыпучих продуктов. Однако с упаковкой для молока пришлось изрядно повозиться.

Знаменитая упаковка в форме тетраэдра была изобретена в только 1944 году. Как-то зимним вечером, когда Эрик Валленберг сотрудник фирмы Раусинга сидел дома с высокой температурой и мастерил из бумаги макеты упаковки, его осенило: идеальная форма – это тетраэдр, четырехгранная

пирамида. Ее легко склеить и, что немаловажно, легко заполнить нужным содержимым. Она удобна, занимает мало места и супертранспортабельна. Но прошло еще несколько лет, прежде чем новую конструкцию удалось запустить в производство.

Первая упаковочная линия для производства упаковочных тетраэдров была сконструирована в 1952 году молочной ассоциацией «Лундаортенс». Она предназначалась для розлива сливок в упаковки объемом 100 мл. А в 1953 году на бумажные пирамидки Tetra Pak перешли крупнейшие молокозаводы Стокгольма. Затем их примеру последовали и другие шведские производители молока. За пределами Швеции первой оборудование Tetra установила компанияAlster Milchwerk из немецкого Гамбурга. Так началось триумфальное шествие «пирамидки» Tetraпо планете.

В 1961 году был разработан асептический вариант упаковки, резко увеличивший сроки хранения молочных продуктов, а в 1974 году канадская фирма Leiterie Cit впервые в мире упаковала в «кирпичик» от Tetra Pak сок. Сегодня компания Tetra Laval выпускает 90 млрд. упаковок в год, обеспечивая ими почти весь мир.

В 50-годы прошлого века безалкогольные напитки и пиво разливались в основном в стеклянные бутылки. Стеклянная тара, возвращавшаяся производителю для нового использования, занимала на складах супермаркетов много места. Поэтому супермаркеты в крупных городах Америки легкие напитки и пиво принимали на продажу только в жаркие месяцы. Частично проблему решила появившаяся в 1953 году консервная банка, выдерживавшая высокое внутренне давление пива, однако она была не пригодна для розлива газированных напитков. Окончательный успех банке принесли два технических новшества: изобретение алюминиевой банки в 1958 году и крышки с колечком, для которой не нужен консервный нож, в 1963 году. С проектированием колечка было немало трудностей, так как при вскрытии упаковки оно нередко отламывалось, и до содержимого уже было не добраться. Еще несколько лет ушло на проектирование колечка, которое вообще не отрывалось бы от банки. В 70-е годы The Coca-Cola Company практически полностью перешла на розлив своих напитков в алюминиевые банки и в появившиеся к тому времени ПЭТ-бутылки.

 

Требования

Упаковка товаров для народного потребления должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований. Они аналогичны общим требованиям купаковке и классифицируются в соответствии с ними.

Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства упаковки, ее конструкция должна отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Упаковка должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с товаром, так и в пустом виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

Упаковка должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов упокупателей.

К упаковке предъявляют следующие основополагающие требования: безопасность, экологические свойства, надежность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность.

Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не значит, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Такие вещества содержат многие виды упаковкиНапример, в металлической таре имеются железо, олово или алюминий; в бумаге — свинец; в полимерных материалах — мономеры.

В этих случаях безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки).

Информация о работе Упаковка грузов и товаров